Независимый
Ресурс
О красоте

Как найти своего учителя по йоге? Заметки неофита

Яна Зубцова
Яна Зубцова 24 марта 2015 59
Как найти своего учителя по йоге? Заметки неофита

Увлекшись на острове Бали йогой, Яна решила не бросать это дело. Оставался пустяк — найти учителя. Яна нашла — и заодно выяснила некоторые общие принципы, как это сделать.
После месяца почти ежедневных занятий в Desa Seni я поняла, что наконец поняла (sic), почему европейцы западают на йогу. С нашей любовью к средствам 10 в 1, это именно то, что нужно: гибкость членов, легкость чресел, уход в несознанку от мыслей о дедлайне, отчете, квартале, квартете (по крайней мере на полтора часа практики, а дальше как повезет), и анти-эйдж туда же впишите, и похудение, похудение, конечно же. И вот эту иллюзию (или не иллюзию?), что ты посидел в лотосе — и жизнь наладилась — тоже. Плюс это целая система. Встроился — и она тебе подсказывает, что есть, что не есть, что пить, что не пить, по чему плакать — точнее, что плакать ни по чему не стоит. Впереди маячит просветление. Заманчиво. Но если не хочешь просветляться, можешь всю жизнь заниматься исключительно развитием гибкости. Тоже неплохо.

01
У йоги, на мой нынешний взгляд, есть один существенный минус:) О ней все говорят и пишут обычно с придыханием. И вот это придыхание портит всю картину. Если я не брошу заниматься йогой и случайно дойду до просветления, обещаю, что буду об этом писать, а придыхание — душить всеми силами. Вы, дорогие читатели, мне поможете, в случае чего. Вернете на землю. Я вас знаю:)

03
Но пока я — неофит из неофитов. И к тому же — дерево деревом. В том смысле, что гибкость — вообще не моя история. Cадиться на продольный шпагат не умела даже в детстве. Мостик и колесо на пляже? Забудьте. Я лучше пешком постою. Какой лотос, о чем вы, я по-турецки скрестив ноги высидеть могу не больше двух минут. Короче, тяжелый случай, доктор.

И — да, мне нужна йога. Я хочу научиться собирать в кучку тело и мысли. Я хочу как-то по-другому себя ощущать во времени и пространстве. Я попробовала кусочек этого пирога, от которого всегда вежливо отказывалась, и поняла, что давно голодаю.

В общем — «Где тут, братцы, синагога? Расскажите, как пройти.» (С).

С этого начались мои поиски учителя. За пару-тройку недель я объехала-обошла кучу йога-студий и побывала на 10-15-20 уроках, каждый из которых был не лишен смысла. (Как начинающий йог я понимаю, что все, что с нами происходит, не лишено смысла. Впрочем, я всегда это подозревала:) В некоторых учителями были техничные бойкие девушки с идеальными спинами. В некоторых — меланхолически-прекрасные возвышенные мужчины с приличными бицепсами. В некоторых — поджарые индусы с масляничными глазами. Все было неплохо. И все было не то.

Своего йога я обнаружила в довольно неожиданном месте — моем любимом спа Sante de la Russie, куда заехала, кажется, на маникюр:) Пока сохла ногтями, вспомнила, что тут есть специальная йога-комната с соляными стенами. Потому что соль как-то там особо способствует дыханию. Спросила, есть ли свободный йог, готовый со мной позаниматься.
04
Йог оказался. Форма у меня с собой — тоже. И мы познакомились с Соханом. C тех пор я хожу к нему на уроки 3-4 раза в неделю, и всякий раз возвращаюсь с ощущением, что Бог (какой — неважно) все-таки, похоже, меня любит. Потому что мне все-таки очень везет.

Далее последует список из 5 пунктов о том, как надо и как не надо делать, когда ищешь учителя и начинаешь заниматься йогой. Отнеситесь к нему снисходительно — он глубоко субъективен, как и все мы, когда говорим правду о том, что нас на самом деле волнует.

sante de la russie yoga

Сохан — индус, занимается йогой всю жизнь, преподает — последние лет десять, из них 4 года — в Москве

1. Не ходите на групповые занятия

Или, по крайней мере, не ходите только на групповые занятия в самом начале своего йога-пути. Особенно если вы такое же дерево, как я. Даже если в группе всего 5 человек и эта группа таких же деревьев — все равно не ходите. Для деревянного неофита это мероприятие вполне себе бессмысленное. В йоге есть несколько банальнейших базовых движений — как прогибать спину, как держать колени, куда тянуть голову, как гнуться, если ты никогда не гнулся. И эти движения вам должны индивидуально поставить. Вот прямо руками взять — и поставить, предварительно правильно оценив уровень вашей деревянности. Иначе вы будете тянуться за более гибкими, ловкими и умелыми в своей группе — и привет, травмы. Или даже если не будете тянуться — все равно не будете выполнять все правильно. И привет, травмы. Внимание учителя должно быть сконцентрировано только на вас. Игре на фортепиано, например, не учат же в группах? Сначала же руку вам учитель должен поставить, правильно? И на скрипочках тоже групповые занятия не слишком приветствуются. Ну и тут — тоже лучше не надо. Потом, когда научитесь смычком туда-сюда елозить правильно и в ноты попадать — можно и в оркестровую ямку. А пока — нет. Сохан взял меня тем, что на первом же занятии выставил мне пальцы на руках «вразлапку» — иначе, сказал он, ты никогда не сделаешь правильно асану «собака мордой вниз». А мне всегда казалось, что так неинтеллигентно расставлять пальцы… ну… #мылюбимвсекрасивое, а это же какой-то ужас, нет? Нет.
05
2. Бойтесь людей, которые на первом уроке хотят вас поставить на голову

Некоторые учителя почему-то считают, что встать на голову — мечта любого неофита. Это не всегда так, а в моем случае — вообще совершенно не так. Стоять на голове — ни разу не самоцель. Хотя да, я понимаю, что если ты никогда не стоял на голове, а тут тебе показали и доказали, что ты это можешь — ты такой «вау! какой крутой учитель, он меня на голову поставил!» И типа как уже никуда не денешься. Некоторые учителя со мной это тоже пытались провернуть. Были ужасно разочарованы:) Встала я там на голову или нет — дело десятое. Йога не в стоянии на голове для меня заключается. Плох тот учитель, который это сразу не поймет. Не достиг он, видимо, просветления:)) Сохан этой ловушки счастливо избежал. Дав мне пару-тройку нехитрых асан для начала, он сконцентрировался на таких же нехитрых асанах, не выказывая ни малейшего желания взять меня на «неслабо» или потрясти мое же воображение моей же невесть откуда взявшейся крутизной. За что ему большое спасибо. На голове мы, думаю, еще постоим, а если это случится нескоро — что за беда?:)
063. Бойтесь людей, которые пытаются вас лечить

Эта тема очень распространенная, особенно среди европейских йога-учителей, которые успели почитать старика Фрейда. Они свято верят, что негибкость ваших локтевых суставов — свидетельство ваших комплексов по поводу матери отца самооценки, неспособность сесть в лотос или просто исполнить асану «мадам баттерфляй» (она же бабочка) — знак зажатости вашей сексуальной энергии, а невозможность достать руками пола — показатель детских психологических травм. И все это нужно «продышать», обиды — простить, ошибки — пережить, и тогда ноги скрестятся в нужном месте. Такие учителя стараются работать как психотерапевты. Но даже к классической психотерапии у меня есть вопросы, а к йога-психотерапии их вообще мильон. Если верить этой теории (зажатость мышц — комплекс), я не человек, а один сплошной комплекс. Хотя здравый смысл подсказывает, что есть очень много людей, которые закомплексованы гораздо сильнее меня, а гнутся в разные стороны гораздо лучше. Сохан, опять-таки, взял меня тем, что объяснил мою неспособность сидеть, скрестив ноги, не комплексами, а просто воспитанием и телосложением. Я его спросила — «Почему у меня болят щиколотки, когда я так сажусь?» — «Ты просто неправильно распределяешь массу тела, потому что не можешь пока выпрямить позвоночник. Вся она падает на щиколотки — и, конечно, тебе больно». Плюс сто к его карме. И ни слова о комплексах. Точно также, без погружений в психоанализ, он объяснил мне, почему индусы и азиаты вообще легко садятся в позу лотоса, а европейцы — нет: «У нас нет дома обеденных столов. Мы едим на полу, а куда ты на полу денешь ноги? Если с детства так сидеть, тело привыкает. Вот и все.» Долой столы, подумала я. И да здравствуют трезвомыслящие люди.

Сохан вообще не предпринимает попыток вскопать мне душу. Он — йог, а не диггер, и это прекрасно. И еще мне импонирует, что Сохан — индус, и мы говорим с ним на неродном для нас английском. Это тоже служит естественным ограничителем от излишних психокопаний. Не надо путать йогу с кушеткой старины Фрейда, имхо.

07
4. Бойтесь людей, которые ни о чем вас не спрашивают

После первого занятия, подняв меня из блаженной шавасаны (единственная поза, которй я владею почти в совершенстве, по крайней мере с технической стороны:), Сохан спросил — эни квесшионз? Какие-то вопросы?.. И так он меня вопрошает всякий раз после урока. Вопросы, как правило, у меня имеются в избытке. Я задаю парочку — получаю очень логичный, понятный, простой ответ. Но в самый первый раз, когда мы только познакомились, он спросил меня — «Зачем тебе нужна йога? Гибкость? Здоровье? Физическая форма? Медитация? Зачем?» Я тогда не нашлась, что ответить, потому что, понятно, нам нужно все и сразу. Но по его словам поняла, что если бы я сказала «гибкость и физическая форма», Сохан не стал бы меня грузить медитациями и прочей його-эзотерикой. Он готов принять любой ваш ответ и работать на этом уровне. При том, что в нем самом уровней — масса. Вот это меня особенно привлекает — когда ты чувствуешь, что человек чувствует жизнь на тех же многочисленных струнах-уровнях, что и ты. Но не торопится их все на тебя навесить. Может, тебе они и не нужны? Может, в твои планы все это не входит? Ну и отлично, будем дальше стоять в позе «собака мордой вниз». Это тоже полезно для здоровья. Есть в этом что-то библейское и мудрое — «дай человеку то, что он способен принять и вынести».
08
5. Бойтесь людей, которые вас к себе привязывают

Зависимость от учителя, как и зависимость от психотерапевта, врача, астролога, подруги, готовой в час ночи выслушивать ваши истории в жанре «а он — а ты — а он?» — вещь многократно описанная. Влюбиться в своего учителя и впасть в зависимость от него — проще простого. Соблазн велик, избежать удается немногим. Уверена, грамотные учителя об этом прекрасно осведомлены. Самые ушлые на этом отлично работают. Сохан же мне все время говорит: «Ты можешь заниматься сама. Я тебе не нужен постоянно. Йога — это не занятия в классе, точнее, не только и не столько занятия в классе.» С самого начала он дал мне комплекс, который надо делать самой. А тут еще случилась такая история — я уезжала, болела, опять уезжала. Когда мы снова встретились спустя три недели, он просто сказал мне «привет» и ни словом не обмолвился, что за это время я задеревенела обратно в тех местах, которые мы вроде как с ним уже проработали. Никаких тебе ай-яй-яй, ничего такого. Наоборот, сказал, что отдыхать от практики и от него — отличное дело, это надо, это прекрасно. Мне хотелось его поцеловать.

Дальше будет много картинок, где Сохан показывает разные асаны. Смотреть приятно. И нет, он все время подчеркивает, что не считает себя гуру, у него в Индии есть свой учитель, он тоже учится, и это нормально.

За это я люблю его еще больше.
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
Ни в одну из этих поз, которые Сохан показывает, я не могу встать правильно. Но он занимается этим всю жизнь, а я — пару месяцев, так что неудивительно:) Впрочем, меня даже не слишком заботит, смогу ли я когда-нибудь. Занятия йогой с Соханом — может быть, первое дело в моей жизни, не считая секса, когда меня занимает не результат, а сам процесс.

Но за месяц занятий прогресс, конечно, наметился. Я, например, теперь умею вот так:)

Вам смешно, а для меня эта миссия была совершенно невыполнима. Особенно с полностью выпрямленными коленями

Вам смешно, а для меня эта миссия была совершенно невыполнима. Особенно с полностью выпрямленными коленями

Еще расскажу скоро об уроках с Соханом и об опыте йоги-нидры. В двух словах — это очень круто.

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...