Paloma: «Мир полон запахов. А моя голова — впечатлений о них»
Екатерина Хмелевская — она же Paloma — ведет блог об ароматах aromablog.ru. И, по-моему, это один из немногих блогов в рунете на парфюмерную тему. Он не страдает ни графоманией, ни приторным щебетом, ни тяжелой хваткой магазинного завхоза, пытающегося продать товар. Лучшие Катины посты — это хорошая проза. В них всегда ирония, иногда — необходимая доля цинизма, и обязательно — дистиллированная искренность. Ну и отличное владение предметом, само собой. Рекомендую читать ее не только парфаманьякам, которые и так это делают, а вообще всем, кто хочет «повысить свою аромаграмотность» и получить удовольствие от процесса. А для начала почитать ее ответы на вопросы. Тоже очень полезно.
— Катя, кто вы по специальности и насколько увлечение ароматами связано с вашей работой?
— По специальности я строительный экономист, много лет работала в рекламе. Моя нынешняя работа никак не связана с увлечением — кроме того, что она началась с увлечения. Хронология такая: я погрузилась в мир запахов, потом поняла, что необходимо записывать впечатления, начала записывать — мои тексты стали читать, обсуждать, цитировать. А спустя четыре года я получила приглашение на Радио «Звезда» и в качестве портфолио предъявила свой блог. Теперь я главный сценарист. И на работе ни слова о запахах.
— Как и где вы учились понимать ароматы?
— В самом начале пути на замечательном сайте lioness.sitecity.ru я наткнулась на классификатор ароматов от двух известных химиков Хаармана и Реймера. Все ароматы были рассортированы по годам и классам, самые заметные — выделены жирным шрифтом. Изучила я классификатор и поняла, что большая часть интересных мне духов, например, Mitsouko, Parure, Paloma Picasso — это шипры. Кто такие шипры? Непонятные слова, незнакомые названия. И я методично разыскала и перебрала почти все ароматы из этого класса. Прямо по карте Хаармана и его доблестного друга Реймера. Попутно выяснила всё, что было можно о шипрах, из чего они состоят. Сопоставляла запахи и записанные составы. Потом случилась удача номер два под названием «музей фабрики «Новая Заря». Там было настоящее парфюмерное сырье и его давали понюхать. Сколько раз была на тех экскурсиях, даже уже не вспомню. Жаль, сейчас музей закрыт.
— Можете вспомнить ваши первые ароматные фетиши? Не кажутся ли они сейчас вам смешными? Вообще, как менялись ваши вкусы и пристрастия?
— Почти все мои любимые ароматы до сих пор со мной. Я им многократно изменяла, забывала о них на годы, но всегда возвращалась. Например, недавно удалось добыть тот самый выпуск Paloma Picasso, что был у меня в начале 90-х и Farouch Nina Ricci, которые я таскала у мамы, страшно сказать, 25 лет назад. Эволюция вкусов — это отдельная большая история. Сначала перебирала знакомые наименования в поисках «того самого, единственного». Потом наоборот — копалась в куче редкостей в поисках жемчуга. В лёгкой форме переболела увлечением нишевой парфюмерией. Причем тогда, когда этих марок в России ещё легально и официально не было. Затем друзья ароманьяки мне рассказали, что духи могут храниться очень долго, что раньше их делали совсем из других материалов — настоящего жасмина и розы, теплых нитромускусов, цивета, бергамота. И дали попробовать. Разница была несомненная. Так я познакомилась с винтажными духами.
— Вы считаете, что винтажные духи — лучшее, что можно сейчас носить?
— Нет, я считаю, что интересных ароматов сейчас выходит не больше, чем 10, 30, 50 лет назад. Их — единицы. При том, что в 30-х годах выходило несколько десятков ароматов в год, а сейчас около 700. О чем это говорит?
Из недавних приобретений современных ароматов — Bas de soie Lutens и Mr.Blass Bill Blass. В последнее время часто ношу Amouage Jubilation 25. Или он уже не современный? 2007 год, практически винтаж! :))
— Ваш блог существует, по меркам интернета, очень давно. Как менялась — если менялась — за это время ваша манера письма? Учитываете ли вы, когда пишете очередной пост, что нравится, а что оставляет равнодушными ваших читателей?
— С 2004 года я в livejournal, а на автономном домене с 2008-го. В 2004-м это были короткие заметки для себя, записки эмоционального склеротика. Потом я поняла, что у блога есть аудитория, а у меня — ответственность перед ней. В блоге я пишу только о том, что интересно мне. И так, как мне этого хочется. Даже рубрика «Полезное» на самом деле очень эгоистичная. Теперь, когда в сотый раз спрашивают о сроках хранения, я просто даю ссылку.
— Кто помогает вам с технической точки зрения? Вообще, насколько сложно вам управляться с вашим блогом?
— Никто не помогает. Не такая уж великая наука сделать блог на стандартном движке. Пару дней почитала блоги и форумы по wordpress, на третий — установила, собрала, натянула и подкорректировала дизайн. Сейчас это может любой школьник.
— Сколько времени отнимает ведение блога? И не жалко ли вам его? Сколько времени уходит на создание одного поста? Долго ли вы размышляете, работаете над словами? Вывешиваете ли пост, если вам не нравится, как он написан, только потому, что «надо же обновляться»?
— Времени не жалко. Я люблю блог и его посетителей, скучаю без них. На создание одного поста уходит от 5 минут до нескольких месяцев. Движок позволяет публиковать статьи тогда, когда нужно, а не когда они написаны, поэтому творческая кухня скрыта от глаз читателей. Проблем с обновлением нет. Мир полон запахов, а моя голова — впечатлений о них. Но если хочется помолчать — молчу.
— Какие блоги вы читаете? Комментируете ли там что-то?
— Читаю новостную ленту NowSmellThis, Викторию — Bois de Jasmin, Марину — Perfume-Smellin’ Things, Grain de musc и многих других. Почти не комментирую, потому что я не политкорректный обозреватель. Если парфюм плохо пахнет, я так и скажу, вежливо молчать не буду. Еще из парфюмерных блогов — блог Сергея Борисова. Он умеет находить никому неведомое, редкое, идейное и сумасшедшее. Блоги о косметике и моде не читаю. Обзоры «ах, какая чудесная палеточка выйдет у Диор к рождеству. Хочу!» меня не устраивают. Где тактико-технические характеристики? Где полевые испытания? Где живой образный язык?
— Вы довольно часто даете обзоры не новых ароматов, а тех, что выходили несколько лет назад. Вы не разделяете точку зрения, что блогер должен реагировать мгновенно и что в скорости — наша сила?
— Я довольно часто даю обзоры ароматов, которым лет 50 — 70. Знаете, сколько лет самому старому флакону в моей коллекции? Он 1938 года. Я не разделяю точку зрения, что блогер кому-то что-то должен. А спешка хороша только при ловле блох. Сила блогеров в собственном, предвзятом, частном, честном, взвешенном мнении, а не в быстрой перепечатке пресс-релиза.
— Парфоманьячество — дорогое хобби. Сколько вы тратите на него? Часто ли покупаете себе ароматы?
— Однажды редкие винтажные духи оказались дороже недавно купленной стиральной машины. И тогда я решила, что это и будет верхний предел. Дороже духи стоить не могут. Покупаю часто, но почти не покупаю в наших магазинах — дорого. И вообще почти ничего не покупаю в оффлайновых магазинах. У меня есть любимый «магазин», он называется ebay и доступен по всему миру.
— Как складываются ваши отношения с пиарщиками? Присылают ли вам новинки для тестирования? Пиарщики каких марок, с вашей точки зрения, наиболее правильно работают с блогерами?
— Российские дистрибьюторы пока недооценивают силу электронных сми вообще и блогов в частности. Иногда что-то присылают, приглашают на презентации, но это всё разовые акции, эффективность которых почти невозможно отследить ни мне, ни им. Давняя дружба у нас с дистрибьютором Caron. Я люблю эту марку, ношу духи, пользуюсь пудрой и уходовыми продуктами, с радостью публикую обзоры, новости, информацию об акциях и открытии новых магазинов. И скажу по секрету, мой обзор рассыпчатой пудры Caron поднял её продажи в 2 раза. С блогерами прекрасно работает представительство Chanel и компания Солинг (бутик MayFair).
— Как вы относитесь к моде на ингредиенты — например, к моде «на уд», на туберозу или на жасмин?
— Язвлю, естественно. Людей, способных совершить прорыв в парфюмерии — единицы, да и те сейчас, видимо, в кризисе. Поэтому хоть уд, хоть не уд …
— Какие блоги и какие книжки вы могли бы посоветовать читать тем, кто интересуется ароматами, но пока не разбирается в них достаточно хорошо?
Чтобы понять, что аромат — это не средство личной гигиены, стоит почитать сайт замечательного человека, талантливой женщины и великого коллекционера http://lioness.sitecity.ru . Курс молодого бойца — aromania.ru. Психологические и социологические аспекты, интересные и исторические факты — книга «Ароматы и запахи в культуре» О. Вайнштейн. Сборник едких, метких, спорных обзоров Luca Turin & Tania Sanchez PERFUMES The A-Z Guide. Есть еще бесконечный ресурс basenotes.net с его энциклопедией и форумом. Ну и welcome to the club — aromablog.ru
— Согласны ли вы с мнением, что к любви к хорошим ароматам надо прийти так же, как к любви к хорошей музыке или к хорошей литературе — то есть читать, слушать и учиться?
— К любви? Она либо есть, либо нет. Можно выучить названия и умные слова, можно нарастить ольфакторную библиотеку и коллекцию, можно натренировать нос. Но если нет потребности ощущать запахи, если не развита или отсутствует способность пропускать запах через себя, свои эмоции, как электричество от левой до правой руки через сердце, то это что-то другое. Не любовь. Культурная и гигеническая привычка, гламурное хобби или что-то ещё. Иначе говоря, сначала любовь, потом «читать, слушать и учиться». В обратную сторону не работает.