Правда о неправде
Возможно, половина того, о чем я хочу написать, кому-то покажется слишком очевидной, а вторая половина — слишком невероятной, чтобы быть правдой. Но лично меня эти истории, когда я о них узнала — а это произошло сравнительно недавно — потрясли до глубины моей наивно-циничной души. Поэтому вместо того, чтобы написать давно запланированный пост о том, какие бьюти-средства я привожу обычно из Парижа, я пишу сейчас о вранье о бьюти-средствах, которое существует в блогах, ЖЖ и на форумах.
Подлинные имена людей, которые мне рассказывали эти истории, а также подлинные имена тех, о ком они рассказывали, не уквазаны по одной-единственной причине. Я не уверена, что они (первые люди, а не вторые, на вторых мне решительно наплевать) хотели бы быть названными. Но я абсолютно уверена, что они рассказывали мне правдивые, а не выдуманные истории. Смысла фантазировать им не было никакого.
Все эти люди работают в нашей красивой индустрии, то есть индустрии красоты. А истории, которые они мне рассказывали, какие-то не очень красивые, да.
История первая. Про неправду в ЖЖ. «Дайте мне денег, и я напишу, что ваша марка самая крутая.»
Одна известная журналистка, ведущая к тому же свой ЖЖ и имеющая там то ли 10, то ли все 100 000, то ли френдов, то ли читателей (я не сильна в ЖЖ-табеле о рангах и статистике, сорри), назовем ее Наташа, состояла в более или менее близких деловых отношениях с одной очень известной бьюти-пиарщицей, назовем ее Маша. «Близкие деловые отношения» в нашем бизнесе — обычное дело. Это когда ты встречаешься для совместного завтра-ланча-ужина с PR-человеком два-три раза в месяц, знаешь по именам его детей, имеешь представление о его муже и уровне его доходов, и вы иногда с удовольствием обсуждаете не только последние новинки марки, но и последние глянцево-светские сплетни, а также кино, которое сейчас все смотрят, книжку, которую сейчас все читают и так далее. Таким образом пиарщики «крепят связи с общественностью», а журналисты едят, пьют и приятно проводят время. И время от времени из таких разговоров действительно вырастают какие-то темы, сюжеты, заметки и прочее. Так что дело это обоюдополезное и обоюдоприятное. Так вот, Наташа и Маша иногда встречались. Наташа не была бьюти-журналистом, но любила баночки и вообще все такое «настоящее, красивое, блестящее». Поэтому Маша иногда подбрасывала Наташе баночки. И Наташа обычно бывала вполне удовлетворена и считала, что день прожит не зря.
Но однажды Наташа решила, что пора, так сказать, монетизировать эти отношения. И сказала Маше примерно следующее: «У меня во френдах (или в читателях?) 10 (или 100?) тыщ. Если хочешь, я могу поднять продажи твоего бренда N. в два раза. А может быть даже в три. Хочешь?» — «Здорово, — сказала Маша, — конечно, хочу. Вот, я тебе принесла на тестирование…» Но в тот вечер Маша явно была не склонна к лирике. Тестирование ее не интересовало. Она предложила вполне конкретную сделку: Маша берет Наташу «на бюджет» и платит ей, например, 1000 долларов в месяц. За это Наташа три или четыре раза в своем ЖЖ, где она вообще-то описывает всякие важные вещи — о временах, о нравах, о бездомных кошках и собаках и о моде на сумки Сeline, упоминает в восторженных выражениях о том, какие прекрасные банки выпускает марка N.
Маша — казалось бы, опытный боец — сначала просто не поняла, о чем, собственно, речь. Тогда Наташа ей пояснила на живом ЖЖ-примере. В ее блоге, сказала Наташа, время от времени появлялись упоминания об ассортименте магазина B. Невзначай, как бы by the way. Одна вещица из этого магазина очень скрасила жизнь Наташи. Спустя пару недель вторая вещица из этого магазина тоже не оставила Наташу равнодушной. А третья вещь — спустя еще месяц — так приглянулась Наташе, что она решила подарить ее своему бойфренду на День святого Валентина. «И что, ты думаешь, я пишу, как дура, про этот магазин просто так? — хмыкнула Наташа, — Нет, я у них на бюджете. Но с косметическими марками я пока не работаю, тебе первой предлагаю.»
И тут на мою Машу напала полная оторопь. Потому что, во-первых, косметические компании такого масштаба, в которой работает Маша, не раздают наличные налево и направо. Во-вторых, потому, что никогда раньше она о подобном не слышала. В-третьих, потому, что Маша быстро сообразила — если она сейчас радикально скажет Наташе, та вполне может оскорбиться. А, оскорбившись, написать в своем ЖЖ, что от марки N. у нее на лице прыщи, плюс волосы поредели, плюс целлюлит прорезался. И бороться с этим ЖЖ-беспределом будет совершенно невозможно. Короче, Маша взяла тайм-аут, в котором, кажется, скрывается до сих пор, мучимая сомнениями: с одной стороны, понятно, что автор ЖЖ тоже человек и тоже хочет зарабатывать и покупать сумки Celine, о которых пишет. А с другой — ведь это самая противная неправда, которую только можно себе представить, потому что все эти 10 000 (или 100 000?!) человек, которые читают Наташин ЖЖ, правды никогда не узнают, и будут верить Наташиным словам. Потому что ведь понятно: в журналах все врут, по телевизору — тем более, но ЖЖ — ЖЖ это ж последний оплот честного слова!
Так вот, никакой это не оплот. По крайней мере — вовсе не обязательно оплот. Может быть и просто бизнес.
История вторая. Про неправду на форумах. «Дайте нам денег, и мы не будем про вас писать, что вы дурак»
Одна очень известная клиника эстетической хирургии недавно подверглась форменному вымогательству со стороны хозяев одного известного форума, на которых девушки дни и ночи напролет обсуждают, какой доктор лучше делает носы, какой — убирает грыжи под глазами, а какой — увеличивает грудь. Представители этого форума пришли в эту клинику и сказали безо всяких там обиняков: «Две тысячи долларов, и мы не будем банить сообщения, в которых говорится, что ваш доктор М. — хороший. Еще две тысячи долларов — и мы будем банить сообщения, в которых говорится, что ваш доктор М. — полный дилетант и самозванец в белом халате. А еще две тысячи долларов — и мы наймем пять дур, которые под никами «Милашка», «Симпатяшка», «Дурашка», «Букашка» и «Какашка» будут дни и ночи напролет писать, что ваш доктор М. — гений, и делать нос, грудь и глаза можно только у него». Руководство клиники (опытнейшие, между прочим, люди) впало в ту же прострацию, что и моя знакомая пиарщица Маша. А потом навело справки и выяснило: половина из имеющихся в интернете крупных форумов, касающихся вопросов эстетической хирургии, косвенным образом принадлежат известным пластическим хирургам и/или клиникам. И представители этих клиник/хирургов бдительно следят за контентом и восторженными/гневными отзывами всех этих «Милашек», «Симпатяшек» и «Букашек». И «неправильные», «неполиткорректные» отзывы банятся со всей жестокостью. А вторая половина этих форумов существует, так сказать, на «коллективные пожертвования» — то есть ряд клиник принимают условия, схожие с теми, что были озвучены выше. И исправно заносят деньги в кассу. Поэтому на этих форумах их исключительно хвалят. А другой ряд клиник — тех, что не заносят — исключительно ругают. «Нужные» отзывы неотличимы от отзывов ничего не подозревающих форумчан, так как фабрикуются с учетом обычной орфографии, пунктуации и стилистики обычных «Симпатяшек». Даже фотографии выкладываются, чтобы не подкопаться: «девочки, вот я «до», вот я три дня после, а вот я месяц после операции у доктора N».
И эта клиника тоже пребывает до сих пор в замешательстве. Не дашь — обольют негативом от лица «Милашки». Дашь — и что теперь, всегда давать?!, а клиентки ведь потенциальные — они думают, что они умные, они не верят, что доктор на консультации говорит; зато они верят, что на форумах девчонки пишут. Клиника эта спрашивает меня — потому что давно меня знает, и полагает, что я «знаю интернет-законы» — как правильнее поступить. А я не знаю. Потому что это вымогательство, рэкет и бандитизм, про которые мне ровным счетом ничего не известно, ни в реале, слава Богу, ни в виртуале.
А в самом деле, что? Ведь девчонки верят, да. Я сама не раз заходила на эти форумы, чтобы услышать «глас народа» по поводу какой-нибудь новой хирургической затеи. И тоже верила.
История третья. Про неправду в комментариях. «Дайте нам денег, и ни один комментарий, не соответствующий вашим интересам, не доживет до утра»
Эта история очень похожа на предыдущую. Одна косметическая компания решила «продвигать себя в интернете». Ну типа это сейчас модно, без этого никуда, принт — вчерашний день и так далее. Как и куда продвигать, она не очень себе представляла, и пригласила несколько пиар-агентств, специализирующихся на этом самом «загадочном интернете». А пиар-агентства им сразу выставили смету, в которую, в частности, входила оплата труда «девочек». Эти «девочки», объяснили агентства, предоставляют «услуги». То есть тупо сидят целыми днями на сайтах, где пишут про косметику, и комментят, комментят, комментят… с трех компьютеров… с десяти разных адресов… на ста разных сайтах… Появилась, например, на каком-нибудь сайте статья про лаки. Кинулись туда девочки — и ну писать. То друг с дружкой поговорят, то сами с собой… Некоторые, подозреваю, долго не выдерживают, сходят с ума — это же верный путь к шизофрении, раздвоение, растроение, распятерение личности происходит стремительными темпами.
Пишут, естественно, то, что надо: лак долго держится, быстро сохнет. Или, если надо — то наоборот: «лак плохо держится, вообще не сохнет…» Дальнейшее очень похоже на наши с вами комменты тут. Только мы все-таки от души, хочется верить:)) а некоторые — вот, на этом зарабатывают.
Ну и те же пиар-агентства (в приватной беседе, уже не для протокола) открыли глаза этой косметической компании на положение дел о комментах на тех сайтах и порталах, где можно дать прямую рекламу. Мол, если вы рекламодатель, то вам вообще можно не париться. Потому что негативные комменты о вас, если таковые поступят по досадной случайности, будут жестко отмодерированы и стерты раньше, чем их успеет прочитать ваша целевая аудитория.
Косметическая компания сильно задумалась, так ли ей надо ходить в интернет. И до сих пор думает. Меня тоже в каком-то смысле привлекла к подумыванию.
А я по-прежнему не знаю. Но я знаю, что многие все-таки верят этим комментам и этим ЖЖ, как наши мамы верят телевизору и сказкам про яд в колбасе. И от этого мне досадно, противно и даже почему-то обидно, как в детском саду, когда на ужин опять подали манную кашу, хотя еще на завтраке было ясно, что ни один человек в группе ее есть не в состоянии. МарьВанна, а гречневой каши не дадут? Не дадут. МарьВанна, а это мне что ли одной гречневой каши хочется? Иванова, ешь и не капризничай!