Calyx: кто на старенького?
Компания Estee Lauder решилась-таки запустить в России свою новинку 25-летней давности — аромат Calyx, созданный Софией Гройсман под чутким руководством еще самой Эсте. Это — маленькое великое событие, из разряда «сенсация для своих», и будет жаль, если оно пройдет незамеченным. У Calyx сложная судьба — он что-то вроде любимого пасынка в семействе Estee Lauder. В том смысле, что в материнском имени ему отказано. Но зато он считается «избранным» и почти «нишевым», то есть «для тех, кто понимает». На презентации — надо полагать, по соображениям маркетинговой стратегии — возраст аромата тактично опускался: наш народ в массе своей падок на «новинки» (почему-то я не люблю это слово необъяснимой нелюбовью), а к старым ароматам относится как к осетрине второй свежести. Хотя ароматы вообще-то — не рыба и не женщина. И не всегда портятся со временем.
Но, наверное, с точки зрения маркетинга, наш народ проще ввести в заблуждение, чем пытаться переубедить. Мы будем гордо носить новодел только за то, что он новый, и подозревать консультантов в магазинах, что нам пытаются «втюхать залежалый товар». Разница между «вчерашними новостями» и «вечной классикой» ускользает от понимания масс, а массы делают кассу, и я не буду строго судить PR- департамент Estee Lauder за это мелкое лукавство во имя будущих продаж, а вернусь собственно к аромату.
Итак, София Гройсман, «наша девушка из простой белорусской семьи», волею судеб занесенная в американский мир чистогана и наживы и ставшая там великим парфюмером, сочинила Calyx в 1986-м году. Ее дразнила идея сделать аромат, в котором верхняя фруктово-цитрусовая нота не утрачивала бы свое звучание, а продолжалась бы и множилась вглубь и вширь, и набирала мощь, и вибрировала. По другой версии (ее, как нетрудно догадаться, придерживается компания Estee Lauder:)) эта идея принадлежит Эсте. (Так или иначе, дамы приятельствовали, а посему разборки между ними вполне естественны.) Заказ Софии, состоявшей на службе в IFF, поступил от марки Prescriptive. Марка же входила в концерн Estee Lauder и была задумана Эсте как бренд, в котором можно экспериментировать, не подводя свое имя под удар в случае неудачи. Требовалось нечто «искрящееся, бодрящее, новое и свежее». В 1986-м году, до наступления эпохи минимализма и «легоньких» «свеженьких» ароматов это было как минимум дерзко. На сцену явно вызывались цитрусовые, и отягчать их в шлейфе амброй не хотелось. Гройсман страшно гордилась своим озарением, снизошедшим на нее во время поездки в Израиль: грейпфрут и зелень, вот что требовалось в задачке. Она их смешала, добавив запатентованную молекулу IFF, полученную не из самого грейпфрута, а из его цветка. Добавлены также были мандарин, бергамот, гуава, манго, жасмин, лилия, дыня, малина, цикламены, ноготки и роза. Calyx произвел фуррор. Все свободомыслящие и продвинутые американские девушки, которым в конце 1980-х было по 18 лет, носили его, как знамя свободы.
В те времена в парфюмерии еще не стало стыдным заявлять во всеуслышанье, что в аромате присутствуют синтетические молекулы. «Парфюмеры часто говорят, что стараются воссоздать запахи живой природы, — замечала Гройсман, — Но что такое живая природа? Бог не создавал Chanel N5. Это сделал парфюмер.»
По-моему, заявление прекрасное.
У Calyx есть одна особенность. Он на всех звучит очень по-разному. Идея продлить во времени свежий цитрусовый аккорд реализовалась не полностью. На ком-то грейпфрут, едва вспыхнув, гаснет, зеленая листва подсыхает, и остается корзина из свежих фруктов, а может, даже пирожное-корзиночка, присыпанная сахарной пудрой. На ком-то, наоборот, зелень и цитрусовые вибрируют долго — и тогда, как в мае после дождя, сносит голову от переизбытка надежд. Так что его надо пробовать, этот Calyx, обязательно, и желательно пристально за ним наблюдать — как он себя поведет и чем отзовется.
Но в своем роде он был первым и уникальным. Его потом, как это водится, разобрали на составляющие. Зелень с цитрусом схлынула в «минималистские» ароматы, фруктовая корзина плавно переехала к «кондитерско-цветочным». И те, и другие не допускают двойственных толкований, они ведут себя предсказуемо, без глупостей и вольностей. Работают на свою аудиторию, отрабатывают бюджеты. Тем и скучны.
А Calyx остался единственным. Девушки, которым в конце 1980-х было 18-ть, но которые до сих пор не пробовали Calyx, полюбят его за наконец-то реализованную мечту юности. Девушки, которые в это время еще не родились, возможно, тоже его полюбят, потому что у юности, в сущности, мечты одни и те же — дразнить, обманывать, спрятаться — и так, чтобы в конце концов тебя обязательно нашли.
Он остался, кстати, единственным ароматом и в Prescriptives. Этот маленький бренд сегодня не может похвастаться громкими премьерами, хотя имеет в своем портфолио декоративную косметику, которая, говорят, неплохо продается через интернет. На его сайт можно посмотреть тут. Выводить Prescriptives на российский рынок компания Estee Lauder не собирается. В планах — привезти банную линию Calyx, но это еще не завтра, надо посмотреть, как освоится у нас сам аромат. Продаваться он будет исключительно в 25-ти магазинах «Иль де Ботэ» (цена — 3 500 руб за 50 мл.) Если продавцы будут выдавать вам его за новинку — не верьте. Но не отвергайте его только на том основании, что он, возможно, ваш ровесник.