The Essence of Perfume. Roja Dove. Ароматная классика. 1910-ые
Третий отрывок главы из книжки Роже Дава — о новом десятилетии и новой эпохе — для тех, кто следит за нашим сериалом:) В предыдущих сериях речь шла о Франсуа Коти и Эме Герлене. В этой пойдет об Эрнесте Далтроффе, о котором вообще мало кто слышал, хотя он создал дом Caron — один из немногих домов, которому удалось избежать сомнительной участи быть поглощенным (и заживо съеденным) какой-нибудь прожорливой корпорацией.
1910-ые
В 1910-х ароматы, как и женщины, резко эмансипировались.
В то время мир находился в состоянии непрерывных изменений. За Первой Мировой войной последовала русская революция, затем — гибель непотопляемого «Титаника», затем — обретение женщинами избирательного права, затем — опьянение первыми глотками эмансипации. Гул всех этих событий сливался в звон погребального колокола: он звонил по безвозвратно уходящему времени, в котором наличествовал незыблемый, раз и навсегда установленный порядок. Отныне порядки должны были быть переписаны. Все должно было измениться — везде и всюду, включая и роль женщины в этом мире, и отношение женщины к себе самой.
В частности, женщина внезапно отказалась пахнуть цветами. Кутюрье Поль Пуаре избавил ее от корсетов, бьюстье и подушечек, которые требовалось подкладывать под платье пониже спины, Габриель Шанель сшила ей наряды из джерси — материи, которая раньше считалась пригодной только для нижнего белья, — и заменила высокие прически в стиле эпохи короля Эдуарда VII на стрижки-боб. И в совокупности все это привело к тому, что изменилось само понятие женственности — гранд-дам сменили petits garcons.
А в парфюмерии — в парфюмерии в это десятилетие появился аккорд шипра. Его гармония была (и до сих пор остается) столь важной и значимой, что многие парфюмерные дома пытались присвоить себе честь ее создания. Справедливости ради отметим — и английский парфюмерный дом Atkinson, и французский дом Guerlain выпускали ароматы, в названии которых действительно было слово «chypre». Но утверждение, что эти ароматы имели хоть что-то общее с действительно с потрясающим Le Chypre Coty, всего лишь показывает, как люди до сих пор продолжают завидовать славе Франсуа Коти. Именно его композиция положила начало абсолютно новому стилю и открыла эру взросления парфюмерии.
Narcisse Noir, Caron, 1911
Созданием аромата Narcisse Noir Эрнест Далтрофф продемонстрировал свой гений и обеспечил имя дому Caron.
В парфюмерной индустрии существовало множество ароматов-легенд, большинство из которых, увы, исчезает по мере того, как сама индустрия пожирается гигантскими корпорациями. Но легенда по имени Narcisse Noir, к счастью, все еще с нами. И этот аромат, единственный в своем роде, до сих пор заставляет многих профессионалов испытывать определенный дискомфорт. Их очаровывает его бесспорная красота — и сбивает с толку его очевидное нежелание подчиняться каким-либо правилам. Что же касается флакона, разработанного мастером по имени Пантен, то ему предстояло стать одним из наиболее часто копируемым флаконов десятилетия.
На первый взгляд, композиция Narcisse Noir незамысловата и, очевидно, основана на двух доминирующих аккордах — нарцисса и цветов апельсинового дерева. Сплетаясь, они парадоксальным образом являют вам свою хрустящую, сухую сладость — и как будто даже заслоняют собой розу и жасмин, находящиеся в сердце аромата. В роскошной, богатой базе Narcisse Noir — своя интрига. Сандаловое дерево, ветивер и плотские цивет и мускус виртуозно спрятаны в глубине этой структуры. Кажется, что Далтрофф сознательно запрятал их поглубже от любопытствующих носов, хотя на самом деле они абсолютно на виду.
В Narcisse Noir все, буквально все является чуть-чуть не тем, чем хочет казаться.
Narcisse Noir переводится как «черный нарцисс» и, возможно, здесь заложена отсылка к отношениям Далтоффа с его музой Фелисией Ванпуй. Эти отношения были далеки от традиционных: они жили вместе, но не являлись мужем и женой, что по тогдашним меркам было почти невозможно. Однако ни одному из них не приходило в голову скрывать от общества такое положение дел — как не скрываются от публики и многочисленные полутона аромата Narcisse Noir.
Миру, утопающем в буйной цветочной сладости, Narcisse Noir предложил новый стиль свежести и сдержанности. Но вот парадокс: этот аромат, казалось бы, предельно дистанцированный от цветочности, сконструирован именно из цветов. Возможно, эта парадоксальность и ставит в тупик многих.
Еще раз повторю: в нем все, абсолютно все не так, как кажется.