Независимый
Ресурс
О красоте

The Essence of Perfume. Roja Dove. Shalimar Guerlain

Яна Зубцова
Яна Зубцова 4 февраля 2012 15
The Essence of Perfume. Roja Dove. Shalimar Guerlain

Этот отрывок из книжки Роже — про Shalimar. Представлять аромат, я думаю, никому не надо. Повторяться, почему мы так против нового Shalimar’a — и почему так грустим по старому — тоже (собственно, второе как раз и объясняет первое). История про любовь шаха к красотке Махал, сады Шалимар, ее смерть и Тадж-Махал тоже широко известна. Но как бы то ни было, это прекрасное субботнее чтение, по-моему. В меру грустное, и очень приятное. Надеюсь, понравится:)

Shalimar, Guerlain, 1925

Когда-то считалось, что Настоящая Леди не должна делать три вещи: курить, танцевать танго и носить Shalimar. Почему герленовский аромат вдруг угодил в этот список смертных грехов?.. Не потому ли, что он балансировал на той тонкой грани, которая отделяет допустимое обществом кокетство от недопустимого откровенного соблазнения?..

Чтобы понять этот аромат, нужно вернуться на 350 лет назад, в те времена, когда последний правитель Индии из династии Великих Моголов Шах-Джахан встретил очаровательную Мунтаз-Махал — и потерял голову от любви. Легенда гласит, что правитель был одержим этой любовью, как лихорадкой, и не было на свете ничего, чего бы он не мог для нее сделать. Когда они поженились, он приказал разбить для своей возлюбленной прекрасный сад, через который бесконечной чередой тянулся ряд хрустальных фонтанов и прудов с хрустальными чашами. (Чтобы оценить всю щедрость Шах-Джахана, надо помнить, что в те времена хрусталь ценился дороже золота.) Когда строительство сада было окончено, Джахан назвал его «Шалимар», что можно перевести с санскрита как «обитель» или «храм любви».

И это было не просто красивое название: Джахан и Мунтаз-Махал действительно отправлялись по ночам в сады Шалимар, чтобы заняться любовью. Джихан мечтал о сыне; Мунтаз-Махал приносила лишь девочек. В какой-то момент она не хотела больше иметь детей, однако забеременела вновь и, дав жизнь их последнему ребенку, мальчику, умерла родами.

Безутешный Шах-Джахан созвал со всей Индии лучших художников, чтобы воздвигнуть памятник, достойный его любимой.

Над монументом трудились 13 лет, а когда он был закончен, потрясенный поэт Рабиндранат Тагор сказал, что этот памятник «застыл, как слезинка на лице вечности».

Сегодня он известен как одно из Чудес Света, Тадж-Махал.

Теперь трудно себе представить, какой невероятной экзотикой в начале ХХ века казались европейцам индийские правители с их тюрбанами, жемчугами, яркими шелками и драгоценными каменьями. И как захвачен был юный Жак Герлен этой историей о любви, побеждающей даже смерть. Точно известно лишь то, что его вдохновения хватило, чтобы создать один из самых чувственных ароматов всех времен. И когда он закончил свою работу, то никаких размышлений, как назвать получившийся аромат, у него не было.

Шалимар — это не Тадж Махал. Не мавзолей в память об умершей, а сад, разбитый в честь любви. Возможно, Жак Герлен втайне надеялся, что его творение тоже обретет вечную жизнь?..

В доме Guerlain есть легенда, что Жаку предложили попробовать новое сырье, которое называлось «этил ванилин» и позволяло ванили в ароматной композиции пахнуть так, как она пахнет в реальной жизни — тепло, мягко, чувственно. В то время Жак как раз примеривался к формуле Jicky, созданного в 1889-м Эме Герленом, и решил посмотреть, что будет, если добавить в эту композицию немного этил ванилина. Просто на пробу. И вот так, почти случайно, возникли первые, еще туманные очертания того, что позже станет Shalimar’ом.

Впрочем, легенды легендами, но нельзя не задаться вопросом о том, как повлияло на рождение этого шедевра то, что делал Франсуа Коти: связь Shalimar и аромата Emeraude от Coty очевидна и несомненна.

Если же продолжать сравнение Shalimar и Jucky, то нельзя не отметить, что у них действительно много общего. В обоих случаях главная тайна заключается не там, где обычно, не в нотах «сердца». Более 30% формулы Shalimar составляет бергамот, который придает аромату яркость и глубокую сбалансированность. Без бергамота Shalimar, несомненно, не был бы тем, чем является. В базе у него — корень фиалки, апопонакс, кумарин и ваниль и плюс — все известные парфюмерии животные ноты, которые и обеспечивают ту самую плотскую чувственность. В руках любого другого парфюмера аромат неизбежно получился бы либо сладким, как заварной крем, либо слишком анималистичным. Чтобы создать именно Shalimar, нужно было быть именно Жаком Герленом, или просто гением.

Аромат был создан на несколько лет раньше, чем появился в продаже: в течение некоторого времени его носила исключительно мадам Реймон Герлен, невестка Жака Герлена. Официальный дебют Shalimar состоялся в Париже в 1925-м году на выставке декоративно-прикладного искусства, той самой, которая подарила миру термин «ар деко». Аромат был представлен в культовом флаконе chauve sourire, придуманном Реймоном Герленом и созданном в мастерских Baccarat. Флакон получил первый приз за дизайн — говорили, что он олицентворял собой один из фонтанов сада Шалимар, а в форме крышки заключался отсыл к семейному столовому серебру, которым пользовались в доме Герленов. Я, впрочем, часто слышал другую легенду — согласно ей, крышка символизирует ночное небо, под которым любили друг друга Джахан и его избранница, шея и плечи флакона повторяют очертания шеи и плеч Махал, а складки на теле флакона — это складки плаща, ниспадающего с ее спины. В основании же этого произведения искусства — один из хрустальных бассейнов садов Шалимар.

В самых первых флаконах крышка была просверлена насквозь, а через нее была пропущена шелковая нить с печатью-пломбой. Однако эта конструкция оказалась слишком хрупкой, и дизайн пришлось изменить. Кроме того, изначально при изготовлении хрустальной крышки использовалась ртуть, придававшая стеклу восхитительный фиолетовый оттенок. Но такое производство было слишком опасным, и от него тоже пришлось отказаться.

…Создав L’Heure Bleue, Жак Герлен сумел поймать аромат сумерек. Создав Shalimar, он заключил во флакон все, что входит в понятие «женственность». Это был акт преклонения перед женщиной, которая способна лишить мужчину рассудка — а потому стоит ли удивляться, что где бы ни появлялась женщина, носившая Shalimar, мужчины не могли не воздать ей должное.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...