The essence of perfume. Roja Dove. Joy, Jean Patou
Давно мы не читали вслух, дорогие. Не знаю как вы, я — соскучилась. В этом отрывке Роже Дав пишет об аромате Joy, и это единственный аромат, с которым до сих пор делит свои жасминовые поля в Грассе Chanel N5. (Кстати, мою историю о посещении этих полей можно прочитать тут.) И чуть ли не единственный аромат, который устоял — и сегодня не отличается от того первоисточника, что когда-то стал событием в парфюмерии. Парфюмерный дом jean Patou сегодня в сотни раз уступает в масштабах славы Chanel, Dior, Lancome. Не возьмусь предположить, насколько он уступает им в прибыли. Зато не уступает — мягко говоря — в качестве. Каждый выбирает для себя… Как обычно. Ну да.
Joy, Jean Patou, 1929
Жан Пату начал парфюмерный бизнес в 1929-м, выпустив единовременно одну из самых знаменитых арома-трилогий: Amour Amour, Que sais je? и Adieu Sagesse — про любовь, про сомнения и прощание с мудростью, если переводить эти названия дословно. Но подлинную, длящуюся до сих пор, славу ему принес аромат Joy. Он был создан 4-мя годами спустя парфюмером Анри Альмера на основе двух самых изысканных материй, которые только существуют в нашей индустрии — майской розы и грасского жасмина.
История рождения этого шедевра такова. Жан Пату мечтал о новом аромате, но его категорически не устраивало все, что предлагал ему парфюмер. И тогда Альмера, чтобы не уронить себя окончательно в глазах сурового босса, предложил ему флакон с запахом, который на тот момент только находился в разработке. Наверняка он не думал, что Пату его выберет. Но тот, едва попробовав «недоделанный» аромат, вдруг воскликнул: «Да! Он!» Альмера пытался объяснить, что такой аромат вряд ли удастся создать на коммерческой основе — ведь это чистая, бескомпромиссная роскошь, концентрация экстрактов натуральных ингредиентов тут значительно выше, чем в каком бы то ни было аромате!..»Глупости, — отрезал Пату, — можете еще и удвоить их содержание! Этот аромат будет «Ролс-ройсом» от парфюмерии!»
Ровно накануне запуска Joy случился знаменитый банковский кризис. Рухнула Wall-srteet. Для Пату этот удар оказался особенно чувствительным: большинство его клиентов были американцы, и они в одночасье превратились из миллионеров в нищих. Многие бы в этой ситуации сочли бы разумным положить аромат «на полку». Но Пату сделал ровно противоположное. Бизнесмен от Бога, он нанял дизайнера Baccarat Луи Сю, чтобы создать своему драгоценному шедевру достойный флакон, — и лакеев в ливреях, чтобы доставить это сокровище к дверям своих самых состоятельных клиентов. Горлышко флакона было обвито ленточкой, на которой Жан Пату самолично вывел: Joy.
На следующий день журналистка Эльза Максвелл, которую драматург Бернард Шоу называл «восьмым чудом света», написала: «Это — бесценный аромат.» И эта фраза — Costiest perfume in the world — стала слоганом и синонимом легенды.
Jean Patou — один из последних французских парфюмерных домов, который все еще использует натуральные сырые исходные материалы, те самые майскую розу и грасский жасмин, цена которых вдвое превосходит цену золотых слитков. И Joy Jean Patou остается столь же рафинированным, как и прежде. 10 000 цветков жасмина, 366 роз плюс пришептывание цивета — и все это во флаконе емкостью 30 мл. Joyous! — Это ли не весело?..