Roja Dove. The essence of Perfume. Miss Dior
Я обнаружила, что ужасно, ужасно соскучилась по собственным переводам из книжке Роже Дава. Бессмысленно себя спрашивать, что мне мешало. Чтение некоторых книжек (на самом деле, почти всех настоящих книжек) требует тишины внутри, а когда уровень внутреннего шума и хлама настолько зашкаливает, что уже не различаешь ни слов, ни запахов — как-то вообще не до чего не до. Надеюсь, в августе будет чуть тише. Август вообще, по-моему, самый тихий месяц в году.
А следующей главой у Роже Дава оказалась главка про Miss Dior. Про то, какие фокусы происходят с этим ароматом, мы уже не один раз писали и плакали хором — над изъятием Miss Dior Cherie, над тем, что собственно Miss Dior теперь будет носить префикс Original, и над тем, что хоть с префиксом, хоть без, но все равно это не тот ориджинал, который когда-то был создан. И так далее, повторяться не хочется.
Хочется просто почитать, как оно, собственно, было.
Miss Dior. 1947 год
Кристиан Диор говорил, что в первую очередь он запоминает женщин по ароматам, которые от них исходят. А если учесть, что он рос в очень состоятельной семье, чей круг общения был одновременно и широк, и исключительно выборочен, то можно предположить, что память его хранила множество ароматов.
После смерти Франсуа Коти три ключевых сотрудника его фирмы разошлись, занявшись собственными проектами. Одним из таких проектов был Lancome, вторым Charles of the Ritz (позднее превратившийся в Yves Saint Laurent Parfums), третий — Parfums Christian Dior, создать который Диору предложил его близкий друг Серж Эфтлер-Луиш.
Сам Кристиан Диор всегда носил Le Chipre от Coty, ясно давая понять, какие ароматы ему нравятся. Чтобы создать свой собственный аромат, он пригласил Поля Ваше. И Ваше, попробовав композицию, структурно повторяющую Vol de Nuit Guerlain, невероятно вдохновился — и решил ее развить и усовершенствовать. Он начал строить свою историю вокруг дубового мха, пачулей, ветивера и смолисто-кожаной ноты касториума. Но главное новшество тут заключалось в том, что он добавил ноту гальбанума, чья свежесть была доведена до предела засчет добавления стираллилацетата и подчеркнута нарциссом.
В итоге получился аромат Miss Dior — живой, игривый, головокружительно свежий, почти неуправляемый и даже -животный, чья вольность лишь немного сдерживалась включением фиалкового корня и сандалового дерева.
Изначально флакон Miss Dior, выполненный в виде хрустальной амфоры, очертаниями повторял силуэт диоровского New Look, был безошибочно считывавшемся символом мира роскоши, где обитал и сам Кристиан Диор, и его клиенты. Но в мастерских Baccarat, где, разумеется, и делали этот флакон, за год смогли произвести менее 300 штук, поскольку вся работа выполнялась вручную. (Не судите строго качество картинки ниже — снимок сделан мной почти контрабандно, на выставке Dior, которая в прошлом году была в Пушкинском.)
А спрос на Miss Dior сразу же оказался гораздо большим, и возникла явная необходимость как-то ускорить процесс. В 1950-м году Диор придумал свой знаменитый узор «гусиную лапку», она же — hounds-tooth, «зуб собаки», она же — ломаная клетка.
(Правильнее было бы сказать — вывел на фэшн-арену, конечно, потому что сам узор использовался в Шотландии с 19-го века, но у Роже именно так, а я тут — скромный переводчик, и в данном случае все это не столь и важно.) Этот узор он решил перенести на новый флакон прямоугольной формы.
Вторая узнаваемая деталь нового флакона — тоже trade mark Диора — бантик. Этот бантик отыгрывался в его коллекциях неоднократно, но непосредственно на крышку флакона перекочевал с рекламного рисунка Рене Грюо, — того, где изображен элегантный лебедь с черным бантом на шее.
Есть легенда, что своим названием аромат обязан младшей сестре Диора, которой и был преподнесен самый первый флакон. Менее сентиментальные историки придерживаются версии, что английское название и акцент на молодость — свидетельство маркетинговых устремлений Christian Dior на растущий американский рынок.
Но кто прав, не так уж и важно. Очевидно одно: аромат Miss Dior — это творение абсолютного гения.