За кулисами Clarins. Культурный шок
Несколько дней назад Clarins устроила для международных блогеров экскурсию по лабораториям, где создаются, и по фабрике, где производятся почти все средства марки. Это все происходит под Парижем. Первый восторженный репортаж с места событий был опубликован по горячим следам — если пропустили, почитать можно тут. Я там описывала, как изготовила своими руками помаду. Мама, кстати, ей не нарадуется — она наконец начинает понимать, чем таким полезным для общества занимается с утра до вечера ее дочь:)
А теперь — более подробный (и осмысленный) рассказ об этом мероприятии. Во-первых, нас всех переодели, и мы все в той или иной степени стали похожи на N13 из сериала «Доктор Хаус»:
И переобули: выдали специальные тапочки, их можно рассмотреть на фото. Кстати, удобные. И еще попросили не фотографировать — то ли из-за соображений безопасности (видимо, не все, что мы там видели, марка хотела бы предъявить миру), то ли из-за экономии времени: представьте, насколько бы растянулась эта экскурсия, если бы все 20 блогеров стали щелкать своими айфонами и кэнонами:) В общем, к нам приставили официального фотографа. Но некоторые картинки, которые вы увидите ниже — самый настоящий эксклюзив, потому что я иногда просила его снимать только для нас. Угол мышления равен углу зрения, м?:)
Да, а в некоторых цехах — например, в первом, где, собственно, и происходит смешивание отдельных ингредиентов в общую массу, нас еще и просили надеть шапочки:
Не могу сказать, что она мне очень идет:) Видимо, поэтому я с особым пристрастием допрашиваю нашего экскурсовода, месье Арно Бойтеля, начальника службы безопасности. (Когда я не слишком уверена в собственной неотразимости, то всегда стараюсь это компенсировать проблесками ума. Отчего моя неотразимость еще больше уменьшается в объемах:))
Однако месье Бойтель сообщает нам нечто достаточно важное. Например, что все сырые ингредиенты, которые попадают в этот цех, проходят предварительную проверку на чистоту и непорочность. После чего на упаковке ставится определенный штрих-код. Если этого штрих-кода нет, средство в бак просто не попадет, и компьютер (во-о-он он там, голубеет вдалеке) — не примет состав к дальнейшему производству. Любое нарушение пропорций/количества сырья/его недолжного качества исключено. Компьютеру не скажешь, что у тебя голова болит, поэтому экстракт ромашки немного отсырел:)
Затем нам показывают этапы подготовки крема. Все это похоже на обычную фабрику по производству чего-либо. Укладчице N24 или N58 ( почему-то именно эти номера попадались мне в детстве в коробках конфет чаще всего) тут смотреть было бы решительно не на что. Но, поскольку я на заводах бываю примерно с той же периодичностью, что и в космосе, мне было занятно.
На фото ниже — второй, еще более компьютеризированный цех по производству готового продукта. Это вообще стерильная комната. Нам дают посмотреть на нее из-за стекла. Иногда неделю подряд эта установка производит только одну какую-то разновидность крема. А потом переходит на другую. План формируется с учетом заявок региональных представительств. Просит Испания дополнительную партию HydraQuench, потому что у них там все раскупили — делают для них HydraQuench. Просит Россия cыворотку Double Serum (я, я лично прошу!:) — делают сыворотку. В сентябре тут начинается производство рождественских коллекций. Да-да, вот в таких чанах по 1-2-4 тонны.
Интересно, что каждая установка заточена под производство любых продуктов, от кремов до лосьонов и макияжа. В ней просто немного меняют настройки, и все. Процесс приготовления минимально занимает 8 часов, максимально — 18. Отдел работает 24 часа, рабочие трудятся в 3 смены. Непрерывное производство. «Это как процесс приготовления хорошего блюда», — говорит месье Арно Бойтель. — «Его нельзя оставить без присмотра.» Сравнивать все, что угодно, с едой — это очень по-французски:)
Затем готовый продукт проходит тест-контроль. В нем принимают участие около 50 человек.
Ниже — отдел упаковки. Очень похоже на склады IKEA, м? С цехом производства он соединен рельсами. По рельсам ездят туда-сюда чаны и коробки. Люди туда не проникают, чтобы, не дай бог, чего-нибудь не испортили:)
Упаковки — все эти баночки и флакончики — тоже тестируются, конечно. Но — выборочно. Из каждой партии извлекается наугад несколько экземпляров — и не дай Бог, если они окажутся недостаточно круглыми или квадратными.
А это — конвейерный цех. Там, где флакончики встречаются со своим содержимым:)
Частично в нем работаю люди (в основном — женщины), частично — машины:
А мы за этим делом наблюдаем. С прищуром:))
После производственных цехов нас ведут в лаборатории. Их тут 4: по производству средств для тела, по производству средств для лица, макияж и солнцезащита. И в них происходит рождение всех новых средств Clarins. Примерно так: приходит отдел маркетинга и говорит, что через год хотелось бы иметь крем с воздушной текстурой, который бы одновременно увлажнял-питал-улучшал-защищал-избавлял от прыщей — морщин- и заодно скверного характера. И еще чтобы волшебно пах:)
И ученые в лабораториях начинают ломать голову, как эту маркетинговую сказку сделать былью:
Смешивать масла, например:
С активными ингредиентами:
И с отдушками:
И тестировать, тестировать, тестировать. Если пахнет, но не воздушный — отправляют на доработку. Если воздушный, но не пахнет — тоже отправляют. На создание принципиально нового продукта уходит до 2-х лет. Хотя маркетинг, предполагаю, настаивает, чтобы он был создан за полгода. Борьба маркетологов с учеными — это как борьба бабла с добром:) Побеждает сильнейший.
В распоряжении ученых из отдела Face Care находится около 1 167 сырых ингредиентов. Твори — не хочу. Кстати, дольше всего разрабатываются средства из категории солнцезащитных. Совместить правильный SPF c уходовыми компонентами и добиться приятной текстуры и запаха — та еще задачка.
Одновременно в разработке находится примерно 15-20 средств по уходу за кожей.
Затем нас проводят в лабораторию по производству помады и Bridge -продуктов. Об этом как раз я в первом посте писала подробно, поэтому ниже просто красивые фото с короткими комментами:
Ну чем не кухонный миксер, м?
А это та самая форма для производства тестовых оттенков помад. Мне все это живо напомнило стоматологический кабинет, где отливают челюсти для протезирования зубов. Наверное, потому, что мне это близко — в детстве я немало времени там провела:)
И состав будущей помады очень похож на воск.
А это самый волнительный момент — извлечение (после охлаждения в холодильнике) готовых помад:
И вштыривание их в тюбики:
И — вот они, красавицы!
А потом, когда все готово уже — длительный процесс контроля. Компьютеризированный, конечно.
Но кое-что контролируется вручную. Например, проверяются оттенки тональных средств на предмет их соответствия исходному. Для этого на один и тот же лист бумаги щедрой полосой наносится «эталонный» оттенок — и рядом с ним, стык в стык, тот, который получился в данной партии. И если глазу видна хоть малейшая разница — вся партия отправляется в корзину.
А теперь, дорогие, два слова о том, что меня больше всего потрясло. Не компьютеры, конечно, и даже не помады (хотя они прекрасны). А какие-то сущие пустяки.
Например, в упаковочном цехе довольно шумно. Не то чтобы очень (в метро у нас, когда прибывает поезд, гораздо шумнее. А в редакции во время дедлайна и подавно). Но на заводе Clarins всем сотрудникам цеха (и нам, экскурсантам) выдают одноразовые беруши. Чтобы никто не мучался. Вот такие, как на фото, да:
И, кстати, очень удобные. А в самом упаковочном цехе — неограниченный набор разного рода перчаток. Чтобы если у упаковщицы порвались или потерялись — она всегда могла найти другие, не отвлекаясь от работы.
И самая главная мелочь. Это же завод, дорогие. Просто фабрика. Промышленность как она есть. Но во многих переходах и залах этого завода на стенах висят разные картинки и эстампы. Ни для чего — просто радовать глаз.
И знаете, почему-то именно эти картинки — а не компьютеры, стерильная чистота и обязательные шапочки — убедили меня, что Clarins реально не все равно, какие именно кремы и помады они производят. Им действительно важно, чтобы все было красиво.
Чтобы мы были красивыми, да. Вот такой вот культурный шок. Давно, видимо, я не была в музее:) Надо бы сходить.