Мой учитель по йоге. Заметки неофита
Полтора года назад Настя Розеноер уволилась из журнала Allure, и, пытаясь разобраться с жизнью и с собой, отправилась на йогу. Что из этого вышло, она рассказала в этом посте.
И, кстати, то, что блог beautyinsider существует в нынешнем виде, и мы с Юлей можем на него работать full-time — это тоже заслуга Насти и ее учителя по йоге, если вдуматься. Потому что, если бы не готовность Насти присоединиться к нашей команде в качестве директора по рекламе, еще неизвестно, уволилась бы из Allure я. И вообще как бы все сложилось.
А сейчас сложилось так, как сложилось. Чему мы с Юлей очень рады. А то, что в этом всем помогла йога — еще раз доказывает, что эта практика прекрасна и необходима, и — ничто не случайно. Мы будем рады, если, прочитав этот пост, вы начнете больше доверять происходящему. Я вот лично — начала, честно.
«Я никогда йогой не занималась.
Пробовала один раз пилатес – не понравилось: скучно, много народа и тренер явно не успевал заниматься нами по отдельности.
Но год назад, когда я уволилась из Аллюра – появилось и время, и потребность разобраться в себе, и понять, почему болит то там, то здесь. Мне казалось, тело хочет мне сообщить что-то важное, но что – я понять не могла. Думала найти телесного терапевта или кого-то в этом роде – но познакомилась с девушкой по имени Даша, и она рассказала, что ее муж – учитель йоги, но это не обычная йога, где со звериной серьезностью изучают асаны и по полчаса себя в них заворачивают. То есть не попытка изобразить форму, а потом наполнить ее внутренним содержанием. В общем, мне стало интересно.
Перед первым занятием (они проходят в центре «Белые Облака», ул Покровка, дом 4 www.clouds.ru) — я ужасно волновалась. Но для меня это нормально – я всегда волнуюсь перед неизвестностью. Придя, обнаружила, что кроме меня в комнате находятся еще человек 5, и все явно более продвинутые, чем я. И все как-то очень почтительно относятся к нашему учителю, Леониду.
Началось занятие. Леонид говорил: «Сделаем бхуджангасану!» — и все, лежа на ковриках на животе, начинали тянуться вверх. Потом говорил: «Вирасана!» — и все сворачивались в клубочек. Я ничего не понимала, но пыталась повторить.
Мне казалось, то, что я делаю – смешно, но Леонид, глядя на мои экзерсисы, не смеялся – наоборот, похвалил меня и сказал, что я – гибкая, и создана для йоги. И сказал еще одну важную штуку: что не надо смотреть на других – неважно, что у кого-то получается выгнуться, а у тебя нет, неважно, что кто-то дотягивается руками до пола, а ты – только до воздуха. Вообще не надо ни с кем себя сравнивать.
Наверное, именно это меня и пленило. В прошлой жизни я, как мне теперь кажется, только и делала, что сравнивала. На работе (посмотри, у Маши получается, а у тебя нет), на улице (вот та девушка такая красивая, а ты — ?), вообще везде. А тут я впервые услышала совет – не сравнивай себя с другими, просто делай, что можешь и двигайся в своем темпе, и все.
После занятия все собрались в чайной зоне и стали пить зеленый чай. Руководил всем этим настоящий профи чайных церемоний – было похоже на мини-театр. Люди, которые меня окружали, были непохожи на тех, с кем я общалась последнее время, и разговоры – куда они ездили на духовные практики, чем занимались, что читали — тоже были непохожи на все, что я слышала. Но главное, что меня потрясло — эти люди явно были счастливы. По крайней мере, мне так показалось. Я решила, что буду сюда ходить.
Я погружалась в йогу, как земляне погружаются в невесомость. Совершенно не представляя, что за углом. На одном из первых занятий Леонид рассказал мне про «ахимсу» — важнейший принцип ненасилия, не причинения вреда. Главное в йоге, объяснял он мне, зажатому в тиски глянцевой коммерции чайнику — это исследование каждого движения, которое ты выполняешь, осознавание своего тела в каждый момент. Надо почувствовать, что не дает тебе продвинуться дальше, сконцентрироваться на этом, «продышать» это – и произойдет чудесная транформация. Я пыталась понять, что такое «трансформация», что такое «сконцентрироваться», что такое «продышать». Ну и дышала.
Постепенно все как-то становилось на места. Я поняла, что блоки, которые обнаруживаются в теле, создаются умом. До уровня управления умом мне, ясное дело, было еще расти и расти. Леонид советовал — попробуй оказаться в состоянии наблюдателя. Ты увидишь, как ум воздействует на тело. А потом, возможно, и сможешь этому воспрепятствовать.
Он говорил — «живи осознанно»! Я, замученная всей жизненной шелухой, не всегда понимала, что это значит.
Он говорил: «осознавай каждое свое движение, каждый шаг, каждую мысль и эмоцию каждый момент времени. Это тебе вполне под силу». Я старалась — и обнаруживала, что да, под силу. Но это — колоссальный труд. Особенно в таком чудесном городе, как Москва.
Мне захотелось остановить время. В Москве я этого сделать не смогла. Леонид предложил поехать на многодневный ретрит. Объяснил, что это называется Випассана — такой как бы отпуск, где люди дают обет 10-дневного молчания и медитации.
Я поехала на эту Випассану, в Индию. И действительно молчала там 10 дней. И все вокруг молчали. В 4 утра вставали — и выходили молча на медитацию. Вечером укладывались спать. Ели, пили — все молча. Телефон, книги — все было сдано на хранение в начале. Я вернулась оттуда не другим человеком — скорее, человеком, который готов стать другим.
Я стала ходить на занятия к Леониду два раза в неделю. Каждый раз это было новое испытание и новое преодоление. Леня практически разложил строение моего тела. Например, обратил внимание на мой грудной отдел: как я стою? Плечи ссутулены вперед и вздернуты вверх, поясница наооборот выгнута! «Ты закрыта и боишься идти навстречу новому, и не можешь решить проблемы прошлого, и не можешь взять то, что предлагает будущее», — сказал он, и был прав.
Мы стали активно работать с плечами. Для начала необходимо было расслабиться, почувствовать это нарпяжение в плечах, научиться его замечать и понять, как оно формируется. Первый шаг к исцелению — понять, что что-то происходит не так. Далее задача стояла в раскрытии грудной клетки. Для этого мы делали Ардха Кати Чакрасана – принимали позу полумесяца, а также Прасарита Падатанасана и Уддияна Бандху. Я учила незнакомые слова и училась задерживать дыхание на вздохе, пытаясь пупком достать позвоночник. Помимо асан, мы увеличивали диапозон вдоха и выхода и я, обхватывая себя руками, учились дышать с помощью мышц спины.
Сейчас я реально чувствую свою грудную клетку, мое дыхание ровное. Я научилась дышать животом и грудным отделом, сделав дыхание максимально эффективным. Поначалу голова начинала кружиться, настолько мало воздуха и кислорода в моем теле оказалось. Я стала практиковать правильное дыхание каждый день. Еду в машине – обращаю внимание, как я дышу. Разговариваю с кем-то — фиксирую себя — начинаю дышать от живота и вверх.
Мы расковыряли до крови все мои зажимы, заморочки, тревоги и страхи. Сначала было больно, неприятно, сложно, обидно. Потом я научилась говорить «да» тому, что мне действительно нужно, и «нет» — тому, что, вообще-то, мне совершенно необязательно. Это другим что-то от меня нужно, а мне — нет.
Полтора года для йоги — ничто. За это время можно накачать мышцы и сбросить вес, но стать по-настоящему свободным человеком — нельзя. Самый главный итог на сегодня — тот, что я научилась принимать себя такой, какая есть, и внутренних противоречий стало гораздо меньше. Я стала доверять жизни, не бояться мифического будущего и перестала страдать по прошлому. Радость стала для меня привычным делом. Я не могу просидеть в позе лотоса часами, но это все еше впереди.
Я рада и тому, что могу сейчас вот так по-честному поделиться этой радостью со всеми, кто читает этот пост. Я надеюсь, что все, кому это необходимо, найдут своего учителя — и свой путь. Просто знайте, что такой путь — тоже существует.»
Для тех, кому это интересно: узнать, как записаться в группу к Леониду Некрылову, можно по телефону + 7 906 745 55 60