We love Chanel: 1932
В нашем «Сезоне удачи» — еще одно число, счастливое для Мадемуазель. И для одного из присоединившихся к сообществу We Love Chanel.
Год 1932 был, мягко говоря, непростым. Великая Депрессия, стартовав в Америке, уже гуляла и по Европе. А тут еще и ноябрь — месяц, который даже в Париже никому оптимизма не прибавляет. Но именно первого ноября 1932 года цвет парижского общества начал получать вот такие приглашения:
Наверное, менее подходящий момент, чтобы представить ювелирную коллекцию, придумать было трудно. Шанель не раз потом в этом упрекнули. Недоброжелателей у нее хватало — ее дела шли не просто хорошо, а прямо-таки возмутительно хорошо. Сама выставка, например, проходила в особняке на Фобур Сент-Оноре, который Мадемуазель занимала, и который и без всяких выставок очень напоминал музей.
В общем, про пир во время чумы, конечно, поговаривали. Но на выставку, как миленькие, явились и герцоги с наследниками престолов, и послы зарубежных держав, и министры. А за ними — и те, кто готов был отдать последние 20 франков, только бы ЭТО увидеть.
Сразу после выставки акции алмазной компании De Beers подскочили на Лондонской бирже на 20 пунктов — и это в разгар экономического кризиса. Но дело было не только в красоте камней.
Шанель в очередной раз ломала представления о том, что можно и как нужно, и создавала то, что хотела бы носить сама. А вслед за ней — и весь мир, который еще вчера об этом не догадывался. Диадемы в ее коллекции превращались в браслеты, а серьги становились брошами — задолго до того, как придумали слово «трансформер». И весь этот ослепительный хоровод поражал, кажется, даже охранников, которые, попарно, с револьверами наготове, стояли у каждого экспоната.
А ведь это была та самая Шанель, которая десятью годами раньше ввела в моду украшения из искусственных камней.
Что с ней случилось? Наверное, лучше других написала об этом в репортаже с выставки журналистка The New Yorker Джаннет Флэннер: «Теперь, на самом пике депрессии, она обратила внимание на драгоценные камни — как на самую большую ценность, заключенную в наименьшем объеме. Точно так же во время экономического подъема она выпустила в продажу стекляшки — потому что в эпоху легкодоступной роскоши от них не веет наглым самодовольством».
Из всей той коллекции уцелела сегодня только брошь «Комета». Во всяком случае, о других предметах ничего не известно — либо известно, что они не сохранились.
Сама Мадемуазель по поводу выставки и пира во время чумы предпочитала ничего не говорить. Оправдываться было ниже ее достоинства, да и что тут было сказать? Что собранные от выставки деньги идут на благотворительность? Так про это черным по белому было написано в приглашениях. А что еще? Что она очень счастлива? Тоже ведь как-то глупо.
Но она правда была счастлива в 1932-м. И своим домом на Фобур Сент-Оноре, и своей первой коллекцией ювелирных украшений. И тем положением, которого достигла, и без которого, возможно, и не состоялось бы никакой коллекции. Потому что трудились над ней ювелиры самых что ни на есть голубых кровей. Например, граф Этьен де Бомон — сноб и меценат, на костюмированные балы которого мечтал попасть в Париже любой, кто только умел мечтать. В его гостиной в последний раз появился на людях Марсель Пруст, он финансово поддерживал балетные премьеры, и еще несколько лет назад и помыслить не мог, что пригласит к себе в дом бывшую содержанку. А теперь она его пригласила — и он разрабатывал для нее дизайн украшений.
Впрочем, что граф, был и герцог. Его сиятельство Фулько ди Вердура, сицилийский аристократ, тоже работал ювелиром у Габриэль Шанель. Это он придумал огромные браслеты, которые называли то «манжетами» за непомерную ширину, то «наручниками» — за брутальность размера.
Изобретение этих браслетов впоследствии приписывали самой Шанель. Это не так, но свой вклад в дизайн она внесла — браслеты украшал Мальтийский крест с орнаментом, повторявшим орнамент на полу в аббатстве Обазин, где Шанель росла в сиротском приюте.
Говорят, что Мадемуазель не расставалась с ними ни днем, ни ночью. На большинстве фотографий того периода ее руки и правда все время украшают эти браслеты.
Фулько ди Вердура впоследствии уехал в Америку, завоевал Голливуд, открыл бутик на Пятой Авеню в Нью-Йорке, а созданный им ювелирный дом Verdura здравствует и по сей день.
Был, наконец, и еще один соавтор той первой коллекции, уже никакой не аристократ. Но, пожалуй, он и был одной из главных причин счастья Габриэль Шанель в 1932 году. Она его любила.
Поль Ирибарнегарай родился в краю басков, в 1900-м прибыл покорять Париж и первым делом укоротил фамилию в силу полной ее непроизносимости, сделавшись просто Ирибом. Работал иллюстратором у тогдашнего «короля моды» Поля Пуаре, женился на актрисе и светской красавице Жанне Дири. Потом укатил в Америку. Снова женился, произвел неизгладимое впечатление на режиссера Сесила Демилля, работал художником-постановщиком у него на «Десяти заповедях», сам снимал как режиссер. А потом вернулся во Францию и стал работать у Шанель. Ему и приписывают создание едва ли не большинства украшений из коллекции 1932 года.
А еще в том же 1932 их отношения с Габриэль Шанель достигли той точки, когда скрывать их стало уже не нужно. Ириб переехал к ней на Фобур Сент-Оноре. Ворчал на излишек комнат, в которых легко заблудиться, и на дороговизну мебели.
Пройдет три года и Шанель с Ирибом отправятся на свою любимую загородную виллу Ла Паузе — отдохнуть от Парижа и поиграть в теннис. И прямо на корте Ириб вдруг рухнет и на месте умрет от сердечного приступа. Габриэль Шанель больше никогда не приедет в Ла Паузе играть в теннис. Она распорядится засадить весь корт травой и цветами, которые цветут и сегодня.
А потом пройдет еще 77 лет — и новый пудрово-цветочно-альдегидный аромат с названием «1932» войдет в коллекцию Les Exclusifs de Chanel. Создал его главный парфюмер Chanel, Жак Польж.
Название аромата подчеркивает то, что и так, в общем-то, понятно внимательной и думающей аудитории: хочешь обеспечить прекрасное будущее — опирайся на прошлое.
Ну а победителем розыгрыша «Сезон удачи» становится на этот раз 1932-ой зарегистрировавшийся в нашем сообществе We Love Chanel. Им стала Екатерина Давлеева. И она получает два отличных средства:
Питательный крем для лица Hydra Beauty Nutrition Nourishing and Protective Creme — и бальзам для губ Hydra Beauty Lip Care:
Ну а сам «Сезон» продолжается, его правила — тут. Если еще не успели вступить в наше сообщество — вступайте, сезон удачи продолжается!