Bespoke-кремы «только для вас». Оно вам надо?
Наша читательница Дина по совету подруги заказала себе индивидуальный крем. А получив его, засомневалась, — не превратится ли она в козленочка?..
Главный вопрос, волновавший Дину, касался состава средств, которые она получила после диагностики в IC Lab. Что, в целом, объяснимо. Я, как человек, который сдал школьную химию на тройку только благодаря неземной красоте и одноклассникам в пубертате, тоже забеспокоилась бы. Все-таки одно дело — крем из магазина или из аптеки. Как минимум — не подействует. Как максимум — аллергия. А крем от мало кому понятной компании по совету подруги — это совсем другая песня. А вдруг стану козленочком?.. 🙂
Я не знаю, что сделала бы я на месте Дины.
Но мне дико приятно, что Дина написала нам.
«Мне 35 лет. Кожа у меня смешанная, зимой склонная больше к сухости, летом — к жирности. Небольшие признаки возраста присутствуют вокруг глаз. Аллергии на косметику никогда не было. Все, в общем-то, как у людей 🙂
Всю зиму я пользовалась Purity Herbs, за что вам большое спасибо! Крем «Удивительный» спас меня от проблем с акне, которые напали без объявления войны прошлой осенью и не хотели реагировать даже на страшный Акнекутан. Я буквально «подсела» на эту марку и подсадила на нее маму. Многое перепробовала, но текстуры Purity Herbs все-таки довольно плотные, и к лету мне захотелось чего-то более легкого.
Поэтому в один из дней я составила компанию подруге, которая поехала делать тестирование и заказ кремов в IC Lab — «Лабораторию индивидуальной косметики». (Компания, специализирующаяся на изготовлении кремов по индивидуальному «лекалу». Ингредиенты — Швейцария. Производство — Россия. Прим. Ya-z-va) Подруга сказала, что уже два года пользуется этой косметикой и вполне довольна. Мы приехали в офис, напоминающий небольшой салон красоты с косметическим кабинетом. На тестировании девушка в белом халате изучила мою кожу странным прибором, похожим на «шланг» для ультразвука, который выводил на экран компьютера изображение с очень большим увеличением. Таким образом, по ее словам, она определила уровень увлажненности кожи, склонность к пигментации и возрастные проявления, и может быть что-то еще 🙂 Внесла показатели в компьютер, и на этой основе сделала заказ на крем для лица и для век. По ее словам, состояние кожи меняется в зависимости от многих факторов, и такое тестирование надо проходить перед каждым новым заказом. Заплатила я за это удовольствие 2,5 тыс. рублей («обычно это стоит 5 тысяч, но так как вы пришли по рекомендации нашего ВИП-клиента, скидка 50 %» — ну, вы меня понимаете :))
Через две с половиной недели пришла смска о готовности заказа. Я приехала и получила свои баночки.
В принципе, мне понравилась гигиеничная упаковка с диспенсерами, текстура кремов и то, что они ненавязчиво пахнут и быстро впитываются.
Но в расшифровке состава я увидела кучу незнакомых слов, достойных учебника по органической химии, которая пугала меня еще в школе 🙂 А я больше доверяю другой «органике» — всяким естественным компонентам, экстрактам трав и так далее.
Вот тут-то (очень своевременно, конечно:) я и задумалась.
А что же все-таки я буду мазать на лицо? И достаточно ли внимательно рассмотреть кожу под большим увеличением, чтоб понять ее потребности? И соответствует ли состав кремов требованиям безопасности и потребностям именно моей кожи? И нужна ли вообще индивидуальная косметика, или в принципе для нормальной кожи без особых проблем достаточно подобрать хороший крем из обычной линейки массового производства?»
Вот такое письмо от Дины мы получили. И честно скажу — гамма чувств по этому поводу была широка и глубока:). Потому что когда вам так доверяют — это дико круто. А с другой стороны — дико ответственно. И с химией (см. выше) у меня такие же отношения, как у Дины. И вообще, журналист ты, бьюти-блогер или лучшая подруга — это еще не повод, чтобы давать кому-то советы. Все, что мы с Юлей имеем — личный опыт, понимание общих законов индустрии, здравый смысл и умение складывать слова в предложения. Как объясняли мне на уроках логики, это условия необходимые, но — недостаточные. (BTW. Никогда не забуду: Сократ — человек. Диоген — не Сократ. Следовательно, Диоген — не человек. Найди ошибку. Всю жизнь ее ищу:)
Первым делом я, конечно, изучила сайт IC Lab. Нашла массу рекламных заклинаний, которые обычно действуют на меня вяло:
«I.C.Lab Individual cosmetic пока единственная компания, изготовляющая косметические средства по индивидуальной рецептуре, на основании комплекса данных системы видео-сканирования кожи лица. Рецептура составляется исходя из особенностей кожи конкретного человека с дальнейшим подбором косметических ингредиентов, максимально точно соответствующих состоянию кожи клиента. Это и есть индивидуальная косметика.
В отличие от традиционных косметических средств, индивидуальная косметика изготавливается по рецептуре, которая также уникальна, как и сам человек.
В базе лаборатории компании I.C.Lab находятся тысячи разных активов!
Мы уверены, что именно такой подход гарантирует результат!»
А потом я попросила наших консультантов (и по совместительству читателей, да:) доктора хим. наук Марию Калинину и врача-косметолога Тийну Орасмяэ-Медер прокомментировать составы средств, прописанных Дине, и — по возможности — релевантность методики диагностики.
Мнение Марии Калининой было кратким и быстрым:
«Никакой бяки в составе не вижу, но, на мой вкус, для комбинированной кожи жиров многовато; в жаркую погоду я бы это отложила, ну, разве что только на ночь. Но это индивидуальные средства, и может быть, Дине как раз все ОК».
Получив ответ от Марии, я сообщила Дине, что, по экспертному мнению, козленочком она не станет:) И по крайней мере пользоваться полученным может бесстрашно.
Мнение Тийны Орасмяэ-Медер — более развернутым:
«В принципе, идея «личной баночки» очень привлекательна. Каждый человек уникален, поэтому идея уникального крема кажется верной. На самом деле, это не совсем так. Кожа — так же, как и почки, и печень, и все остальные органы и системы организма — устроена у всех людей примерно одинаково.
Имеет ли смысл делать индивидуальную косметику? Да, до определенной степени — надо учитывать возраст, состояние иммунной системы кожи, уровень функционирования сальных желез, уровень увлажненности, распределение пигмента, эластичность и упругость, состояние кровеносных и лимфатических сосудов. Можно ли все это перевести в цифры и определить путем тестов? В принципе, да. Можно ли это сделать за десять минут с помощью одного аппарата? К сожалению, нет. Парадоксально, но опытный и внимательный специалист может определить «индивидуальное состояние» кожи быстрее, правда, без цифр.
Если обсуждать предложенный пример — по описанию, девушке провели первичную аппаратную диагностику состояния кожи — контактное определение увлажненности, возможно, эластичности и уровня жирности.
Что касается формул, то, на мой взгляд, они качественные и, судя по всему, клиентке подходящие. Дина отмечает, что дискомфорта у нее не возникло, и в целом все ее устраивает. Встревожила ее разве что «техничность» формул и недостаточное присутствие в них органических и натуральных компонентов. Действительно, в формуле крема для лица присутствуют современные синтезированные липиды (например, Nikkolipid — это коктейль из стеариновой кислоты, лецитина, каприлик/капрового триглицерида и батилового спирта, который помогает усилить удержание влаги на поверхности кожи). На фоне этих «страшных слов», обозначающих как раз ингредиенты, которые создают приятную текстуру и комфортное ощущение увлажненности, теряются натуральное масло ши, макадамия, жожоба и провансальский «лавр Святого Антуана».
В креме для глаз тоже видна работа современного химика: легкая текстура, сквалан, совсем немного кунжутного масла, а основную нагрузку несет кофеин и haloxyl — пептид, который должен поглощать пигмент, окрашивающий круги под глазами (не поняла, была ли эта проблема у клиентки). Triethylhexanoin, Biophilic H — это комплексы, которые способствуют распределению по коже препарата, при этом не проникая внутрь. То есть — мы имеем современный, достаточно легкий крем, который должен улучшать кровообращение в коже в области глаз и способствовать сохранению увлажненности.
Если говорить честно, то я не вижу в формулах особой «индивидуальности». Это вполне универсальные препараты, и формула не выглядит «сделанной на кухне».
Надо понимать, что невозможно сделать формулу косметического препарата с нуля и за неделю-две ее стабилизировать, протестировать на совместимость с упаковкой, возможную токсичность и десяток других параметров. Даже «простое» внесение изменений в формулу, типа повышения или понижения концентрации активного ингредиента, или замена какого-либо эмульгатора или консерванта, требует новой проверки всех параметров. (И иногда препарат проверку может и не пройти.)
В общем, я думаю, что речь идет о том, что в лаборатории есть несколько стандартных формул (их может быть много или мало), которые и предлагаются потребителям. Фактически, есть крем для жирной кожи, для сухой, комбинированной, нормальной, может быть — с морщинами, может быть — пигментированной. В зависимости от диагноза, назначается один из этих препаратов. Но вместо того, чтобы снять крем с полки, как это делает обычный косметолог, здесь клиенту через неделю выдадут баночку с его именем.
Не вижу в этом ничего плохого. Препараты качественные, для конкретного клиента подошли, то есть, диагностика была верной. Может быть, это не совсем честный маркетинг — у клиента все-таки есть впечатление, что крем сделали специально для него в единственном экземпляре. То есть, этически могут быть претензии, но главное — вреда не нанесено, польза детектед».
И, наконец, я попросила нашего стажера Елену Коренькову позвонить в фирму IC Lab по телефонам, указанным на сайте, чтобы понять, как же все-таки они диагносцируют кожу и вообще, как можно стать обладателем волшебных кремов.
Вот что выяснила Лена:
«Мне сообщили, что «организация работает по партнерским программам, и чтобы к ним попасть, нужен сертификат». На вопрос, что за партнерские программы (работа с юрлицами?) и какой сертификат, ответ дать не смогли. Просто сказали: «если у вас есть сертификат, вы можете прийти к нам в салон».
На каком аппарате делается тестирование кожи, мне тоже внятно не ответили — сообщили, что оно «выглядит как фотография кожи и ее анализ на мониторе компьютера». Результаты тестирования отправляются в лабораторию, где изготавливается рецепт и сам крем для лица/кожи вокруг глаз (на заказ только 2 позиции). Лаборатория находится в России, а сами ингредиенты привозят из Швейцарии. Срок годности — 6 месяцев, поэтому консерванты в составе есть, но в очень маленьких количествах.
На вопрос, как быть, если крем не подойдет, сказали, что такое абсолютно невозможно, индивидуально подобранный крем не может не подойти.
На прямой вопрос, кто дает рецепт (врач? косметолог?), был ответ — «лаборатория».
В итоге ушли выяснять, могу ли я прийти к ним без призрачного «сертификата» — и, вернувшись, сообщили, что так и быть, могу, только нужно записаться и на месте спросить управляющую салоном. По другому номеру были не слишком разговорчивы и сообщили прямо противоположное: «Производство в Швейцарии, 2 недели крем идет оттуда. Нет консервантов, парабенов, косметика вся натуральная. Записывайтесь, идите к косметологу, там все расскажут».
Вот такое мы провели маленькое расследование. Никого на чистую воду не вывели, ни в чем особо крамольном не уличили, да и задачи такой не стояло — целью было ответить Дине, не зря ли она потратила 2500 рублей.
Но мне стало интересно — а вы верите в необходимость крема «на заказ»? У меня самой, если честно, нет однозначного ответа. С одной стороны, кремы — это все-таки что-то вроде зубной пасты, таблетки аспирина или но-шпы. Так ли нам нужен bespoke-аспирин при широком выборе жаропонижающих средств, прошедших все мыслимые проверки?.. С другой, может быть, что-то в этом есть — при условии действительно серьезной диагностики?.. С третьей, идея смешивания в одной процедуре, например, многих сывороток, или «полуфабрикатов» кремов, как у Anne Semonin, когда-то произвела на меня ошеломляющее впечатление. И да, я тоже люблю, когда на чем-то (неважно, на чем — на сумке ли, часах, кольце или баночке с кремом) написано с полным на то основанием — «Искренне ваш».
А ваше мнение?..