Бьюти-мифы. Часть 9
Есть ли зависимость между прыщами на лице и состоянием печени? Что лучше — уколы с гиалуроновой кислотой или крем? Нужны ли нам средства для мочек ушей и верхней губы? Врач-косметолог Тийна Орасмяэ-Медер продолжает борьбу против закоренелых мифов
Миф N 1: «Прыщи на лице – проекция сбоев в работе внутренних органов. Например, если они вскакивают на подбородке, надо проверить яичники. На верхней губе – это проблемы с сердцем. На скулах – с печенью»
Мнение Тийны: «Природа происхождения этого мифа ясна. В медицине есть понятие «рефлексогенное отражение проблем». И кожа, в определенном смысле, действительно является зеркалом организма. Кожа ведь не пальто, которое надето на мышцы, органы и скелет. Нет, она на самом деле связана со всем организмом. И все, что происходит в организме, отражается на ней. Старые врачи, которые не имели в своем распоряжении ни УЗИ, ни даже рентгена, об этом были прекрасно осведомлены. И на коже действительно есть зоны рефлексогенного отражения – их еще иначе называют зонами Захарьина-Геда. Был такой немецкий врач-физиолог Гед, который одновременно с петербургским физиологом Захарьиным открыл, что кожа отражает, что происходит с внутренними органами. Но к прыщам это все не имеет отношения.
Здесь имеется в виду, что на теле есть определенные зоны, на которых при заболеваниях внутренних органов может возникнуть, например, гиперкератоз. Или они могут быть холоднее, чем остальное тело. Это происходит из-за того, что эти зоны имеют общую нервную связь с определенным органом – и поэтому в них, при неполадках в этом органе, нарушается кровообращение. И действительно, существует методика рефлексогенного массажа, при которой, воздействуя на какую-то зону и улучшая в ней кровообращение, мы усиливаем работу связанного с ней органа. Например, при спазме желчно-выводящих путей имеет смысл помассировать место над пупком. И спазм пройдет. Тут нет никакой мистики — существует даже атлас этих зон и раскладка, с каким органом какая зона взаимосвязана.
Есть также восточные учения, согласно которым на некоторых частях лица есть точки, которые взаимодействуют и являются проекцией каких-то органов. Например, таких точек много на ухе. На мочке уха действительно очень много нервных окончаний, и стимуляция мочки уха оказывает влияние на всю нервную систему, и через нее – на внутренние органы. Кстати, когда я после института ассистировала на операциях, мы выводили больных из наркоза, который тогда был довольно тяжелым, не то что сейчас, таким способом: резко крутили ему ухо влево-вправо. И человек приходил в себя. То же самое со стопой и кистью – там очень много нервных окончаний.
Но при этом иглорефлексотерапия – вещь неоднозначная и недоказанная. Нет серьезных исследований, подтверджающих, что вот, воткнули иголку в ухо – и печень или поджелудочная железа немедленно излечились.
Но многие люди верят в это – и получают результат.
И при всем этом связь прыщей на лице с внутренними органами высосана из пальца. На лице нет таких зон, которые были бы связаны в один нервный узел с каким бы то ни было органом. И в 99 % случаев воспалительный элемент на лице возникает из-за местного сбоя. В общем, иногда точка – это просто точка. Иногда прыщ – это просто прыщ.
Было огромное количество исследований о природе акне. Первое исследование, проведенное в 1969 году ученым Клингманом, касалось связи диеты и акне и так и называлось «Шоколад и акне». Взяли 66 человек одного возраста и с одинаковой предрасположенностью к акне. Половине давали шоколад, другой — леденцы. Каждый день, в течение двух месяцев. Группа, которая ела шоколад, не стала более прыщавой, чем та, которая сосала леденцы.
Точно также и с заболеваниями. Проведено множество исследований, которые доказывают, что нет четкой связи между состоянием органов и состоянием кожи. В том числе, это касается и гинекологических заболеваний. Например, при поликистозе яичников серьезно нарушается гормональный фон и, действительно, возникает акне. Но никак не на нижней, не на верхней и вообще не на какой-то определенной части лица. А при других заболеваниях яичников кожа вообще может быть ровной и гладкой.
Точно так же существуют препараты, которые вызывают акне. Например, есть йодозависимое акне. При передозировке йода в организме возникает акне. Есть стероидное акне, когда принимают гормоны – и оно тоже может развиться.
То есть иногда действительно по наличию акне можно косвенно судить о состоянии организма.
Но из всего этого вовсе не следует, что если у вас прыщи на подбородке, вам нужно к гинекологу, а если прыщи на лбу – то идите проверяйте печень. Если бы было так, все было бы проще – не нужны были бы ни анализы крови, ни УЗИ, ни рентгены. Взглянул на лицо – и отправил на операцию по удалению желчного пузыря. Но, увы, нет».
Миф N 2: «Гиалуроновая кислота в составе кремов вообще не усваивается. Единственный способ доставить ее по назначению – инъекции»
Мнение Тийны: «На самом деле, та гиалуроновая кислота для лица, которая находится в составе филлеров или препаратов для биоревитализации, действительно не проникнет внутрь, если ее просто нанести на лицо. Там слишком большие молекулы.
Вообще, гиалуроновая кислота – это полисахарид. То есть, ее можно разделить на маленькие составляющие. Но долго считалось, что это не имеет смысла – мол, маленькие молекулы гиалуроновой кислоты не обладают выраженным увлажняющим действием. И максимум, что они могут сделать на поверхности – удерживать воду и увлажнять верхний роговой слой. Но потом оказалось, что если маленькие молекулы попадают в эпидермис и в дерму, то они все-таки тоже притягивают влагу, просто не в таком большом количестве, как крупные. Но если их много, то они, как маленькие губки, в совокупности «натягивают» на себя вполне достаточное количество влаги. И увлажненность в глубоких слоях кожи, в эпидермисе и дерме, тоже повышается. И еще оказалось, что эти маленькие молекулы, попадая в глубокие слои, подают сигнал фибробластам, что надо синтезировать новую собственную гиалуроновую кислоту. Очевидно, это происходит потому, что такие маленькие молекулы гиалуроновой кислоты обычно оказываются в дерме тогда, когда своя гиалуроновая кислота начинает разрушаться. И это как раз является сигналом фибробластам, что пора производить новую.
В мире косметологии Тийна Орасмяэ-Медер известна как грамотнейший профи, в сети — как «личность с территорией» (так называется ее знаменитый блог в ЖЖ). О линии средств по уходу Meder Beauty Science можно подробно узнать на сайте марки.
Еще некоторое время назад открыли совсем маленькую молекулу гиалуроновой кислоты – натриевую соль, содиум гиалуронат. Она воздействует непосредственно на рецепторы фибробластов. И это точечно усиливает синтез гиалуроновой кислоты в этом фибробласте, причем на достаточно длительное время.
Сейчас даже говорят о том, что для того, чтобы продлевать жизнь филерам, которые вставляют в носогубные складки или в губы – например, разновидностям Restyline, — после инъекций имеет смысл использовать кремы, в которых содержится именно низкомолекулярная гиалуроновая кислота, т.е. содиум гиалуронат. И таким образом филер будет дольше жить – у него будет дополнительная подпитка. Таких средств довольно много, в том числе у Meder есть Derma-Fill — если его использовать после введения филеров с гиалуроновой кислотой в губы, реально продлевает срок действия процедуры на месяц-полтора – об этом мне сами клиенты говорили.
На скулы, на мой взгляд, это не имеет такого воздействия. Потому что филер в эту область ставится достаточно глубоко, рассасывается и так очень медленно, и вообще там включаются другие механизмы.
Cпоры, что эффективнее – гиалуроновая кислота в виде инъекций или она же в виде кремов, — вообще бессмысленны. Потому что есть области, в которых кремы бессильны. Та же носогубная складка. Если там уже заложена глубокая морщина, никакой крем ее не исправит и не уберет. А вот такую процедуру как биоревитализация – ее вполне можно заменить «наружным» применением гиалуронки. Особенно если совмещать ее с салонными процедурами. Носогубную складку, если есть показания, можно (и нужно) заполнить филером тогда, когда эти показания возникли. Иногда это может случиться достаточно рано, даже лет в 25. Тогда есть шанс скорректировать изъян – и больше о нем, может быть, не вспоминать всю жизнь, потому что там синтезируется собственный коллаген. И проблема будет решена. Или делать систематически раз в два-три года, и тоже не болеть об этом головой.
А биоревитализацию, когда все лицо обкалывается гиалуроновой кислотой, наоборот, стоит делать не раньше сорока, потому что до тех пор все можно исправить правильным уходом».
Миф N 3: «Для каждой части лица нужен отдельный крем – для лица, для глаз, для шеи, для декольте, для мочек ушей…»
Мнение Тийны: «При желании, конечно, можно добавить крем для верхней губы и для нижней. Но если разобраться, тут много маркетинга, но много и здравого смысла.
Если говорить именно о здравом смысле, то необходимость разных кремов может быть продиктована только разным типом кожи. Определяющим фактором является плотность и проницаемость кожи на разных участках лица и тела – и ее характерные недостатки.
Допустим, зона глаз. Там тонкая кожа, там рыхлая клетчатка и там много сосудов. Поэтому под глазами часто возникают отеки и мешки. Плюс, проницаемость кожи там выше, чем, скажем, в области лба, скул и щек. Соответственно, для кожи вокруг глаз нужны специальные средства. Во-первых, они должны быть не такими вязкими. Во-вторых, не такими жирными, или, научно говоря, содержать меньше липидов. Плюс, важно использовать препараты, содержащие ингредиенты, которые воздействуют на сосуды и укрепляют их.
Большинство женщин, которые за этой областью специально не ухаживают, к 40 годам имеют там ярко выраженные морщины. Но, конечно, есть и исключения.
Вторая зона, где нужен специальный уход – декольте. Эта «страдательная» зона, которой требуется крем с витамином Е и жирные кислоты, т. е. косточковые масла. Плюс, стимулирующие компоненты вроде экстракта икры, пептиды, комплекс ДНК.
Шея требует особого ухода только после сорока. До этого там вполне можно использовать тот же крем, что и для лица. Но у шеи свои «отягощающие факторы» — мы ею больше крутим туда-сюда, опускаем-поднимаем, соответственно, кожа быстро «сминается» и заламывается. Чтобы обезопасить себя от ранних морщин на шее, на нее надо наносить просто питательный крем, не обязательно дорогой. А после сорока – стимулирующий. И хорошо делать пилинг, непременно – это ей только на пользу. Многие о шее не вспоминают, делают пилинг только на лицо или только на тело. А я бы рекомендовала не забывать.
Крем для губ и крем от кисетных морщин? Тут бы я советовала не обольщаться. Кисетные морщины формируются поздно, и бороться с ними с помощью кремов проблематично. Это тот случай, когда бы я посоветовала инъекции. А в качестве профилактики кисетных морщин – средства для губ с push-up эффектом, так называемые пламперы. Они активизируют местное кровообращение и тем препятствуют возникновению кисетных морщин. А заодно и красная кайма губ станет более ярко очерченной – это тоже «снимет» вам пять-десять лет. А главная профилактика – не курить. Потому что тут курение точно оказывает негативный эффект. И не надо вытягивать губы дудочкой – у француженок и у итальянок, спасибо их языкам, кисетные морщины возникают чаще, чем у тех, кто говорит на русском».
Дорогие, предыдущие развенчания мифов можно найти по тегу «Бьюти-мифы».
Если вы знаете еще какие-то мифы — как всегда, велкам в комменты. Все разберем обязательно. Пишите — только, пожалуйста, сначала прочтите те, что уже были высказаны, чтобы не повторяться.
P.S. Наконец, к радости всех поклонников Meder Beauty Science, открылся интернет-магазин марки.
Если вам требуется помощь в подборе средства, можно записаться к Тийне Орасмяэ-Медер на бесплатную консультацию в Skype, предварительно написав ей по адресу meder.bca@gmail.com.
Доставка осуществляется по всему миру.
PPS. У Meder Beauty Science вышли новинки. В ближайшее время расскажем, какие, зачем и для кого.
Читайте также: