Селфи: все люди делают это. Но зачем?!
Статья о том, зачем люди делают селфи, которую Яна написала для июльского номера журнала Tatler, так понравилась автору, что она решила поделиться ею с читателями любимого блога.
Я редко выкладываю в блог заметки, которые пишу для приятных мне журналов и людей. Но тут особый случай — без подписчиков моего инстаграма, многие из которых являются по совместительству нашими читателями, эта заметка про селфи-тренд вряд ли получилась бы. Чтобы прочувствовать, что ощущает человек, заваливающий эфир своими селфи, я в какой-то момент влезла в его шкуру — то есть завалила вас собой в разных видах и позах. На некоторых из них я отчаянно себе не нравилась — но журналистские эксперименты вообще вещь серьезная и не всегда приятная. Правда, написав заметочку, я их тут же удалила:) Но ваши комментарии мне здорово помогли.
В общем, поскольку не у всех есть возможность читать Tatler, выкладываю статью здесь. Сегодня, похоже, у нас день инстаграма, да:)
«Слово selfie вошло в Оксфордский словарь. Милая забава или душевное расстройство? Рассуждает Яна Зубцова
На день написания этого материала по хэштегу selfie в Инстаграм было вывешено 93 288 133 фото. К моменту, когда вы будете читать этот номер, цифра может вырасти вдвое. В селфи-статистику внесли лепту все, начиная с Мадонны и Келли Осборн — и заканчивая мной. Чемпионки России по селфи – Тина Канделаки и Лена Перминова. Тина в день может сделать штук пять: «Я в лифте», «Я в спортзале», «Я в машине», «Я в кресле и в красном » и «Я снова в лифте ». Лена обожает фотографировать себя на фоне Мальдивских островов. Горизонт и ноги, ноги и горизонт, оба бесконечные. Дизайнер Алена Ахмадуллина снимает себя в примерочных. Анна Делло Руссо – везде: для нее примерочные – весь мир. Исключение – бассейн. Там Анна показывает не новую коллекцию кроссовок на 12-сантиметровой шпильке Adidas Original, а свой 38-ой итальянский размер.
Я тоже делаю селфи. В семь утра в квартире, где все спят, в свитшотике Chanel – чтобы не чувствовать себя одинокой, а чувствовать себя модной. На беговой дорожке в студии ProTrener – чтобы скрасить утомительный, в сущности, процесс избавления от пяти кг. Мой хэштэг – #кубикиэтонебульон — пользуется популярностью, его используют уже 100 человек, и я чувствую себя так, как будто мои статьи цитируют миллионы. Я делаю селфи в пробке – с новыми «рейбанами». В корнере Tom Ford — c новым макияжем. Сотня лайков – и ты уже не жертва собственной гастрономической невоздержанности и не унылый постоялец московских пробок, а герой и звезда. Эти лайки – как воздушные поцелуи. Я их лайк.
При этом я вообще-то терпеть не могу фотографироваться. На всех снимках, в том числе прекрасных фотографов вроде Влада Локтева, я обычно стою с выражением лица «пластическая хирургия – моя последняя надежда». И — «да, я знаю, что мне нужна липосакция, ринопластика и круговая подтяжка». Ничего удивительного, что на фото я получаюсь на 5 лет старше и на 10 кг толще. Иногда у меня даже просматривается лопоухость, хотя вообще-то с ушами у меня точно все в порядке. Вот что значит самовнушение.
Селфи – другое дело. В моих руках – не просто айфон. В моих руках – полный контроль над ситуацией и широкий выбор приложений для тюнинга. Лучшие – VSCOcam, Photosynth, Snapseen и Hipstamatic. Меняешь фильтр, добавляешь свечение, убираешь красный, добавляешь синий – и понимаешь, что с пластическими операциями можно повременить. Хэштег #мирдолжензнатьменятакой. Никакой профессиональный фотошопер не знает, какой меня должен знать мир. Это знаю только я – и мой айфон. В интернете и оффлайн полно литературы на тему «как снять себя и собрать миллион лайков». В них масса полезных советов: не снимайте снизу, избегайте симметрии, увеличивайте контрастность и блики на волосах, устанавливайте фокус на глаза.
Не уверена, читала ли эти книги модель и фэшн-оторва Кара Дельвинь, но убеждена: даже когда она выкладывает в инстаграм гримасы с хештегом #duckface, она тоже производит естественный отбор. В эфир попадают лучшие дакфейсы: те, где язык розовый, а зубы – белые.
Кстати, ученые Технологического университета штата Джорджия, США, изучающие феномен инстаграма, заметили, что именно селфи (а также любые фото, где есть лица) собирают максимальное количество лайков. Даже если сравнивать людей с другими фаворитами, например, котиками и младенцами, не говоря уже о достопримечательностях и музеях. Оказывается, люди любят смотреть на людей. Кто бы мог подумать?..
Исследователи считают: причины популярности жанра селфи – нарциссизм и низкая самооценка, которой страдают 80 % населения. Причем первое – обратная сторона второго. «Качества, конечно, не новы, — говорит директор центра когнитивной психологии Яков Кочетков. — Раньше люди, подверженные этим недугам, любовались на отражение в пруду и довольствовались «лайками» лягушек. Социальные сети и встроенные в смартфоны камеры открыли им новые горизонты». «Отчаянное стремление к одобрению, к «лайку» свойственно детям, — добавляет психолог и коуч Анна Баринова. – Общество сегодня гораздо более инфантильно, чем 50 и 100 лет назад. Взрослые тети носят свитшоты с микки-маусами, дяди режутся в компьютерные игры, и это никого не удивляет. Мы с удовольствием впадаем в детство, и нам сильнее, чем раньше, хочется, чтобы нас похвалили».
Но где грань, после которой селфи из категории «любимое увлечение» переходит в категорию «тяжелый диагноз»? Может быть, нам всем надо к доктору?.. (Кстати, представляете, сколько лайков собирет селфи из приемной психотерапевта?..) “Пока вы осознаёте, что это модная игра, и не прочь при случае подыграть – играйте, — разрешает Анна Баринова. – Но на всякий случай спрашивайте себя, сильно ли изменится ваше самоощущение, если вы не сделаете этот снимок. Инстаграм вообще и селфи в частности – это мода. Одно дело ей следовать, другое – зависеть жизненно. Например, если в доме холодно, и вы растапливаете камин, вы просто соответствуете ситуации. Но если вы испытываете непреодолимое желание разжечь камин, когда на улице +30, значит, у вас зависимость от камина». «Если вы выкладываете селфи вместо того, чтобы заняться решением каких-то проблем — повод задуматься, — говорит Яков Кочетков. — A если для того, чтобы напомнить о себе, заняться селф-пиаром и похвастаться новой стрижкой – все в порядке».
Листаю свой инстаграм (на многих снимках на мне свитерочки с волком Zadig&Voltaire, на некоторых – с пингвинчиком). Вспоминаю, что двигало мной в тот момент, когда я это снимала. И понимаю, что эти фото – как наскальные рисунки и надпись на заборе «Здесь был Вася»: в сущности, стремление сообщить миру, что я существую. Только, надеюсь, в более эстетической версии. И забор не страдает.
Кстати, в инстаграме я Yana_beautyinsider. И когда я ставлю #лайкивстудию, значит, мне или очень хорошо, или – очень плохо. И ваши лайки могут меня спасти.
А вы делаете селфи, кстати? И если да — то зачем? 🙂