
Хочу вернуться: круиз по Карибам на паруснике Star Clipper

Это путешествие было 10 лет назад и длилось 10 дней. Но я вряд ли его когда-нибудь забуду. В нем было все, что я люблю — острова, паруса, красивые мужчины и преодоление страха
При почти патологической страсти к морю, я не люблю круизы на многоэтажных плавучих домах, где выгрузка-погрузка граждан отдыхающих занимает три часа, к бассейну нельзя выйти без пляжной сумки Prada и нужно краситься на завтрак. (Мой личный ад — необходимость краситься на завтрак. Если я буду в этой жизни плохо себя вести, после смерти попаду в группу грешников, которым на дают чашку чая без полного макияжа.)
Но круиз по Карибским островам на четырехмачтовом настоящем судне, где при первой возможности глушат мотор и идут под парусами — это вам не круиз по Средиземноморью с заходами во все клинически-гламурные бухты вроде Порто-Черво и Портофино (хотя Star Clipper ходит и там, но это, наверное, другая история). Он, конечно, достоин серии «Хочу вернуться». Даже очень хочу.
Выходили мы с Барбадоса. Добирались на Барбадос кружными путями — кажется, через Гэтвик, и, кажется, сначала зависли на пару дней в Пуэрто-Рико, и жили в отеле Horned Dorset Primavera, покорившем меня тем, что, выйдя из номера, там можно было сразу упасть в бассейн и завтракать, не вылезая из воды:

Такой конструкции я с тех пор больше не встречала. Хоть два шага, но до бассейна надо обычно пройти. Здесь требуется только не забыть снять халат)
Но это было все не главное.
Главным был Star Clipper. Взошли на борт, подняли паруса — я чуть не заплакала. То ли от счастья, то ли от шампанского. На самом деле этот клипер — точная копия тех, что ходили в начале XX века, пока паруса не зажевали моторы. Так что момент был очень располагающий к сентиментальным эмоциям.
Выяснилось почти сразу: пассажиров — 150 человек, все — откуда попало: двое русских (кроме нас с мужем), стая итальянцев (весь круиз гадали, кто кому там кем в этой семье из 20 человек приходится), англичане, американцы, голландцы, французы, молодые, пожилые, любые. Когда поднимались на борт, все казались друг другу совершенно чужими людьми, и такими, собственно, и были.

Кто кем кому приходится в итальянской семье, я так и не выяснила. Но в конце поняла, что это не так и важно:)
Когда расставались — рыдали друг у друга на плечах, как в пионерлагере в последний день смены.
И экипаж — 70 человек, из них 15 — русские ребята, весь верхне-средний командный состав, раньше ходившие на «Седове» и «Крузенштерне». Объяснение простое — мало где сейчас учат обращаться с парусами. Отличные ребята. Спустя 10 лет я помню их имена — хотя обычно имена забываю через 10 минут после знакомства. Был, например, там такой человек — риггер Анатолий.

Фаланга большого пальца на правой (или левой?) руке у Анатолия была срезана канатом несколько веков тому назад
Риггер — это человек, отвечающий за сохранность парусов. Забирающийся на самую верхнюю рею самой высокой фок-мачты и там их, например, латающий или поправляющий. У него была внешность морского волка из какого-нибудь фильма типа «Дети капитана Гранта». А сам он — из Одессы, с той самой Малой Арнаутской улицы, будете смеяться. Тут даже не удивительно, что я это помню. Такое не забудешь.
Были еще два офицера — Виталик и Паша.
Паша — легконогий, как эльф. Когда я полезла на верхушку мачты наутро после…( ээээ… об этом позже), он стоял внизу и не сдвинулся ни на метр. Как будто, если бы я оттуда все-таки свалилась, он бы успел меня поймать:)
А капитан был — немец, из бывших военных моряков, navy — Ханс Юрген Энге.
Фантастический человек, пошедший ради меня почти на должностное преступление. Но об этом тоже чуть потом.
А, и еще был немец Йорг — не помню его должность, но зато помню его любимицу — попугая Леди Флер. Впрочем, Леди Флер обожал весь старший и младший состав и все пассажиры.

Каждый член экипажа и каждый пассажир норовил обучить Леди Флер ругаться на родном языке. По части ненормативной лексики она была настоящий полиглот
В общем, я влюбилась в них всех с полоборота. Моего мужа утешало только то, что любовь к 70 мужчинам менее опасна для семьи, чем к одному:)
Жизнь на судне текла в режиме: ночью — переход с острова на остров, днем — пляж-барбекью-экскурсии-шопинг-достопримечательности. Но меня, если честно, вполне бы устроило, если бы стоянок было меньше, а моря — больше.
Я часами валялась в сетке бушприта, изредка поднимаясь, чтобы принять непринужденную позу:)

Слов «текстурированные волосы» и «beach-style» тогда не знали, и спреи sea-solt не были изобретены. Но куаффюры вполне могли бы вдохновляться моей нерасчесанной гривой
По каким островам мы шли и в какой последовательности я, в отличие от имен моряков, уже не вспомню. Кажется, были Антигуа, Сен-Китс, Сен-Бартс, Иль-де-Санс?.. В общем, это было красиво:
А вот происхождение последней картинки помню прекрасно. Мы пришли на Сент-Бартс, который и тогда уже, до Абрамовича, умилял своей гламурностью (именно там был осуществлен единственный за время круиза шопинг Gucci-Prada-etc). Но риггер Анатолий, быстро поняв наши с Юрой мятущиеся души, сказал, что покажет нам пляж, красивее которого мы не видели и никогда не увидим, и самое глупое, что можно сделать на Сент-Бартсе — это потратить все время на местные ГУМ-ЦУМ-Детский мир. Мы рентанули вот этот джип — и рванули куда-то вдаль и прочь, закупившись в лавке колбасой и алкоголем. И попали на песчаный и совершенно пустынный пляж, который, чтобы не сфотографировать, надо быть мной:)) Но в тот момент мы не думали об истории. Мы ели, расстелив газету на песке, колбасу, пили вино, падали в море и были тотально счастливы. Кажется, болтали про Одессу. Анатолий по ней скучал.
Вечером этого дня я стояла за штурвалом, управляла судном. Это тоже не возбраняется, наоборот — пожалуйста, матросы с удовольствием вам покажут, как и куда крутить, а офицер скомандует какой-нибудь зюйд-зюйд-вест, и полный тебе вперед. Я полюбила это занятие даже больше валяния на бушприте в сетке, чем пленила, кажется, весь экипаж и капитана. Они потом говорили, что привыкли — туристы ленивы и нелюбопытны, типа на отдыхе, имеют право. То, что попались другие туристы — мы, — их буквально потрясло.
Но фотографий таких тоже по какой-то непонятной причине нет.
Зато есть другие.
Мне ужасно хотелось забраться на мачту и сделать оттуда кадр. Для публикации (вся история должна была быть опубликована в журнале «Домовой», что потом и случилось). И за ужином с капитаном (есть такая традиция, когда капитан приглашает к себе за столик приятных ему пассажиров), выпив, пококетничав и осмелев, сказала ему что-то вроде «Дорогой Ханс-Юрген, а нельзя ли как-нибудь?..»
Он как-то задумался, оценивающе на меня посмотрел. Потом сказал, что посмотрит. И если что, даст знать.
В итоге одним прекрасным утром, которому предшествовала очень прекрасная ночь, закончившаяся в 5-30 по местному времени, у нас в каюте раздался звонок. Офицер Паша сказал, что капитан ждет меня на палубе. Чтобы была через 5 сек и в кроссовках. Но может быть лучше передумать, учитывая все обстоятельства?:)) «Не, Паш, ну ты чо?!», — сказала я и рванула, чуть не забыв взять фотоаппарат.
И в общем, дальше мы полезли. Сначала лезли со страховкой. Это было не страшно, до этого на судне проводился урок клаймбинга — карабкания по веревочной лестнице вверх — для туристов, я его сдала на твердую пятерку с плюсом.
Но оказалось, что страховки существуют только до первой, самой нижней реи. А дальше их просто нет, дальше по мачтам лазают только риггеры и капитаны.

Рея — это горизонтальная перекладина поперек мачты, на которой крепится парус. Но я никогда не думала, что мне придется на ней сидеть. Воон там, на самой верхней.

В этот момент, внизу, я еще могла снимать капитана. Потом — только молиться. А еще камера болталась на плече
На уровне первой реи Ханс Юрген Энге сказал мне отстегивать страховку. «Дальше — без нее. Ты впереди, я — за тобой на два шага. Твоя страховка — это я: я держу тебя за пояс — и держусь руками за ванты. То есть мы лезем в обнимку, поняла?».
И мы полезли в обнимку. Таким вот паровозиком: я впереди, он — за мной, страхуя собой. Внизу стоял Паша — и решал сложную задачу: сказать капитану, что эта сумасшедшая журналистка сегодня спала от силы час? Или просто остаться стоять и молиться?
Чем выше мы ползли, тем меньше становился Паша. И прекрасно: мне не нравилось выражение его лица.
Мне было дико страшно. Просто дико. Руки дрожали — то ли от ужаса, то ли от неправильного образа жизни. Ноги тоже дрожали. Даже желудок внутри дрожал. И еще эта фотокамера, которая цеплялась за ванты. На уровне предпоследней реи я сказала капитану — я больше не могу, давай вниз.
Он сказал: «Можем вниз. Но второго шанса у тебя не будет никогда». «Fuck u», — сказала я ему невежливо. Какая нафиг вежливость на такой высоте. И полезла вверх.
И все это для того, чтобы увидеть вот это:
Ну и счастье. Глобальное.
Обратно мы спускались по той же схеме, только капитан — первым. Он шаг вниз — я шаг вниз, он шаг — я шаг. Оказалось еще страшнее, как ни странно — не видишь, куда ставишь ногу. Но я уже знала: вниз вообще нельзя смотреть.
Добрались до палубы. Паша, который стоял на том же месте, оттопырил нижнюю губу и выдохнул себе под нос. Подтянулись какие-то пассажиры. Кто-то даже попытался аплодировать, кажется.
«You are the best», — сказал мне капитан. «Ты крейзи», — сказал мне Паша. Оба были абсолютно правы.
До сих пор не могу понять, зачем это нужно было капитану. Звездануться оттуда мы могли с ним вместе на раз-два-три. Ничем, кроме романтических причин — сделать так, чтобы я никогда его не забыла, — все это объяснить невозможно. Но цели он добился. И я ему за это благодарна бесконечно.
И я хочу, конечно хочу вернуться на Star Clipper. Судно по-прежнему ходит по Карибам (зимой) и по Средиземному морю (летом). Купить билеты — не big deal. Только мне страшно. Я не знаю, где сейчас капитан Ханс Юрген, где сейчас Паша и где риггер Анатолий. И главное, где та я, которая долезла до верхушки грот-мачты. Вдруг мы не встретимся?