Верите ли вы в хилеров, или место силы на Бали
Одно из самых ярких впечатлений от Бали — день, проведенный в ретрите Fivelements Puri Ahimsa, где Яна и астролог прошли процедуру благословления водой и попробовали понять, что такое хилерство.
Не знаю, есть ли человек, более далекий от мистики, чем я. Я в нее не то чтобы верю. И не то чтобы не верю — я ее просто не ищу и даже, наоборот, инстинктивно чураюсь. Но иногда жизнь сама выносит тебя на что-нибудь этакое, чтобы ты остановился, задумался, почесал в репе, изрек глубокомысленное «хмык» и жил дальше с пониманием, что все, что ты знаешь — это, возможно, еще не все, что тебе нужно узнать.
И тут примерно такая история и произошла. Началось все с того, что в инстаграме фоловер с ником Umka100, комментируя мою фотку из Desa Seni, сообщил, что есть на Бали такой крутой спа Fivelements и нам туда непеременно надо. Мы погуглили — да, красиво, да, надо:) Кстати, пишется именно так, с одним е посредине, это не опечатка. Обилие слов «сакральное», «целительное» и «магическое» на сайте, правда, немного смутило. Но нам ли, читателям пресс-релизов, бояться высоких слов, когда каждый второй парфюм у нас — «волнующий и соблазнительный», а каждый второй кремик — «с уникальной молекулой»?:) В общем, словами нас не возьмешь, — но и не спугнешь.
Карта на сайте Fivelements была довольно условная, скорее мультик, а не карта. Понятно только, что это где-то в окрестностях Убуда. Но мы решили — сориентируемся, разберемся. Весь Убуд — как Бульварное кольцо, фигли.
В итоге — ни один человек в Убуде не мог нам сказать, что такое этот Fivelements и где его искать. Даже смышленые люди на ресепшне в убудских спа-отелях, где, казалось бы, должны знать о конкурентах, не знали ничего. Мы ехали наощупь, поругиваясь сначала вяло, потом активно, потом — готовые развернуться и плюнуть, потому что сколько жеж можно, и кромешная темень вокруг, и навигатор наш говорит все, что в голову взбредет, но — ничего внятного. Остановились в стопятый (в последний! слышите, в последний раз, и хватит уже, давайте домой!) раз спросить дорогу у какого-то домика, где горели огни. Домик оказался медклиникой, скучающие девчонки-медсестры оживились, стали что-то лопотать, показывать руками, рисовать на бумажке, потом двое выскочили, впрыгнули на байк, махнули — езжайте за нами.
За ними мы ехали полчаса по совсем уже непролазным джунглям, и они еще тормозили, тоже спрашивая дорогу. Но нас-таки доставили. От денег наотрез отказались. Но очень удивились, узнав, что мы сюда не жить приехали, а просто посмотреть.
В десять часов ночи, да. Посмотреть. Когда тьма — хоть глаза выколи.
Охранник тоже был в шоке. А вот на ресепшн люди и глазом не моргнули. Как будто каждый день на них по ночам сваливаются трое русских с одним ребенком со словами: «Мы слышали, у вас знаменитый ресторан и хотели бы в нем поужинать, но… ээээ… немножко заблудились».
Ресепшн же выглядела вот так. Мне показалось, мы в сказке Толкиена про хоббитов.
Нам даже устроили блиц-экскурсию в потемках. Увидели мы, прямо сказать, немного. Но то, что увидели, — заворожило.
И еще интересно: с одной стороны, тишина была такая, что в ушах звенело. С другой — где-то явно шелестела вода. (Как потом выяснилось — в реке.) Эти два звука — точнее, один звук и одно его полное отсутствие — каким-то образом между собой не сливались. Река рекой, тишина — тишиной.
Поесть в ресторане мы не смогли — кухня закрылась. Съели неправдоподобно вкусное мороженое — впрочем, в тот момент нам любая веточка петрушки показалась бы деликатесом — и заценили интерьер.
На обратном пути мы еще четыре раза навсегда потеряли дорогу, попали под проливной дождь, чуть не свалились в канаву и поняли, что обязаны вернуться, потому что — не знаю, как насчет «сакральности», но место, конечно, просто чума. И его неочевидность и труднодоступность — часть его же сути. Смущало одно — мы по-прежнему решительно не понимали, где оно находится:) Навигатор твердил: on the road. Точнее можно было бы только сказать — «На Бали». Thank u, cap.
А дальше, как это бывает, когда идешь в потемках, но по верному пути, сто мелких ничего не значащих случайностей сложились в аккуратную картинку — как в калейдоскопе, который я в детстве любила крутить. Представители Fivelements сами нас нашли, пригласили в гости и прислали к нам на виллу водителя. Вопрос «Как мы сюда еще раз попадем?» был решен.
Оказавшись в Fivelements при свете дня, мы поняли, что ничего подобного до сих пор не видели. И даже не подозревали, например, о существовании системы Healing Hotels of the World, в которую Fivelements входит.
Кстати, погуляв по этому сетевому хранилищу хилерских ретритов, я обнаружила, что мой сицилийский любимый отель Verdura туда тоже входит. Кто бы мог подумать? Ни одного хилера я там не приметила:)
Ощущение хоббитовского Шира, накрывшее меня во время первого ночного визита в Fivelements, тем не менее, окрепло. Оказалось, весь ресорт состоит из 9 жилых хижин класса «люкс» и «суперлюкс» (с личным бассейном, для особо состоятельных хоббитов). Максимальное количество гостей, таким образом — 18 человек.
Выглядят хижины внутри вот так:
А вот так выглядят… эээммм… скажем так, удобства под открытым небом:
У некоторых хижин имеется еще ванна. Не ванная комната, а просто ванна — сложно назвать комнатой нечто за ширмой на террасе под открытым небом. У нас такая ванна была с видом на водопад. А хижина так и называлась — Waterfall-1.
Кроме хижин, имеется еще спа, где, кстати — так мило — «у нас сегодня кошка родила вчера котят» — на ступеньках происходил процесс кормления детеныша:
И три совсем уж мистических сооружения-мандалы, где можно заниматься йогой, медитировать, думать о высоком и всячески просветляться. (Там, кстати, проходили последние TED-конференции — пространство позволяет.)
Достаточно поднять голову, чтобы подсоединиться к космосу и перетереть со Вселенной:
Еще есть бассейн над горной рекой, а в глубине — специальная купальня, вроде большой джакузи, где проводят сеансы ватсу.
Ну и тот самый ресторан Sakti Dining Room, который, как выяснилось, в 2014-м получил премию Spa Cuisine of the Year Asia Spa Award — как самый вкусный и эстетский из веганских и сыроедческих заведений всея Азии. Блюда здесь исключительно веганские (ни рыбы, ни яиц, все по-взрослому), и многие (около 30 %, если не ошибаюсь) готовятся без термической обработки. Услышав это, я взгрустнула по рыбке махи-махи, которую успела на Бали нежно полюбить. А астролог и вовсе обеспокоился, хотя виду не показал — журналистская выдержка, воспитанная в пресс-турах, все-таки великая вещь. Я постаралась внушить ему мысль, что прожить сутки, питаясь сельдереем и лемонграссом — это, может быть, даже круто. Не просветлеем — так похудеем. Он возразил, что вообще-то ни то, ни другое в его планы не входило. Но мы волновались напрасно. Вся еда — даром что веганская и почти сырая — была невероятно вкусной и — кто бы мог подумать?! — сытной.
Пообедав, поужинав и позавтракав в этом ресторане, мы с астрологом поняли, что премию Spa Cuisine of the Year Asia Spa Award кому попало не дают. Кроме того, мы выслушали историю от одного из помощников шеф-повара, балийца — он рассказал, что его жене два года назад поставили диагноз рак груди и назначили операцию. Но местный хилер сказал, что операцию делать нельзя — мол, сколько отрежешь, столько и прибавится. И посоветовал есть сырую еду. Через полтора года диагноз был снят. Верить этому или нет — дело ваше, я просто передаю его слова. (Ну и подозреваю, что ради красного словца такую историю не сочинишь — побоишься.)
И еще штрих к портрету Fivelements. От какой бы то ни было вредной химии тут отказались полностью. Целлофановый мешок не сыщещь на всей территории ни днем, ни ночью, ни с огнем, ни с фонарем. Вместо пластиковых трубочек для коктейлей — стеклянные или вообще травяные, из стеблей лемонграсса. Химию не используют не то что для огорода — даже для мытья посуды. Чем там они моют тарелки, сказать не могу, но тарелки чистые. А воду из кухни потом спускают в местный пруд. А в пруду пасутся красавцы-карпы, чувствительные ко всякой гадости. Если что не так — карпы тут же задвинули бы коней. Но нет, плещутся, живехонькие, жирные и веселые.
Ну и вопрос — зачем сюда приезжают?
Ну и ответ — чтобы выдохнуть. Когда нужна тотальная перезагрузка. Когда очевидно, что старая жизнь закончилась, а новая не торопится начинаться, мешкает. Когда нужно, чтобы полная тишина, только гекконы, птицы и водопад. Кстати, в этом смысле шум горной реки очень помогает. Говорят, человек, вынырнувший откуда-нибудь с Тверской или с Манхеттена в полную тишину, теряется и начинает депрессовать. А так вроде что-то шумит, и хорошо. И вообще, река по феншую и прочей философии лучше, чем океан. У океана приливы-отливы, но он на месте. Река все время течет, и в нее, как известно, нельзя войти дважды, и очищает она лучше. Ну, так считается.
Конечно, таких желающих выдохнуть за 500 USD в сутки (примерная цена хижины) не то чтобы толпы. Но они явно есть — и владельцы Fivelements уже прикупили еще немного земли и планируют достроить еще немного хижин. Кто бы мог подумать, что сей Шир работает как бизнес-модель?.. А, похоже, работает.
Кстати, о владельцах. Нас, конечно, занимало, кто придумал Fivelements, чья поляна и кто тот Маркиз Карабас. Оказалось, владеют местом три семьи: индонезийская, швейцарская и смешанная корейско-итальянская.
С Ларой Татриеле (половиной корейско-итальянской семьи) мы встретились.
Лара оказалась чем-то похожа на Иру Хакамаду — та же восточно-азиатская красота, быстрый ум, тонкие запястья, лицо мудрой девочки без возраста. Жила в Нью-Йорке, была успешным менеджером в большом бизнесе, приехала на Бали лет 15 назад, разведясь с первым мужем, пребывая в смятенных чувствах. Бали захватил — решила остаться. Познакомилась с Кико — случайно: гуляла по пляжу, упала, споткнулась, потеряла сандалий, постучалась в первую попавшую дверь — помогите найти, не идти же босиком?.. За первой попавшейся дверью жил прекрасный дизайнер из Италии, Кико. Поженились. Потом он ей как-то сказал — я тут давно внес залог за землю, не знаю, зачем, но, кажется, мы там можем что-то придумать. Поехали смотреть — тут еще были джунгли и рисовые поля среди них. Она опять вдруг упала, споткнулась, потеряла сандалий. «Я вообще не часто в жизни спотыкаюсь и теряю обувь, честное слово», — говорит Лара, — «это точно был всего второй раз!» Позвали из соседней деревни местного священника. Он походил, побродил, пошептал что-то себе под нос, и заявил, что это место должно помогать людям.
И специально обозначил вот эту поляну. «Это, — сказал, — место силы. Тут положите камень».
Камень положили. И решили, что тут будет ретрит. Как только это решили, нашлись и соинвесторы, и единомышленники, и вообще все сложилось.
Fivelements открылся 4 года назад. Кастинг хилеров и массажистов проводила та самая индонезийская пара совладельцев, которую на мякине не проведешь. Хилерство как туристический аттракцион тут не канал. Нужны были серьезные люди. Как они смогли найти среди хилеров серьезных — и отсеять проходимцев — не знаю. Подозреваю, для этого надо родиться на Бали.
Ну и теперь нам с астрологом предстояло попробовать их способности на себе. Напомнив себе, что #ктотожедолженделатьэтуработу, мы отправились в спа. (А ерничать вот тут не надо, не надо — мой астролог к этому моменту температурил, болел и страдал, и если бы не долг, предпочел бы лежать калачиком с градусником под мышкой и, как все нормальные мужчины, считать, что вот-вот умрет.:)
У меня в программе был балинезийский массаж и акт целительного хилерства. И еще (совместно с астрологом) церемония очищения водой, Water Blessing.
Про массаж говорю сразу: вещь. Перепробовав их на Бали штук -цать, в ценовом диапазоне от $8 до $50, считаю тот, что сделала эта женщина — лучшим.
Сауи не надо было говорить — посильнее, послабее, ойойой, айайай. Было промято все, что надо, где надо, сколько надо и так, как надо. Есть такое понятие «мудрые руки» — для массажистов это важнее любой другой мудрости в любых других органах. Руки Сауи — тот самый случай.
Что касается хилерства, — все сложнее. Во-первых, я тут профан и сравнивать мне не с чем. Во-вторых, критерии «горячо-холодно», «хорошо-плохо» тут еще более размытые, чем в массаже. В-третьих, чтобы всерьез обсуждать балансировку чакр, нужно быть, как минимум, уверенным, что эти чакры существуют, а по этому поводу все же возможны разные мнения:) И, каково бы ни было мое личное, оно ровным счетом ничего не значит. Наверняка найдется сто человек, которые заявят, что сеанс хилерства был откровением их жизни, после которого у них а) открылся третий глаз, б) наступил мир в душе и во всем мире, в) умер богатый американский дедушка и жизнь изменилась на 180 градусов Цельсия:) И тут же найдется еще сто человек, которые скажут, что отдать за такое дело 100 баксов — блажь, которую ни один хилер не вылечит.
Поэтому я просто расскажу, как оно было со мной.
Хилерствовал меня вот этот молодой человек со смешной бородкой по имени Вайан.
Вайан уложил меня на кушетку и велел закрыть глаза. И минут 15 (кажется, 15, но могло быть и 10, и 20) не делал ничего. По крайней мере — со мной. Может, он там читал какие-то мантры или что-то еще — мне о том неведомо. Я не подсматривала.
Когда я уже начала немного беспокоиться — доктор, что со мной не так? все плохо? мои чакры забиты насмерть? мы все умрем? я безнадежна? — положил руку мне на лоб. Это меня немного утешило. Потом рука стала легко вибрировать. Потом перед глазами (закрытыми) стали возникать краски и цвета — фиолетовый, синий, лиловый. (Думаю, если вы час просто полежите с закрытыми глазами, тоже увидите что-нибудь лиловое или синее:) Потом рука (кажется) переместилась куда-то в область солнечного сплетения. Потом — на колени. Потом снова вернулась на голову, но куда-то в область темечка. Потом стало горячо.
Нет, мне не являлись призраки прошлого, не всплывали в памяти старые обиды и засыпанные пеплом дней собственные грехи. Мне не хотелось рыдать, смеяться в голос, дергать непроизвольно членами — ничего такого. И никаких озарений из жанра «Эврика!» — тоже не наблюдалось.
Все было вполне приземленно. Буднично, я бы сказала. Как на физиопроцедурах в санатории. Пациент лежит — пациента лечат — пациент скучает или дремлет, не разберешь.
Потом все закончилось. Мой Вайян прочитал какую-то мантру, вымыл руки (я поняла это по звуку воды) и сказал, что — все.
Я спросила — может, что посоветуете, товарищ хилер? И опешила от сиюминутной точности ответа: «Тебе нужна йога и медитация. Но ты это уже знаешь и так. А в остальном, я все почистил и отрегулировал, живи — веселись».
Это можно было бы счесть обычным совпадением — но именно на йогу я и подсела на Бали, ощущая острую в ней потребность. Примерно так человек, испытывающий нехватку витамина С, кидается на мандарины и ест лимоны.
Это можно было бы счесть и классической шаблонной рекомендацией белому человеку (кому из нас, обладающих быстроскачущим monkey-mind, не показана йога и медитация?) — но, как оказалось, астрологу были даны совсем другие наставления.
И это меня немного озадачило.
Ну, а Water Blessing — очищение водой — оказалось неожиданно поразительно похожим то ли на наше православное причащение, то ли на крещение.
Молитвы, брызги, воскурения, двадцать один раз произнесенное ОММММ — ты сидишь в той вариации позы лотоса, на какую способен, коленки нещадно затекают, куда-то окунаешь палец, что-то такое порошкообразное пробуешь на вкус (вкуса нет) — и в конце концов тебя просто окатывают водой из ковшика. Предполагается, что священной. В любом случае — мокрой. Поэтому всем благоразумно выдают сари.
И в конце надевают на голову венок, а на запястье — плетеную черно-красно-белую веревочку. (Я потом увидела — у многих местных такие веревочки. Для них water blessing — обычная рутина. Заметив у меня веревочку, они, как мне кажется, начинали по-доброму улыбаться. Хотя, может, я все и придумываю.)
Ну и когда уже все состоялось, я, отфыркиваясь, как щенок после ванной, вдруг поняла — ба, ведь сегодня у православных — крещение. Самые буйные и смелые у нас кидаются в проруби. Здесь проруби не нашлось — и нам приготовили вот такое купание.
Как было написано на одной майке, случайно-неслучайно увиденной мной в Desa Seni, «Бог слишком велик, чтобы поместиться в одну из религий».
Ну и чтобы закончить этот эпос длиной в полжизни. Нет, мы не покинули Fivelements новыми людьми со звенящими от непорочной чистоты чакрами. Не обучились ходить по воде аки посуху. Не просветлились настолько, чтобы прогонять комаров взглядом, не предпринимая попытки их прихлопнуть. И даже вяло переругиваться по поводу и без тоже не прекратили, увы. (А ведь как можно было бы завернуть сюжет о расцвете любви и согласия в одной ячейке общества! М-м-м-м…)
И даже астролог мой не выздоровел враз от охватившего его сопливого недуга — хотя, конечно, мог бы, просто из уважения:) А я вообще спустя три дня заболела по полной программе классической тропической лихорадкой — с несбиваемой ничем температурой 39,5 и всеми вытекающими.
И все-таки — это тот опыт, к которому я, кажется, буду возвращаться. Он еще обязательно осмыслится и во что-нибудь выльется. Мне так кажется, по крайней мере.
А вы пробовали хилерские практики на Бали или где-то еще? Что думаете? Шарлатанство или бытовое чудотворчество? Интересно очень.
PS. В Fivelements не обязательно останавливаться, чтобы попробовать разные процедуры и ритуалы. Можно взять пакет на день, можно заказать один массаж — и весь день медитировать в мандале. Можно просто приехать посыроедствовать-погурманствовать. Если вы на острове или планируете там оказаться, это стоит иметь в виду (только лучше все-таки позвоните и сообщите о своих намерениях, вас встретят, а то будете, как мы, добираться 5 часов). Там же есть разные программы для брачующихся и прочих ханимунеров — кстати, для медового месяца/недели/дня место тоже очень правильное. И еще меня очень заинтересовали туры по сакральным местам Индонезии, которые организуют в Fivelements. Всерьез подумываю, как бы к ним присоединиться.