Независимый
Ресурс
О красоте

Под прицелом: Яна Зубцова. Все, что вы хотели спросить

Мария Ботвинина
Мария Ботвинина 18 марта 2016 99
Под прицелом: Яна Зубцова. Все, что вы хотели спросить

Открываем новую рубрику — «под прицелом». Берем друг у друга интервью — и призываем вас в соавторы. Первый, кто встал под прицел — Яна Зубцова, ответившая на все, что волновало нашу команду.
На одной из редколлегий мы обнаружили: мало кто по-настоящему умеет делать интервью. Не только среди нас, таких журналистов вообще — единицы. Кто-то понимает под «интервью» разговор ни о чем, кто-то вместо вопросов задает выхолощенные штампы (и получает такие же штампованные ответы), кто-то принимает за интервью банальный перенос устной речи в письменную. Мы решили, что так быть не должно, и всем нам надо немедленно учиться. «Отлично, — сказала Яна З. — значит, будем брать интервью друг у друга, пока не научимся. Можете начинать с меня».

В итоге все бьютиинсайдеры две недели терзали Яну разнообразными вопросами. Если у вас остались другие, незаданные — велкам в комменты. Следующей под прицел обещала встать Юля. Ну а далее — все мы.

11760161_1101363799875243_4503593778316861249_n

О блоге

Тебе не кажется, что Beauty Insider уже не просто блог, что он постепенно вырастает в какой-то более крупный проект? Может, у тебя в голове есть какая-то картинка, каким он будет через несколько лет?

Нет у меня этой картинки. По крайней мере, законченной — точно нет. Скорее, общее представление и предчувствие. Думаю, у нас будет много параллельных историй, вроде коробочек Magic Box и других, вытекающих из Beauty Insider логически и идеологически. Но какой-то четкой агрессивной цели — ну не знаю, стать вторым Conde Nast? Затмить Темпталию? Нет. И кем бы мы ни стали, главное — сохранить желание докапываться до сути, стремление разговаривать с читателями на том же языке, на котором мы говорим с друзьями. И не врать.

Зачем тебе вообще нужен Beauty Insider? Ты же профессиональный журналист, можешь работать, где угодно.

Где угодно — это где?:) В трех глянцевых журналах?.. Я там уже работала. Если бы меня интересовала исключительно зарплата, я бы забила на все баночки и пошла бы работать PR в крупный банк. Если бы меня интересовало исключительно социальное положение, я бы вряд ли бы сменила визитки Vogue или Harper’s Bazaar на визитки Beauty Insider. Но так удачно все совпало — мы с Юлей как-то нашли друг друга, две слегка крейзи девицы, для которых прибыль — не главное, а возможность говорить то, что думаешь, — наоборот, главное. Качество текстов — главное. Ответственность за базар — главное. Все прочее — деньги и т.д. — прекрасно, но второстепенно. Но даже когда мы с Юлей начинали Beauty Insider, мы не думали, что это исключительно хобби, и таковым и останется. Скорее, создавали себе идеальную работу.

В нашей команде практически отсутствует субординация и иерархия. Что ты об этом думаешь?
Вопрос, что понимать под иерархией и субординацией. Если сравнивать с офисными структурами — ее, конечно, и близко нет. Но журналистика и блогосфрера — это, в первую очередь, про свободу. Любое живое издание делается на любви и уважении. И это у нас точно есть. Пока все это не превращается совсем уж в полный хаос, не вижу смысла во введении какой-то более строгой системы.

image-06-03-15-01-11-7

Как ты набираешь людей в редакцию?

Вселенная подсказывает. Когда мы искали интернов, нам пришла куча заявок. Во всех — примерно одно и то же: «очень вас люблю… хочу у вас работать…». Я сидела и над ними медитировала. В результате тестовое задание получили человек 15, взяли мы шестерых. Пятеро из них до сих пор с нами. Одна девочка ушла, но не потому, что не сложилось – она уехала учиться в другую страну. Пришли трое или четверо других, просто прибились к стае. Ни за кого не стыдно. Вселенную надо слушать и нельзя ей противоречить.

Как тебе удается мотивировать людей?

Помнишь, как Том Сойер красил забор? Он делал это так, что у него все рвали из рук кисть:) Драйв, который мы с Юлей испытываем от работы — это заразно. Не для всех, конечно, но есть люди, которые тоже способны получать кайф от процесса. А те, которые не могут — им просто надо идти в другое место. Ну и да, нам не наплевать на людей, с которыми мы работаем. Когда человека ценят и ему интересно — он уже замотивирован насмерть.

image1

От твоего обзора зависит, купят завтра вот этот крем или нет. Получается, бьюти-журналистика — это искусство продавать словами?

Любой журналист, который выступает как критик и пишет обзор, так или иначе продает то, что ему понравилось. Ресторанный критик продает новое кафе, кинокритик — новый фильм с Ди Каприо, автомобильный критик — новую модель мерседеса. Наше отличие от продавцов — им в первую очередь важно продать, нам — важно, чтобы прочли. Мне, по большому счету, все равно, купят крем, или нет. Когда мы берем его на тестирование, все, что мы обещаем пиар-отделу — это честный субъективный отзыв. Как там дальше наше слово отзовется — нам не дано предугадать, да и не наше это дело.

Но создание поэтически красивой ауры вокруг, например, духов — это разве не талантливое «впаривание»?

Не-а:) Это мои поэтически красивые эмоции от этих духов. Не больше. А любая покупка — ваше решение и ваша ответственность. Перекладывать ее на блогера, который написал поэму про какой-то аромат, а он вам не понравился — тупиковый путь. Кстати, дорогие читатели — пожалуйста, не покупайте ничего только потому, что я красиво пишу!:)

Легко сохранять независимое мнение, когда у тебя маленький блог и ты пишешь для ста человек. За шесть лет Beauty Insider превратился в крупный интернет-ресурс с баннерной рекламой. Накормленный протест неохотно протестует?

А мы же никогда не заявляли, что протест — главная наша цель:) Наша цель — рассказать о том, что происходит и дать происходящему субъективную оценку. Собрать максимум разных мнений (в том числе и мнений в комментах, которые никогда не подчищаются, если не превращаются в хамство). Собственно, из-за этой субъективной оценки нас и читают. Да, мы продаем баннеры, но не продаем лестные отзывы. Недавно у нас был баннер интернет-магазина Beauty Discount, но это не помешало вам всем написать пять (!:) отрицательных мнений на несчастную рукавичку Glov, которую они представили на тестирование. Многие штуки — салфетки Filabe, масло Sisley, кремы Purity Herbs — мы вообще отправляли на обзор читателям. Кто мог гарантировать, что их отзывы окажутся положительными?.. И открою страшную тайну: если мы не можем сказать ничего хорошего о средстве N, а партнер видит единственную схему работы как «мы вам баннер — вы нам дифирамбы», то иногда мы даже отказываемся от размещения баннерной рекламы. Лучше потерять 100 рублей, чем доверие.

11138138_940413272670274_7889093192771166988_n

О журналистике

Как ты думаешь, писать может каждый?
Журналистика — ремесло. Если у человека есть мозги, желание учиться и вкалывать, и хороший учитель — этому ремеслу можно научить, как любому другому. И как в любой сфере, в идеале к ремеслу нужно иметь талант. Есть просто хирурги — и есть хирурги от Бога. Есть просто сапожники — а есть те, которые восстановят твои убитые лабутены так, что не придется лаком красить подошвы.
Как-то я брала интервью у Лии Ахеджаковой. Речь зашла о вождении, и она выдала прекрасную фразу: «Если уж я научилась ездить на машине, значит, можно и зайчика научить». Правда, первый её выезд со двора театра «Современник» закончился тем, что она снесла столб. Так вот, я думаю, что пилотом «Формулы 1» Лия никогда бы не стала, но, тем не менее, на дорогах она уже никакой опасности для окружающих не представляет. В общем, до определенного уровня даже зайчика можно научить чему угодно.

Почему ты выбрала именно бьюти-журналистику? По-моему, ты не менее круто писала бы хоть про ракетостроение, хоть про дрессировку сумчатых животных.

Потому что мы #любимвсекрасивое. А баночки — гораздо красивее, чем ракетостроение. И даже кенгуру 🙂 Тема бьюти мне интересна, потому что это самая динамичная область. Даже в fashion не бывает такого количества новостей, открытий, событий. Beauty индустрия дает быстрые деньги. Наука развивается благодаря тому, что женщины готовы все на себе пробовать. И эти деньги тут же возвращаются на рынок в виде новых баночек. И все по новой. Этот ритм жизни мне симпатичен, хотя он и довольно изматывающий.

Photo from yana_beautyinsider

А кем бы ты стала, если бы не стала бьюти-журналистом?
У меня в детстве была сложная дилемма: либо капитан дальнего плаванья, либо журналист. Но капитаном меня не взяли по причине обнаружившегося плохого зрения. Я заточена на журналистику. Возможно, я могла быть репортером, ездить в горячие точки или что-то вроде этого, и, наверное, пользы от меня было бы больше. Иногда я об этом думаю.

Бывали ли у тебя приступы ненависти к профессии? Типа «переквалифицируюсь в управдомы»?
Конечно. Стоишь ты рядом с Блейк Лайвли, или рядом с тобой сидит Джуд Лоу, а ты такая — «Ну и что? И он, наверное, с большим удовольствием сидел бы сейчас дома, и ты бы тоже. Зачем и кому все это надо?» Батарея баночек с кремиками тоже иногда вызывает подобные эмоции – ой, ну не хочууу! Но вообще это как брак. Иногда думаешь — да пошло бы оно все… развестись, что ли?.. А утром просыпаешься — нет, не пошло бы, он хороший, и детей в сад отведет, и вообще.

Ты часто ведешь публичные мероприятия. Как тебе удается справиться с волнением? Или ты и вправду не волнуешься?

Не волнуюсь. Я не играю на сцене, не зазубриваю текст, не боюсь, что выйду и забуду то, что написано на бумажке. Просто говорю, что думаю. Тут невозможно облажаться. Это с одной стороны. С другой — у меня нет страха перед большим скоплением людей. Может, потому, что я работала на ящике, вела детские программы на ТВ. Прямой эфир — довольно волнительная вещь. Но если привыкнешь, уже не страшно.

Photo from yana_beautyinsider

Бывают случаи, когда материал «не идет», не пишется? Что ты делаешь?

Иду выпить вина 🙂 А если серьезно, то такого со мной практически не случается. Есть у меня вдохновение или нет, — у текста есть свои законы, они не зависят от моего настроения. Я же не «Евгения Онегина» пишу.

Ты брала миллион интервью – кто из собеседников произвел на тебя впечатление, заставил посмотреть на вещи по-новому?

Гердт года за два до его смерти. Окуджава – примерно в тот же период его жизни. Збруев, Гурченко, Мэрил Стрип. Юра Шевчук. Помню слова Гердта: «Мне уже 80 лет, я должен быть всегда в чистом» — такое философское принятие недолговечности жизни и нежелания врать какой-то девочке с диктофоном. С Окуджавой встречались в Переделкино: ему врачи запретили курить, он курил одну сигарету в день, растягивая ее, бычкуя. Его жена прибегала узнать, не наболтал ли он лишнего. Называла его «мой дурак». Было неловко. Не знаю, была ли она права или нет, — но он был гений.

11053589_909845252393743_206516049526378104_n

Личное и философское

Ты пишешь в блог, организовываешь его работу, переводишь книги, занимаешься спортом. Как тебе удается все это успевать?
Я не самый организованный человек на свете. Меня постоянно преследует ощущение, что я ничего не успеваю. Мое отличие от других столь же неорганизованных людей только в том, что я все понимаю про свою неорганизованность и как-то пытаюсь ее переломить. Не могу сказать, что достигла на этом поприще каких-то вершин. Но моей эпитафией вполне может стать фраза «Он хотя бы старался»:)

Photo from yana_beautyinsider

Photo from yana_beautyinsider

Бывают ли ситуации, когда ты not so cool?

Я довольно часто not so cool. Например, когда понимаю, что кто-то из вас, крошки, гораздо лучше меня рубит в разных шиммерах-глиттерах:). Но это не носит для меня характер катастрофы. Ну не кул, и что? 🙂 Я могу быть неправа. Могу настаивать на идее, которая не правильна, why not? У меня нет цели всегда и во всем быть идеальной. И тем более доказать всем, что я — миссис Совершенство. Вообще, если начальник «всегда прав» — значит, он не самый правильный начальник.

Ты кажешься супер-рациональным человеком, супер-практичным. И ты замужем за астрологом. Как так? Ты сама-то веришь в астрологию?

Угу, верю. Однажды — когда мне было лет 25 — она даже помогла мне выжить. У меня была пиковая ситуация, и я попала к двум астрологам. Они составили натальные карты, посмотрели, оценили, рассказали мне про меня — и моя голова постепенно встала на место. Но я же журналюга:) Я на эти сеансы ходила с диктофоном. Расшифровала потом запись, — и до сих пор иногда перечитываю и убеждаюсь, что все, сказанное тогда — правда. Но к помощи Юры я прибегаю редко, потому что это опасная история – не сама астрология, а зависимость от нее. Юра занимается астрологией с чистыми руками и чистым сердцем – поэтому у него получается. Кстати, чуть ли не последний раз, когда я пользовалась его услугами — это когда размышляла, уходить ли из Allure и заниматься только блогом, или все-таки не стоит, и это безумство. Он перетер со звездами и сказал: уходи. Будет геморрно, но в итоге все сложится.

Photo from yana_beautyinsider

Если бы у тебя была возможность встретить себя в детстве, чтобы ты себе посоветовала?
«Девочка, take it easy!” Не надо так остро реагировать на происходящее. Но что толку, я даже сейчас реагирую на все, как подросток. Такая… эм… тонкая душевная организация, назовем это так (чтобы не сказать легкая форма психического расстройства:) — это и плюс, и минус, и карма, и счастье.

Если бы ты стала первым бьюти-президентом Вселенной, какой бы был твой первый декрет? Что бы запретила?
В бьюти-журналистике (и любой другой журналистике, блогах, инстаграмах, далее везде) запретила бы «джинсу» — публиковать проплаченные тексты, не ставя значок «на правах рекламы». Вот прямо 15 суток расстрела давала бы за это. А с точки зрения красоты, макияжа – да ничего не стала бы запрещать. Вообще, чем меньше запретов, тем лучше. Все, что не стоит делать, перечислено в десяти заповедях — «не убий, не укради, не возжелай жену ближнего». А за пределами этих заповедей пусть будет свобода».


Читайте также:

(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...