Аэрофобия. Как с ней жить и как от нее избавиться? Личный опыт
Вам знакома аэрофобия? Олесе Фаррелл — да, и не понаслышке. Можно ли избавиться от страха полетов, и как это сделать, она выясняла на собственной шкуре.
Аэрофобия — липкая зараза. Она отравила несколько лет моей жизни. Самый долгожданный отпуск оказывался испорчен, не успев начаться: трудно упиваться красотами Греции и Италии, когда мысли крутятся вокруг обратного полета. Невозможно любоваться Колизеем, если в голове свербит: «он неминуемо приближается, от него никуда не деться, его как-то надо пережить».
Мне удалось более-менее взять свои страхи под контроль. Сразу скажу: я не специалист, не психолог и не призываю воспринимать мой опыт как инструкцию к действию. Но мне в свое время — для спокойствия и оптимизма — недоставало историй настоящих людей, от первого лица, с такими же страхами. Может, этот пост, в свою очередь, поможет вам.
КАК ЭТО БЫВАЕТ
На самом пике моей аэрофобии летали мы часто, и состояние фоновой тревожности почти не проходило. Как только мы бронировали билеты, в моей жизни наступала черная полоса. За пару дней до вылета я не могла спать, не могла ни на чем сконцентрироваться, даже, кажется, не чувствовала вкуса еды. Чтобы собрать чемодан, требовалось дикое усилие воли. На входе в аэропорт хотелось упираться четырьмя лапами, как упрямому щенку. Объявления посадки я ждала как вызова на казнь.
Стоило самолету подняться в воздух, я начинала отсчитывать секунды. Я прислушивалась к звукам двигателя: а что это он так подозрительно шумит? а как будто вибрирует? так странно затих? Сканировала поведение и выражение лиц экипажа: почему они вдруг так подозрительно возбуждены? о чем шушукаются? точно, все плохо, а нам просто не говорят, чтобы не создать панику. Про турбулентность и воздушные ямы вообще молчу — не знаю, каким усилием воли я сдерживалась, чтобы не начать рыдать и прощаться с семьей. (Но зато ничто не сравнится с эйфорией, когда колеса шасси касались посадочной полосы-))
Новости об авиакатастрофах я переносила как личное горе. Они лишний раз утверждали меня в мысли: самолеты — точно самый опасный вид транспорта, как может что-то висящее в воздухе, весом в несколько тонн, не грохнуться?
ПОЧЕМУ ЭТО БЫВАЕТ
Истинная фобия, по определению, состояние иррациональное, логическим суждениям неподвластное. Но, оказывается, часто причина именно аэрофобии — перфекционизм. Из него и вытекает стремление к тотальному контролю: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай сам».
Человек в кресле пассажира не видит, кто там за штурвалом, и заранее сомневается и в компетентности экипажа, и во внимательности наземной службы. Все кажется плохим знаком. КВС слишком молод? Опыта нет, ни черта еще не знает, точно не сможет среагировать, как положено. Он заметно в возрасте? Скорость реакции уже не та, да и забыл уже, наверное, половину выученного. Самолет слишком быстро выпустили на посадочую полосу? Что-то забыли проверить, и оно на полпути отвалится. Долго не выпускали? Чинили поломку, причем явно в спешке, перед самым вылетом. (Да, примерно такими мыслями в режиме нон-стоп развлекает себя аэрофоб весь полет. Три, пять или двенадцать часов воздухе. Welcome to hell -)
Если вам неспокойно даже в автомобиле, когда его ведете не вы, и нога постоянно жмет на воображаемую педаль тормоза — скорее всего, это ваш случай.
Еще страх перед полетами может быть одним из вариантов акрофобии (боязни высоты) или клаустрофобии (боязни закрытых пространств). (В некоторых источниках я нашла мнение, что аэрофобия — не самостоятельная болезнь, а симптом этих других фобий.) Иногда бывает виноват и вполне конкретный «якорь», который можно вскрыть вместе со специалистом-психологом: например, выясняется, что человек боится не полета или турбулентности самих по себе, а того, что при тряске его укачает и прилюдно стошнит — после пережитого травматического опыта и ощущения стыда в детстве.
У меня есть и своя мини-теория. В моем случае, мне кажется, виновато новое ощущение гиперответственности из-за рождения ребенка — на меня эта паника свалилась за три месяца до родов, когда я урвала возможность слетать в родной город. Мне очень интересно эту теорию проверить. Поэтому, если у вас также откуда ни возьмись после рождения ребенка взялись иррациональные фобии, отметьтесь в комментариях! (Вполне рациональное и осмысленное «Что же с ним будет, если со мной что-то случится» не в счет)
ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Я обнаружила, что в борьбе с аэрофобией правила «чего не делать» даже важнее, чем советы «что надо делать». Итак, вам не надо:
- слушать и вникать в новости об авиакатастрофах. Аэрофобы обычно навязчиво собирают такую информацию. Так вот, вам стоит не просто попытаться «не обращать внимания» — обрубайте поток информации на корню: выключайте телевизор, закрывайте вкладку, отписывайтесь от обсуждения в ФБ. Эта информация для вас — табу. СМИ нам не помогают: случаи, когда из аварийной ситуации все выходят без единой царапины, освещаются слабо, зато крупные катастрофы в мельчайших поробностях могут обкатывать неделями. Да, это трагедия. Нет, от того, что вы о ней не узнаете вовсе, в мире ничего не изменится.
- Если аэрофоб не вы, а близкий человек или пассажир в соседнем кресле, не пытайтесь разрядить обстановку шутками об авиакатастрофах или, тем более, насмешками. По моему опыту, лучше вовсе не пытаться развлечь и отвлечь: прекратить поток навязчивых мыслей внешним вмешательством все равно практически невозможно, зато в тишине аэрофоб сможет сконцентрироваться и заставить себя успокоиться — навязчивая болтовня будет только раздражать.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
У аэрофобии есть и вполне рациональные причины.
Во-первых, нам мешает незнание статистики и искаженное понимание фактов. И тут важно знать (и напоминать себе постоянно на всякий случай), что на самом деле вероятность попасть в катастрофу ничтожно мала: меньше сотой доли процента. Гораздо выше шанс попасть в аварию по дороге в аэропорт (это не значит, что надо начинать панически бояться такси-) Даже шанс подавиться во время еды, по статистике, примерно в тысячу раз выше.
Во-вторых, неплохо бы представлять, как и за счет чего держится в воздухе самолет. И что он, например, не может просто взять и упасть камнем на землю с крейсерской высоты даже при технической неисправности (один из самых распространенных страхов). Или что турбулентность не представляет серьезной опасности — разве что плохо закрепленный чемодан на голову упадет.
В-третьих, полезно иметь примерное представление, как катастрофы все-таки происходят. Даже техническая неисправность и аварийная посадка не означают верной погибели: экипаж обучен не только планировать в безоблачном небе, но и реагировать на возможные неполадки.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ
По возможности — найти психолога, психотерапевта или спецкурсы. У меня возможности не было, поэтому я нашла, где можно купить курс уроков на диске — это Центр «Летаем без страха». Автор Алексей Герваш — пилот и психолог, и говорит очень убедительно. Его видео есть и в свободном доступе в сети — послушайте, успокаивает мгновенно-) На всякий случай — нет, это не реклама, автору программы и его центру даже неизвестно о моем существовании.)
Очень круто пройти урок в симуляторе полета: вас пустят в «кабину пилота» и покажут, как ведет себя самолет, когда, например, отказывают оба двигателя (многие боятся именно этого). Мне попасть так и не удалось, видела только видеозапись (это часть того самого курса на диске) — под большим впечатлением, надеюсь добраться и вживую.
Ниже — те приемы из серии «помоги себе сам» в курсе тренингов, которые лично мне принесли облегчение. Ну и некоторые собственные наблюдения.
- Подготовьтесь заранее. Дома, в спокойной обстановке, спросите себя: чего я на самом деле боюсь? Что, мне кажется, может случиться? Запишите и пройдитесь по каждому пункту, постарайтесь разобрать, какова реальная вероятность такого исхода — пока ваше логическое полушарие не отключилось при виде аэропорта, можно проанализировать и проработать хотя бы рациональную часть страха.
- Паника — это резкий скачок адреналина, при котором дыхание становится поверхностным. Чтобы сбить уровень адреналина, попробуйте дышать так: вдохнуть полной грудью, а на выдохе меееедленно-меееедленно по слогам произнести слово «Рас-слаб-ля-ем-ся», на последнем слоге «сдуваясь» полностью. При этом поза должна быть полностью расслабленной, руки буквально висеть плетьми — как будто вы вот-вот уснете, полная противоположность тревожной напряженности. Повторяйте, пока не почувствуете, что успокаиваетесь. Для меня это упражнение — самое эффективное. Другой вариант — дыхательная техника 4-7-8 (описаний описано много в сети — например, здесь или здесь). Сбивает фокус еще и сама необходимость концентрации и отсчета.
- Надо максимально отключить иррациональную часть мозга, которая рисует в сознании страшные картинки, и включить рациональное левое полушарие. Оно отвечает за речь, цифры и анализ фактов. Например, начните вслух (речь) считать (цифры) то, что видите или слышите (анализ фактов). То есть, сначала перечислите пять предложений того, что вы видите: «Я вижу людей вокруг», «Я вижу стойку регистрации», «Я вижу красный чемодан» и т.п.Потом — «Я слышу…», «Я чувствую запах…» и так далее. (Это бывает сделать на удивление сложно — в состоянии страха обрубается связь с внешним миром.)
- Не давайте прокручивающимся в голове ужасным сценам захватить сознание, не пытайтесь «досмотреть» их, как кино. Мне помогает техника типа «выключить телевизор»: я представляю, что физически нажимаю кнопку — и экран гаснет.
- Всеми способами убеждайте себя, что ваш страх — беспочвенный. Собирайте положительные высказывания о полетах и самолетах — с той же тщательностью, как до этого отслеживали плохие новости. Собирайте в копилку «опорных фраз» факты и обрывки разговоров, которые помогают почувствовать себя спокойнее и увереннее — и не позволяйте себе в них сомневаться. Мои столпы: «Турбулентность — исключительно вопрос комфорта, а не безопасности», «Авиация в курсе» (напоминаю себе об этом в плохую погоду — да-да, авиация в курсе, что бывает ветер, дождь и снег, не мне одной это видно), «Все системы в самолете продублированы и резервированы», «Высоты бояться не надо: даже при неполадке у экипажа полно времени, чтобы выбрать правильные действия», «На взлете и посадке трясет всегда — это нормально, потому что самолет пересекает несколько потоков воздуха» и так далее. (Иногда даже неважно, насколько это верно и правдиво. Важно, что это облегчает ваше состояние и бережет ваше психическое здоровье.)
- Мне стало легче, когда я определилась, где мне комфортнее сидеть. Я могла более-менее расслабиться только у иллюминатора — была иллюзия, что я слежу за процессом и вижу, на какой высоте самолет, зато в проходе чувствовала себя запертой в консервной банке. (Возможно, если вы боитесь высоты, вам наоборот будет проще сесть подальше от иллюминатора — и, скажем, представить себе, что вы не в самолете, а в автобусе.)
Я очень рада, что решила не просто ждать, когда оно пройдет само, а что-то с этим делать. Первый же перелет после прослушанного курса прошел намного легче. Я пересматривала уроки пару раз, в последний раз — года три назад, и с тех пор к ним не возвращалась: уже не было необходимости, хватало наработанного арсенала. Если измерять в спасенных нервных клетках, то это, наверное, сэкономило мне несколько лет жизни ))
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Не буду врать. Я не полностью справилась со своей боязнью.
Я все еще не могу вернуться к старому восприятию полета (да-да, до беременности все было иначе!) — как удовольствия и законной возможности почитать и побездельничать.
Меня все еще пугает турбулентность — я тут же закрываю глаза и удаляюсь в режим «Расс-слаб-ля-ем-ссся» -) Самое противное — даже когда никакой турбулентностью и не пахнет, я сижу и жду, когда же начнется. Это уже скорее «страх страха». Я не боюсь перелета: я боюсь, что мне опять станет страшно — и это опять отравит неделю, две или месяц жизни. Хочу пересмотреть курс уроков еще раз — ну и отлично было бы попасть в авиасимулятор. В любом случае, я не собираюсь отказываться от путешествий, перелетов и прочих радостей жизни -)
А вам приходилось переживать аэрофобию? Что делали, справились ли, как успехи?
Читайте также: