Как мы покупаем косметику? Революция в бьюти-индустрии
Американские аналитики утверждают, что в бьюти-индустрии произошла революция, и новое поколение покупает косметику иначе, чем их мамы. Согласны ли вы?
Бет Шапури, автор ресурса Racked.com, провела впечатляющий анализ бьюти-рынка и изложила свою точку зрения, как миллениалы заставили индустрию красоты сменить курс. Мы перевели ее — и предлагаем поразмышлять, касаются ли все эти перемены России, или до нас они пока не дошли? И дойдут ли когда-нибудь? В общем, как вы покупаете косметику? И, если вы покупаете ее больше 10 лет, изменился ли ваш подход к бьюти-шопингу?
В вопросах покупки косметики современная молодежь — ребята подозрительные. Они устали от преувеличенных глянцевых восторгов, понимают, что доверять можно далеко не каждому мнению и настроены скептически.
Индустрия красоты не просто к ним прислушивается — она под них подстраивается. В 2015 году бьюти-промышленность заработала 46,2 миллиарда долларов, из них 13 миллиардов — на продажах косметики. Самая крупная группа покупателей — женщины от 18 до 34 лет (по результатам исследования TABS). Они активно приобретают косметику (больше 10 наименований в год) и не прочь выложить за нее приличную сумму: продажи в люксовом сегменте, по сравнению с 2014 годом, выросли на 7 % (декоративная косметика — на целых 13 % по данным The NDP Group). Специалисты считают, что виноваты в этом тренды инстаграма: контуринг, стробинг, бейкинг и цветокоррекция заставляют фолловеров выстраиваться за консилерами, корректорами и хайлайтерами. По той же причине возник бум на средства для оформления бровей.
Из отношения «не поверю, пока не увижу и не попробую» вытекают новые принципы — что, где и как следует покупать. Бьюти-сфере ничего не остается, как соответствовать. Итог: именно поколение миллениалов диктует сегодняшний формат бьюти-шопинга.
«Сефоризация» косметических магазинов
Миллениалы не просто хотят увидеть продукт в действии — они считают это обязательным условием перед покупкой. Частично этим объясняется спад в онлайн-продажах косметики (по информации TABS) и параллельный подъем семплинговых сервисов бьюти-боксов типа Birchbox. В том же причина успеха магазинов типа Sephora или Ulta (Ulta — сеть в США, аналог Sephora, но более бюджетный — прим.ред.): море прилавков с тестерами дают покупателям возможность лично удостовериться, стоит ли доставать кредитку.
Такие стенды с тестерами помогают преодолеть сразу несколько барьеров покупательского недоверия — и благодаря им в 2014-м продажи постоянным покупателям в Ulta выросли на 41 %, а в Sephora — на 32 %. Еще один плюс: покупатели проводят в этих магазинах больше времени.
Посыл ясен: потребители хотят попробовать, прежде чем купить. И ритейлеры к этому прислушиваются — сегодня почти везде косметика выставлена на стендах с тестерами, а не на полках за спиной продавца. Бьюти-аналитик The NDP Group Карен Грант называет это явление «сефоризацией». Другой звоночек, что индустрия внимает: универмаг Nordstrom запустил «консерьж-сервис» — уроки макияжа и подбор ухода с возможностью получения бесплатных образцов косметики, а Target (сеть дешевых гипермаркетов — прим. ред.) предлагает ежемесячные тематические бьюти-боксы.
Sephora пошла еще дальше — и в прошлом году открыла в Сан-Франциско концептуальный магазин TIP — Teach, Ispire, Play («Обучать, вдохновлять, играть» — прим. ред.): образовательный центр с напичканными обучающей информацией айпадами и консультантами, готовыми дать урок макияжа и подобрать уход. Компания намекнула, что планирует в дальнейшем распространить этот принцип на остальные магазины сети.
Один из побочных эффектов покупательского засилья молодежи — спад продаж антивозрастных средств: все то, где ожидание результатов требует времени, оказывается в проигрыше. Статистика такова: парфюмерия продается лучше, чем средства ухода, а фокус в уходовой области сдвинулся в сторону масок (продажи удвоились за последние два года, частично благодаря тренду на новинки корейской косметики) и консилеров-корректоров мгновенного действия.
Разнообразие и разброс
Несмотря на общий скептический анти-глобализаторский настрой, покупатели все равно выбирают крупные бренды. Аналитика TABS показала, что на американском рынке декоративной косметики основные игроки — L’Oréal Paris, Maybelline, CoverGirl, Revlon, Estée Lauder и Clinique. И по-прежнему сильные позиции занимают отдельные известные марки вроде MAC и Urban Decay.
Но убеждение, что нужно свято хранить верность одному бренду, больше не догма. Дети 2000-х голосуют за возможность выбирать лучшее у всех. «Это как заказывать обед по меню вместо комлексного бизнес-ланча, — говорит Грант. — В наше время никто не может навязывать другому свой плейлист».
Это означает, что у специализированных, нишевых и инди-брендов есть неплохие шансы на успех. Согласно отчету NPD, значительный рост показали Anastasia Beverly Hills, IT Cosmetics, Too Faced, NARS, Tarte. Удастся ли этим маленьким Давидам создать серьезную опасность для грандов-Голиафов — покажет время. «Крупные марки вовсе необязательно потеряют часть покупателей из-за новых игроков на рынке», — считает Курт Джетта, гендиректор TABS Analytics. Все очень просто: в последнее время мы в принципе больше покупаем — во всех секторах и сегментах, и у новичков, и у столпов индустрии.
Значительно вырос интерес к натуральной косметике. По результатам исследования Nielsen, для 53 % покупателей важно, чтобы ингредиенты были «полностью натуральными»: за 4 года сектор органики показал 24-процентный рост, и недоверие к «химии» все увеличивается.
Еще один фактор — этнический: эту нишу заполняют такие бренды, как black Up cosmetics (косметика, цвета которой специально разработаны для темной кожи) или Miss Jessie’s (средства для кудрявых и вьющихся волос). Эксперты полагают, что в скором будущем каждый бренд, чтобы считаться «мейнстримом», должен будет иметь в ассортименте средства для всех типов волос и оттенков кожи. Один из гигантов уже вступил в игру: L’Oréal недавно открыл «мультикультурное» подразделение.
У покупателей сегодня есть довольно четкое понимание, какую сумму — и за какое средство — они готовы заплатить. «Между ценами может быть довольно приличный разброс. Одна и та же девушка иногда покупает что-то совсем копеечное (но при этом все так же ожидает качества), а в другом случае «балует себя» и тратит по 30-40 долларов и больше», — говорит Джетта. У потребителей сложилась довольно стройная картина «бюджета» и «люкса». Это на руку таким магазинам, как Ulta, где бок о бок стоят дешевые, среднебюджетные и престижные марки. «Если кто-то из крупных бюждетных игроков — типа драгстора Walgreen’s или гипермаркетов Target — сможет создать партнерство с крупными брендами вроде Chanel или Lancome — это будет настоящим переворотом».
Судьба продавца-консультанта
В Красной книге бьюти-сферы (кроме прилавков, на которых ничего нельзя пробовать) появился еще один вымирающий вид: классический продавец-консультант. Современный покупатель выясняет всю нужную информацию до того, как переступит порог магазина.
Да, мы все еще хотим потрогать и попробовать продукт в магазине, чтобы убедиться в правильности выбора. Но «Большая часть покупок запланирована,» — говорит Грант. Куда потребитель обращается за информацией? В первую очередь, в интернет. Первыми тут идут бьюти-блоги и YouTube (соцсети — Facebook, Pinterest, Instagram — следом за ними). Но «золотым стандартом» остается рекомендация друзей. Львиная доля покупателей признались, что больше всего доверяют мнению знакомого человека. Именно этот фактор работает сильнее всех прочих — и уступает только фактору цены — она все еще на первом месте; см. этот отчет).
Более того: современные покупатели настолько не доверяют совету заинтересованного лица (консультанта), что даже в том случае, когда они не успели заранее выяснить нужную информацию и ознакомиться с отзывами, обращаться к продавцу не будут. Проведенный недавно опрос показал, что 58 % скорее достанут телефон и попытаются на месте проверить отзывы на нужный продукт, чем попросят о помощи консультанта.
Такой самостоятельный поиск помогает покупателю соотнести обещания производителя с реальностью — и означает, что продавцу-консультанту в этом процесе больше нет места. Когда-то консультант был хранителем ключей от ворот в царство красоты и ведущей фигурой в процессе покупки. Сейчас же это работник на подхвате, к которому обращаются только в том случае, если без него уж совсем никак не обойтись. Слишком настойчивый консультант может даже спугнуть покупателя. Возможно, такой ролевой сдвиг — одна из причин, почему CoverGirl, MAC и Honest Beauty попытались взять процесс информирования в свои руки и создали мобильные приложения, чтобы донести до покупателя нужную информацию, не прибегая к помощи консультанта.
Крайнее важна стала четкость формулировок в наименованиях продуктов и обещаниях бренда — человек теперь хочет точно знать, что получит. Nielsen сообщает, что потребители предпочитают видеть простые и понятные термины («ретинол» или «коллаген» — лучше, чем «Технология Hexinol®»), а еще — точное описание обещанного эффекта: например, через какое время можно будет увидеть результат. Для современных потребителей важно, чтобы компании следовали провозглашенным ими ценностям: в наше время прозрачность необходима во всем, от поставщика сырья до производства.
Что дальше?
На основании настоящего мы можем сделать прогноз на будущее. Будет все больше предложений, которые делают ставку на уникальность каждого клиента — начиная от палеток «собери сам» до средств для ухода за кожей и волосами на основании анализа кожи и головы конкретного человека. Будет расти интерес к натуральным продуктам, рациональному использованию сырья и прозрачности информации о безопасности ингредиентов.
Sephora и Ulta анонсируют расширение сети магазинов, онлайн-бренды (как Credo и Birchbox) открывают новые точки продаж — видимо, покупки все так же будут совершаться по большей части не в интернете, а в мире физическом, где у покупателя есть возможность потрогать, поиграть и выяснить нужную информацию до покупки.
Мы надеемся, что результатом станет еще большая прозрачность, более тщательное исследование обещаемых результатов, и, в конце концов, более эффективные средства. Пока миром рулят милленниалы, на коне останутся марки, чьи продукты выполняют обещания маркетологов и оправдывают построенную в соцсетях репутацию.
А вы как считаете — когда в России уволят всех продавцов-консультантов, закроют все глянцевые журналы и проснется, наконец, интерес к натуральной косметике, который пока, согласно статистике, весьма невелик? И случится ли это когда-нибудь?..
И вообще, смогут ли эти глобальные тенденции заставить марки в целом обещать нам реальные вещи, вместо уничтожения 186% морщин завтра утром?
Читайте также:
- Самые популярные в Google диеты 2015 года
- Икра заморская баклажанная: история современных деликатесов
- Русская косметика, которую любят за границей