Легко ли быть веганом? Личный опыт
Что такое быть веганом или вегетарианцем? Как ими становятся? Не едят ли они по ночам мясоедов, а если нет, то что тогда они вообще едят? Личный опыт Иры Кузьмичевой, вегетарианца с 14-летним стажем.
Вегетарианство вредно для здоровья. Зиму на одной зелени не пережить. Вегетарианцы агрессивные по отношению к мясоедам. А еще глупые. Каких только мифов не наслушалась Ира Кузьмичева за свою вегетарианскую жизнь. Поэтому с удовольствием рассказала нам, как оно все обстоит на самом деле.
Может быть, благодаря работе (я тоже бьюти-обозреватель, да), а может, по причине неистребимой гиперактивности, в моей жизни постоянно появляются новые люди. И если дело происходит в ресторане или кафе, скорее всего, сделав заказ, я услышу: «Ты что, вегетарианка?». Да, это я.
Потом следует вопрос: «А ничего, что я при тебе ем Том Ям (фуа-гра, хот-дог, бла-бла-бла – нужное подчеркнуть)?». Как правило, дело этим ограничивается. И хорошо. Я не люблю говорить о том, что я ем и чего не ем. «Смотри в свою тарелку» — мое телепатическое пожелание каждому, кто оказывается со мной за одним столом. Сама в тарелку соседа я тоже плевать не стану. Но так было не всегда.
Как это случилось
Все началось, как в сказке, once upon a time, а точнее — 14 лет назад. Сначала я сказала «нет» свинине – ты, мол, жирная, говорю, а я не хочу быть такой же. В это же время помешанная на диетах подруга рассказала мне, что мясо не переваривается сразу, а лежит в желудке дня два, не меньше и не больше. Причем не просто лежит, а гниет. Тут нужен эмодзи с вытаращенными глазами – такие же были у меня.
В этот же день я раз и навсегда отказала говядине. А раз нет свинины с говядиной, то нет колбасы, бургеров и… неужели я когда-то ела пельмени?
С курицей и прочими пернатыми мы расстались мирно и незаметно. Было лето, была жара, мяса не хотелось. Параллельно с «зелеными» экспериментами, я стала читать все, что попадалось в интернете на тему вегетарианства. И верила всему, что указывало на сатанинское происхождение хищников и простых любителей маминого борща. Псевдонаучные доказательства о том, что ЖКТ человека идентичен ЖКТ травоядного я любила декламировать во время семейных застолий. Семья думала, что я скоро перебешусь и снисходительно терпела. Мама даже готовила для меня «Оливье» с рыбой (тогда еще я ела водную фауну). А вот спрашивать меня: «То есть котлету точно не будешь?» перестала совсем недавно, все ждала, что «вкусы изменятся».
Единственный, кто присоединился ко мне в моем вегетарианском сериале, был муж. Правда, пришлось пустить в ход ультиматум: «С мясоедами не целуюсь». Муж продержался года полтора исключительно из любви ко мне, а не к братьям нашим меньшим. Впрочем, подозреваю, что мясной целибат соблюдался только в моем присутствии. И на том спасибо.
Спустя четыре года я наткнулась на видео со скотобойни. Конечно, я и раньше знала об их существовании (и скотобоен, и видео), но также знала, что мне их смотреть нельзя. (Немного обо мне: в кинотеатре я без чувств падаю на плечо соседа, даже если по сюжету просто хлопнула дверь). А раз чего-то нельзя, то очень хочется. Трех минут просмотра было достаточно, чтобы превратить вегетарианку в вегана.
Началась новая интересная жизнь, наполненная… примерно ничем, чем наполнены холодильники нормальных людей. «Оливье» с рыбой оказался не ко двору, как и икра, и все морепродукты. Но главное, что веганы не используют ничего, что можно забрать у животных. Яйца – нет. Молочные продукты, сыр – вы о чем вообще? Мед — туда же. Соответственно, любая выпечка с участием этих продуктов, а так же десерты, мороженое, молочный шоколад – мимо. Мой «высокопитательный» рацион состоял из пасты с овощами, риса с овощами, гречи с овощами и просто овощей. Без овощей шли разве что фрукты. Веселее всего было смотреть на лица официантов. Правда, они почему-то не смеялись. Я была невыносимым клиентом.
Этическое веганство не только про еду. Вместо кожи — кожзам, вместо меха – «чебурашки». Кажется, в моем послужном списке даже была попытка перезимовать без пуховика. Не повторяйте моей ошибки: пальто и два свитера – не вариант.
В режиме «минимал» я прожила год. А потом забеременела, причем, двойней.
Как выживают дети веганов?
Со всех сторон началось «ешь за троих» и «детям нужны белки». Случайно похудев за первый триместр на пять килограмм, я вернулась к привычному вегетарианству, которое после веганства показалось таким многогранным. Ситуация осложнялась лишь тем, что я с детства ненавижу яйца. Но пришлось полюбить. Вот буквально пришлось. Оставшиеся месяцы я продержалась на яичнице, тыквенном супе, крупах, фруктах, кефире и бубликах с сыром. Веселье продолжилось в период ГВ, когда есть почти ничего нельзя, но почти всегда хочется. Но когда у тебя пара младенцев и всегда остывший чай в режиме 24/7, о гастрономии задумываешься меньше всего.
У меня был легкий бзик, когда я хотела растить детей вегетарианцами, но через месяц опомнилась: поняла, что этот выбор они сделают сами, когда вырастут. Сейчас им семь лет, они не любят цирк и зоопарк, но больше всего Зоологический музей. Когда я их спрашиваю: «Когда вы уже перестанете есть мясо?», в ответ слышу: «Ты же всегда говоришь, что мы сами решим, когда вырастем». И ведь не поспоришь. Я и не спорю.
Уже вижу на горизонте летящие в меня от веганов гнилые помидоры, но мясо я детям готовлю. Никакой радости от этого не испытываю: меня по-прежнему стабильно мутит от звука разрезаемой плоти и запаха. Но все равно готовлю. Тут для меня никакой моральной дилеммы нет: дети важнее моих принципов.
У меня есть знакомые вегетарианцы: и девушки и мужчины. Одни не едят никого с глазами (креветки – нет, мидии – да). Другие едят только того, кого в состоянии убить сами (курица – да, корова – нет). Ни с кем из них мы не обсуждаем тонкости приготовления карпаччо из свеклы или правильный зеленый оттенок зеленого смузи. Всегда находятся темы интереснее. Но раз тема моей колонки именно веганство и вегетарианство, придется высказаться.
Вегетарианство — это вредно?
Редкий врач не считал своим долгом «открыть мне глаза» на вред безбелковой диеты. Как минимум рекомендовал налегать на гранаты, орехи и яйца. Оказавшись летом в самой обычной больнице, на собственном опыте выяснила, что к безглютеновой диете (при наличии диагноза «целиакия») относятся с пониманием, закармливая вездесущими вареными яйцами, гречей и печеными яблоками. А на мое отношение к зверушкам всем было плевать: не ешь гуляш – сиди голодная. Там же я узнала, что уровень гемоглобина у меня на нижней границе. Учитывая солидный травоядный стаж, вообще удивляюсь, что во мне еще остались эти красные кровяные тельца. Я не врач, но, думаю, вредно будет разве что заменить мясо хлебом.
Опять же о пользе или ее отсутствие пусть спорят врачи. К этическому вегетарианству приходят не из соображений здоровья. Поэтому даже если появится научно обоснованная доказательная база о тотальном вреде для организма отсутствия мяса, я останусь при своих.
«Я так не смогу — слишком люблю стейки» и «у меня слишком мало сил!»
Два аргумента, которыми люди иногда объясняют свое мясоедство. Я их совершенно не обвиняю, но в обоих случаях мне есть что сказать.
По поводу первого история такая. Вегетарианство – это не отказ от мяса потому что оно невкусное или вы на диете. Если ты смотришь на кусок мяса, а видишь кусок плоти некогда живого существа, вопрос о вкусе не возникает. Теленок, родившийся на свет только для того, чтобы стать телятиной, вызывает у меня такой же разрыв сердца, как утопленные котята, «потому что Мурка много принесла». Это живые невинные существа, чью судьбу почему-то решает человек.
По поводу второго — история другая. Однажды, гуляя с детьми на площадке, я услышала жалобу моей знакомой, тоже молодой мамы. Дело было во время Великого поста. Она, мол, пошла к батюшке просить разрешения есть мясо, потому что иначе у нее нет сил гулять зимой с ребенком. Рядом играла в догонялки со своими близнецами я, предварительно пообедав крем-сумом из брокколи и шпината. Вероятно, организм учится перерабатывать в энергию все, что ему дадут, даже если это капустный лист. Но я точно не слабак.
Вегетарианцы глупые (как оказалось)
Я не собиралась об этом писать, даже не знала, что есть такое мнение. Но прочитала на каком-то женском форуме следующее: «Вегетарианцы отстают в умственном развитии от мясоедов. Мозг начинает деградировать, от этого они все уверенней хавают травку». Можно я не буду приводить в пример таких вегетарианцев, как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон и Лев Толстой? Конечно, я себя в один ряд с великими умами не ставлю, но мысль вы поняли: от сельдерея не глупеют.
И все-таки, что ты ешь?
Решив один раз, что я не ем мясо, потому что не хочу быть причастной к убийству животных, я перестала думать об этом. Просто никогда не заглядываю в раздел «Мясо» в меню. Может, повезло, но мне исключительно редко хочется «чего-нибудь этакого». Зато есть ограниченный набор блюд и продуктов, который выручает всегда: тыквенный суп, драники из кабачка и вообще любые овощи в любом виде, омлеты с разными начинками, зеленые яблоки, сыр, кофе. Недавно я всерьез задумалась о том, чтобы снова исключить яйца и молочные продукты. Весьма кстати в магазине рядом с домом есть соевый йогурт и миндальное молоко.
Вегетарианство – не секта? Или все-таки?..
Честно говоря, секта. Но я, как противник любых кружков по интересам, в ней не состою. Семью давно не терроризирую. Не обливаю краской шубы. Не распеваю «Харе Кришна». Мои пальцы не пахнут ладаном, только если это не нота очередного нишевого аромата. Просто я 14 лет не ем животных и не собираюсь. У меня до сих пор нет ни одной кожаной и меховой вещи. Я верю, что если хочешь изменить мир, начинать нужно себя, и смею надеяться, что у меня неплохо получается.
Ирина Кузьмичева живет в Санкт-Петербурге, пишет на постоянной основе для рубрики «Красота» на сайте elle.ru, ведет колонку в журнале Aeroflot Style, а самые интересные новинки обозревает в своем Инстаграме.
А что вы думаете о вегетарианстве и веганстве?