Под прицелом: Аромат Angel Muse, Thierry Mugler
По случаю выхода Angel Muse и 25-летия франшизы Angel Thierry Mugler российские парф-профи узнали у парфюмера Квентина Биша, каково перекраивать легенду и зачем музе фундук.
В 2017-м мюглеровскому Angel исполняется 25 лет. По такому случаю все поклонники гурманских ароматов, я считаю, должны подкинуть в воздух ведро-другое сахарной ваты и схомячить по банке сгущенки. С Angel’a началась кондитерская тема в парфюмерии: минимум цветов, максимум мучного и сладкого. А все, говорят, потому, что мама Тьери Мюглера любила плюшки больше роз, и ими, в основном, и пахла. А запах мамы — святое. Парфюмеры Оливье Кресп и Ив де Шеран вошли в историю, сделав вид, что повторили его.
Кстати, 25 лет назад ритейлеры презрительно сморщили носы. Никто тогда в этом Ангеле посланца царя Мидаса не унюхал. Его пустили на прилавки скорее из жалости. Сейчас это трудно представить: Angel — один из самых коммерчески успешных ароматов, в каком-то из 2000-х он по продажам утер нос Chanel. В 2003-м модный дом Thierry Mugler умер, а Angel — ну понятно: ангелы — они бывают падшими, но не бывают мертвыми.
Правда, перекраивали его за 25 лет бесконечно и со сладострастием.
Angels c 1994 по 1999:
Только что вышедший Angel Muse — 25-ый фланкер в этом длинном ряду. (Вообще он выдержал 25 переизданий, до России добирались не все).
Представляет Muse, как всегда, очередная экстраординарная девица, которая клянется, что Angel был ее первым парфюмом, так пахли ее старшие сестры, мама и — в скором времени наверняка услышим и такое — бабушка.
На этот раз — Джорджия Мэй Джаггер:
Делал Muse парфюмер Квентин Биш (в анамнезе — хулиганские вирши о Маркизе де Саде для Etat Libre d’Orange, Le Malle Essence JPG и несколько случаев сотрудничества с Thierry Mugler).
Я предложила парф-знатокам Матвею Юдову, Галине Анни, Любови Берлянской и Екатерине Хмелевской задать Квентину несколько вопросов. Получилось что-то вроде группового интервью.
25 ангелов и одна муза
Любовь Берлянская, эвалюатор «Брокар», парфюмерный критик, автор блога parfantasy.ru: «Почему гурманский тренд не сдает позиций, а, наоборот, завоевывает новые? Пищевые добавки проникают даже в высокую парфюмерию. С чем это связано? Как вы относитесь к этому ольфакторному направлению?»
Квентин Биш: «Гурманские ароматы легко любить. Они всем понятны и большинству приятны. Ваниль, шоколад, дыня, кокос, мандарин, сахарная вата, мед, абрикос – вот из чего состоял первый Angel. Мало найдется людей, которые не любят, как пахнет ваниль и шоколад. Эти запахи притягательны, привлекательны, от них тепло. На них легко подсесть, они могут вызвать зависимость.
Я сам – гурман гурманских ароматов. Иначе я бы не взялся за реинкарнацию Angel. Глупо работать с тем, чем не болеешь сам».
Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ, создатель научно-популярного парфюмерного блога «Гиперболоид кота Леопольда», постоянный автор парфюмерной энциклопедии Fragrantica: «Вы дополнили Angel нотой лесного ореха. В Angel Muse используется фильбертон (filbertone), вещество с запахом фундука. Довольно экзотический материал. Как возникла эта идея? Было ли это в брифе, или такое сочетание предложили вы?»
Квентин Биш: «Идея моя. В брифе звучало слово «счастье». Я ломал голову, как выразить счастье на языке парфюмерии? Какое сочетание делает счастливым лично меня? И вспомнил фундук в шоколаде».
Матвей Юдов: Когда речь заходит о гурманских ароматах, упоминают этилмальтол — вещество с запахом сладкой ваты. Этилмальтол стал как бы стандартом де-факто. Хотя существует много других интересных «сладких» веществ — те же левистамель (levistamel) и метилциклопентенолон (methyl cyclopentenolone). Почему они не стали столь популярными?»
Квентин Биш: «Этилмальтол — универсальное вещество-перевертыш. Он действительно имеет запах сахарной ваты. Но может открыть и другие свои грани, напоминающие, скажем, клубнику, и вообще любой сочный фрукт. Его можно использовать в разных сочетаниях, и каждый раз он вносит в композицию сладость, сочность и глубину».
Яна Зубцова: «Определите характер Angel, который не изменялся за 25 лет — и не должен измениться в будущем?»
Квентин Биш: «Игра на контрасте: сила (древесные ноты) и сладкая истома, игривость, легкость (ягоды, фрукты). Простота. И мно-о-о-ого пачули».
Яна Зубцова: «Как не повториться, создавая N-ный фланкер?»
Квентин Биш: «Общего рецепта нет, у меня – свой собственный. Я сознательно не думал о переизданиях Angel, предпринятых раньше. Даже не пробовал их все. Иначе неизбежно будешь либо подражать, либо отрицать. Ввяжешься в спор с предшественниками. И завязнешь».
Angels 2000 — 2007
Яна Зубцова: «Но в таком случае легко повториться случайно. Скажем, добавить лилию или розу, которые уже были кем-то когда-то добавлены».
Квентин Биш: «Да, такой риск был. Но тут меня страховала команда Mugler, в чьи обязанности как раз входило следить, как бы не вышло повтора. Когда я представил им концепцию с лесным орехом, они сказали: «Да, это что-то новое».
Галина Анни, парфюмер, коллекционер и исследователь: «Какие ощущения у парфюмера, которому надо перекроить легенду?»
Квентин Биш: «Главное – забыть, что это легенда. Иначе вообще ничего не выйдет».
Любовь Берлянская: «Как вы относитесь к теме фланкеров в общем и целом?»
Квентин Биш: «Хорошо, если это творчество. И плохо, если это натужные попытки. Хороший фланкер требует не меньшего творчества, чем принципиально новый аромат. Это не вопрос, что проще, а что сложнее. Это вопрос хорошего брифа, хорошей команды, которая стоит за брендом и понимает, что она хочет, и того, совпадает ли парфюмер и его творчество с этим брифом. А вообще Angel — один из тех ароматов, которому идут фланкеры».
Angels 2014 — 2017
Екатерина Хмелевская, парфюмерный критик, автор сайта aromablog.ru: «У Angel были фланкеры с лилиями, пионами, фиалками, розами, сахаром. Теперь вот с ветивером. Что парфюмеры захотят добавить к Angel через 5 лет?»
Квентин Биш: «Как я сказал, Angel – история про контрасты. Самое сложное – найти новый контраст, новую вибрацию. В Muse есть искомый контраст оригинальной сладости с соленым, дымным и горьким. Дальше, думаю, будут открываться новые ноты, контрастирующие с исходником».
Галина Анни: «Если бы Angel был книгой, музыкальным произведением, архитектурным сооружением, произведением изобразительного искусства – какая бы это была книжка? Какая музыка? Какое здание? Какая картина?»
Квентин Биш: «Это точно было бы что-то из жанра фантастики. И в любом виде искусства это было бы произведение с четкими контрастными гранями. Мне кажется, Angel похож картины Марка Ротко: гармоничное сосуществование трех очень ярких и сильных цветов, очень сильный контраст, и при этом — красивый».
А вы как относитесь к Angel? Какой более любим, какой — менее?