Книга Елены Крыгиной «Макияж»: ехидная рецензия
Прочитав книжку Елены Крыгиной «Макияж», Яна Зубцова узнала, что сыворотки наносят макияжу вред, убедилась, что времена года — анахронизм, и поупражнялась в игре «угадай марку по флакону».
Книга визажиста Елены Крыгиной «Макияж» — отлично оформленный фолиант в твердой обложке о 336 страницах, издательство «Одри», с красной кисточкой-закладочкой (моя слабость), инструкция на тему «как накраситься и не облажаться».
Новый make-up завет «для всех ныне живущих девушек и женщин» (С).
Поскольку я — пока — явно одна из них, то, конечно, не могла отказаться от предложения прочитать и написать все, что думаю.
Прочитала месяц назад, остальное время думала: таки что же я думаю?:)
Ну, я, например, вот думала — что автор хотел сказать этим пассажем: «Качество макияжа зависит от правильного очищения кожи перед ним, независимо от того, есть на вас уже макияж, или нет»? Типа — если нет макияжа, пойди и умойся? А если есть макияж — все равно умойся? Но если он есть, зачем мне еще макияж? Или я это… собираюсь его того — «подправить в течение дня», как пишут в газетах пресс-релизах? Или он мне не нравится, и я собираюсь его переделать во что-то более приличное, но умываться мне тупо лень?
И еще вот тут я подзадумалась: «Тонизирование играет важную роль в подготовке кожи к макияжу. Тоник мягко отшелушивает верхний слой кожи, разглаживает ее, удаляет с кожи остатки очищающих средств, придает ощущение свежести и подготавливает кожу к нанесению крема». Кожа кожаная, кожаная кожа моя. Кожа новая, кленовая, решетчатая, подготовленная.
Лена, это я не вам. Это я вашему редактору. Как редактор, можно сказать, редактору — ну чувак, трех кож и двух подготовок запросто можно было избежать. Как и в целом первого предложения. Оно — как бы это сказать? Ну, примерно, как «Кролики — не только ценный мех». А учитывая, что Лена местами снабжает свои советы смешными и милыми «хи-хи», то «еще и вкусное мяско». В общем, без такого пассажа вам точно обойтись было проще, чем мне из него вынырнуть.
А вот это, Лена, уже вам. Лена, вы уверены, что любой тоник отшелушивает верхний слой? Я — нет. Но, возможно, я заблуждаюсь. И еще вопрос к Лене же: «Но помните: без тоника даже обильно нанесенный крем просто высохнет на поверхности кожи и лишь смягчит роговой слой эпидермиса».
Лена, вы это серьезно? И нет, тут я не заблуждаюсь.
Вообще в том, что касается ухода, этой книжкой лучше не руководствоваться. Потому что там вот такое можно встретить: «При подготовке кожи к макияжу я заменяю крем витаминными и увлажняющими праймерами — так кожа получает необходимое увлажнение без перегрузки, а свойства праймера делают макияж более стойким. Если хотите, чтобы тональный крем ложился ровно и держался долго, оставьте весь свой многоступенчатый уход с сыворотками на ночь, так как наложенная поверх таких продуктов косметика чаще всего скатывается». Я не буду останавливаться на том, что сыворотки, по-моему, никогда не являются причиной скатывания тона, потому что чаще всего проваливаются в кожу раньше, чем вы успеваете открыть банку с кремом. Но совет заменить дневной крем праймером, где при всей возможной «витаминности и увлажняющещисти» в составе все равно 90% занимает силикон-диметикон, лишь бы костюмчик макияж сидел — все равно, что признать, что новая штукатурка спасет старые стены.
Можно предположить, что Лена говорила это, имея в виду, что так она готовит к макияжу моделей и клиентов, которые, по идее, вряд ли попадают в ее кресло сразу из постели. И есть надежда, что они уже успели что-то там такое типа La Mer (да хоть Embryolisse) на себя намазать. Но даже если и так, то, во-первых, это не очевидно. А во-вторых, придется признать, что Том Пешо, который перед макияжем каждой модели не просто наносит крем, а еще и массаж по нему делает — какой-то двоечник и халтурщик. Нет чтобы праймером загрунтовать все — и досвидос.
Ну и любви Лены к автобронзантам я не разделяю. Поэтому совет «Чтобы скрыть следы усталости и придать лицу оттенок чуть тронутой солнцем кожи, раз в пару дней наносите автобронзант» вызывает у меня вопросы. По моим ощущениям, подавляющее большинство автобронзантов сушат кожу. Тех, которые не — днем с огнем. А тех, которые в доступе на просторах нашей бескрайней — даже с двумя огнями не. И заказ по интернету тот еще челлендж — половина автобронзантов дает такой жизнерадостный оттенок, что можно даже на Хэллоуин тыкву на голову не надевать. Ну и, наконец, главное — подавляющее большинство девушек тотально не умеют ими пользоваться. И советы Лены — в целом, правильные — вкупе со всем вышесказанным вряд ли гарантия, что девушки научатся.
Но есть, конечно, в книжке и здравые советы. И, если лапу на сердце — то их большинство. Например, тени действительно гораздо быстрее скатываются в складки, если утром вы пользуетесь кремом для глаз и зачем-то еще наносите его на подвижное веко. (Сoming out — я вообще кремы для глаз наношу только на перорбитальную косточку и там, где морщины собираются в противные гусиные лапы. Крем для глаз на собственно веко — залог отеков по утрам и даже вечерам. А тени лучше всегда класть на базу, она же праймер. Кто так делает (я) — тот молодец (тоже я). Поэтому когда мы с девочками делаем очередной тест-драйв, у меня всегда стойкость теней — ок, а у кого-то бывает «ой ужос все скаталось за два часа»). Но, конечно, приятно находить подтверждения своим лайфкахам из уст визажиста. Меня тут Лена Мотинова (Estee Lauder) как-то похвалила за правильный, собственноручно на бегу сделанный мейк — полдня чувствовала себя именинницей:)
И, например, прекрасная классификация тональных средств — какие их виды и подвиды подходят сухой коже, какие лучше — для жирной, какие — универсальные, от каких сокрытия «несовершеств» лучше даже не ждать. (Примерно так же, как мы исследовали разные типы тонов Giorgio Armani на разных типах кожи.) Тут идея та же: не бывает плохих тональных (ну хорошо, почти не бывает), бывают неопытные особи, которые пытаются замазать пигментацию флюидом и капиллярную сетку — tinted balm’ом, а потом говорят «фу, какая кака», не учитывая ни текстуру, ни консистенцию, ни формат средства. (Тут, кстати, получило официальное подтверждение Юлино утверждение, что кушоны ей не подходят, и не потому, что кто-то не умеет их готовить. Просто их готовили не для нее.)
Но у меня тут другой вопрос, точнее, беспокойство. Учитывая, что далеко не все марки придерживаются единой классификации названий, и легко могут забабахать звучное слово «флюид» на какой-нибудь вполне себе ВВ-крем (и наоборот, там те еще мастера нейминга работают иногда), я глубоко не уверена, что с помощью той классификации, которую дает Лена, можно самостоятельно выбрать себе тональный. Зато почти уверена, что в ней легко заплакать и заблудиться навсегда, особенно если тебе 18 лет. Если бы Лена в конце каждого описания давала примеры 2-3-5 тональных разных марок, было бы гораздо гораздее. Но Лена не дает — ни здесь, ни вообще в книжке нет ни одного упоминания конкретных средств. Прекрасно понимаю, что сознательно. И даже, кажется, догадываюсь, почему. У книжки нет одного какого-то бьюти-спонсора, и это хорошо, иначе было бы невозможно выдержать хоть мало-мальскую объективность. И не может быть десяток разных бьюти-спонсоров, хотя для читателя это, наверное, было бы и неплохо. Но этот десяток разных пересчитали бы все упоминания друг друга и передрались бы друг с другом раньше, чем книга вышла из типографии. (У нас в индустрии же, как в еврейском автобусе — все хотят ехать в первом ряду:)
Но в итоге страдает здравый смысл и читатель, которому, конечно, до смерти хотелось бы в конце каждой главки прочитать: «Я особенно люблю… «, «Для таких случаев рекомендую… » «Неплохие штуки для этих целей есть у…» Я также понимаю, что на следующий день после выхода книги упомянутые Леной «неплохие штуки» были бы сметены с прилавков и навечно бы пребывали в статусе sold out. Но мы хотя бы знали, куда бежать за тем тональным, который «подходит для нормальной и комбинированной кожи без выраженных высыпаний и гиперпигментации. Он не способен что-либо замазать на лице, его задача — освежить общий тон» (С.) Было бы так удобно: вот слова — а вот фоточки внизу, как они выглядят, эти «увлажняющие кремы с тонирующим эффектом (Tinted Balm/BB-cream европейского типа/BB-cream).
Вообще же фоточек в книге много, и они хороши. Но на них — та же игра в «умри, но не произнеси название ни одной марки». На некоторых фото все флаконы — с вытертым фотошопом именем, но форма настолько узнаваемая, что можно было бы не фотошопничать (что, правда кто-то не узнает герленовский праймер-метеорит? Или знаменитый праймер Smashbox? Да лаааадно:).
На других фото — таких, знаете, концептуально других, где царит вдохновляюще-прекрасный рабочий make-up mess — какие-то названия продуктов можно прочитать, о каких-то догадаться (Mac, Shu Uemura, привет!). А третий подвид картинок — например, карандаши для глаз — и вовсе внезапно все повернуты лицом к людям, и тут вы найдете многих, от Chanel до Urban Decay, и последних явный перевес. (Могу представить, как рвут на себе волосы те, кто в кадр не вошел. Сочувствую, ребята, у вас тоже есть прекрасные средства, не расстраивайтесь так.) В общем, все эти уловки очевидны, понятны, простительны, объяснимы, и даже, наверное, оправданы — но было бы удобнее, если бы нам безо всяких игр и спонсорских вливаний сказали: то-то и то-то — вещь.
Ну и лица моделей, на которых Лена демонстрирует все свои how to — они, конечно, улучшены не одной Леной. (Некоторые лица я с удовольствием узнала, кстати. А некоторые появлялись и в нашем блоге🙂 Так вот, без фотошопа там тоже не обошлось. Это не упрек, если что. Фотошоп — норма нашей жизни. Это, скорее, предостережение «всем ныне живущим девушкам и женщинам», некоторые из которых могут решить, что им теперь жить и не стоит, раз у Лены Крыгиной в книжке такие красавицы без страха, упрека и пор на коже. Или что, сто раз поупражнявшись в правильном нанесении тональных средств, у них есть шанс стать такими же.
Нет, дорогие. Это не так. Шансов нет, но жить стоит.
Ну и еще. Самые продвинутые и свободомыслящие девушки поколения XY, наверное, заклеймят Лену за советы «как сделать квадратное/круглое/треугольное лицо овальным, а близко/широко/глубоко посаженные глаза — нормальными». Потому что эти мерки этого самого нового мира отрицают золотое сечение, Леонардо да Винчи — это у нас теперь только код Дэна Брауна, и дайте мне право гордиться своим треугольным лицом и глазами-пуговицами, пришитыми к затылку. А не строгайте меня, как Буратино, под ваше овальное бревно. И не навязывайте мне свои представления о прекрасном.
Ладно, не будем. Ходите, пока не надоест. Но тут я скорее с Леной и Да Винчи, чем с борцами за треугольные лица, сорян.
И все же, при всем том — или вопреки всему — «Макияж» Елены Крыгиной достойное и хорошо структурированное пособие по современному улучшайзингу, где описаны все новые фокусы со стробингом, хайлайтингом, тинтами, лаками для губ и прочими штуками, которые успели появиться на рынке раньше, чем опомнились писатели ранее выходивших мануалов.
И очевидно, что, прежде чем писать свой труд, Лена эти мануалы изучила очень хорошо и вдохновлялась лучшими — Бобби Браун, думаю, одобрила бы.
И многие девушки наверняка наковыряют тут массу полезных советов, как красить глаза, губы и прочие части тела, и будут пользоваться, и радоваться, и красиветь.
И отдельное личное спасибо от меня Лене за то, что предала анафеме всю эту вечнозеленую сезонную ахинею «Я Осень, мне нейдет розовое» и «я Зима, подите прочь со своим теплым синим». Ну правда, герлз, сколько можно играть в сказку «Двенадцать месяцев и один оттенок теней на всю жизнь»?
А что касается советов отказаться от крема и сыворотки в пользу праймера — и пассажей о «коже кожаной, новой, решетчатой, подготовленной», — то давайте похихикаем, но все-таки вспомним, что Лена Крыгина — визажист, а не писатель Лев Толстой и не доктор Сергей Павлович Боткин. (Мы с Олесей Фаррелл, как переводчик (Олеся) и редактор (я) книжки Лизы Элдридж «Краски», знаем, что кожа кожаная — она везде встречается.)
В таких случаях я обычно вспоминаю сцену из старого полудетского фильма «Вам и не снилось», где нравственная, но одинокая учительница Елена Соловей упрекает своего безнравственного, но крайне симпатичного любовника Леонида Филатова, что, с точки зрения А.П.Чехова, тот опять сморозил какую-то пошлятину. «Как врач я раз во сто лучше Чехова, — кричит ей в трубку Филатов, — а в остальном — избавь меня от этих сравнений!» Так вот, как визажист Лена Крыгина точно раз во сто лучше Льва Толстого.
А в остальном — не экономьте на редакторах и консультантах, дорогие визажисты и еще более дорогие издательства, а? И будет всем небо в алмазах.