Бегом к идеалу?
Нужно ли быть идеальной, чтобы стать счастливой, чем бьюти-блогерство напоминает психотерапию и почему бодипозитивизм – это хорошо, размышляет Оля Т.
Всю мою жизнь одни люди говорят мне, что я красивая. А другие – что нет. Раньше мне хотелось слышать только первых, но верила я только вторым. Но сейчас это меняется, и я благодарна за это бьюти-блогерам и бодипозитивизму.
Почему для меня вообще важно быть красивой? Почему я сравниваю себя с другими – чтобы сказать: вот здесь я удалась, а там – не очень? На эту тему я общалась со своим психотерапевтом так долго, что в процессе сама выучилась на психотерапевта. Я отдала этой теме шесть лет, чтобы понять то, что можно уместить в пару строк.
Как нарциссическая личность, я всегда буду зависима от мнения окружающих. Это не хорошо и не плохо, это – часть моего «я». Все, что я могу – отметить, что сравниваю себя с другими, причем почти всегда – не в свою пользу, и напомнить себе важное: я – существую (хотя мой нарциссизм постоянно спорит со мной по этому поводу), и у меня есть право быть такой, какая я есть, независимо от того, что ко мне чувствуют другие и что я чувствую по отношению к ним.
Но только это не всегда помогает.
У нас у всех, независимо от типа личности, есть свои собственные причины сравнивать себя с окружающими. Но то, что мы сравниваем – факт. Да, есть те, кто счастливо независим от мнения общества, но я таких встречала в своей жизни не очень много.
Для того, чтобы нам было легче понимать, красивые мы или все-таки умные, есть определенные стандарты. Точнее, были: девушка-блондинка (желательно, но можно быть и брюнеткой), объемы 90-60-90, рост 170 см и выше, вес – не больше 60 кг, размер груди не меньше В, большие глаза, пухлые губы, ровные зубы. Она молода – не старше 25 лет, и ей нужен минимум косметики, потому что девушка прекрасна и без нее.
Конечно, я утрирую и усредняю, но только лишь для того, чтобы точнее донести мысль. А она вот в чем: когда в обществе есть определенные рамки, разделяющие красивых и некрасивых, его легче контролировать. Для этого всего лишь нужно провести знак равенства между красотой и счастьем. Дальше все просто. Если вы некрасивы, вы захотите стать красивой. Для этого вам нужно произвести определенные действия, купить определенные средства и вести себя определенным образом. А уж когда вы будете красивы, счастье само вас найдет.
Чтобы вам было проще ориентироваться, где раздают красоту (читайте: «счастье»), общество выбирает моделей идеальных людей – тех, кто отвечает установленным стандартам: манекенщиц, актрис, словом, role models и opinion makers.
Звучит упрощенно, знаю. Но если вы сравните, к примеру, моделей и кинозвезд 90-х годов с теми, кто определяет общественное мнение сейчас, то увидите разницу. Современные красавицы, точнее, те из них, кто формирует общественное мнение (opinion makers) – разные. Модели — ролевые модели! — стали старше, полнее, худее, необычней. Нестандартней. Сказать, что сейчас есть какой-то определенный тип красоты, невозможно.
Да, он существует — для подиумов. Но даже там далеко не все модели — с некогда стандартными 175-90-60-90.
Сегодня мнение о красоте формируют не актрисы и спортсмены, точнее, не только они. Развитие технологий позволило любому человеку оказаться в центре внимания – и обсуждения. Вы просто включаете камеру на своем телефоне – и становитесь звездой семьи/района/страны/мира. Показать себя может кто угодно: для этого необязательно быть стандартным красавцем.
Принцип «вы красивы уже потому, что знамениты» не дает сбоев: чем выше интерес к человеку, тем больше тех, кто увидит его в качестве сексуального объекта.
Так становятся звездами блогеры, герои мемов, актеры-самоучки и певцы-самородки.
Постепенно общество осознает: если единственного стандарта и идеала — а значит, и безусловно работающего рецепта счастья! — нет, необязательно покупать все, что вам пытаются для этого продать.
Можно быть красивым и счастливым в любом возрасте и любом весе. Можно быть красивым, если у тебя не европейская внешность, маленький рост, витилиго или татуировки на лице, лишняя хромосома, а вместо ноги – протез. На каждый из вариантов находится не один пример. Эти люди красивы и, похоже, счастливы.
Они добились успеха? Значит, и я смогу. Не потому, что я лучше, а потому, что у меня больше стартовых данных.
Вы никому ничего не должны, вы – свободны.
Знаю, это идеальная картинка, далекая от реальной жизни. В которой по-прежнему есть паблики ВК для анорексичек, а некоторые фитнес-гуру все так же присваивают себе права называть «жирной свиньей» девушку больше 44 размера.
Но мне кажется, что картинка начинает меняться. Очень, очень медленно, но мы все-таки идем в правильном направлении. Как человек, чья юность пришлась на 90-е с очень жесткими стандартами идеалов, я ясно это вижу.
В прошлом году лидером по продажам одежды стала компания Nike. Не потому, что они делают лучшую в мире спортивную одежду. А потому, что поймали волну и заявили: если ты с нами, ты – свой, а значит, не обязан ни под кого подстраиваться, это МЫ будем делать все, чтобы тебе с нами комфортно. Они сделали красивую и удобную одежду от 54 размера и выше, выпустили спортивные хиджабы и феминистическую рекламу и вообще очень четко считывают общественные настроения.
Реклама Nike, поделившая общественность на два лагеря: тех, кто восхитился феминистическим призывом, и тех, кто счел его дешевым заигрыванием с покупателями.
Главное, что они транслируют: спорт нужен не ради красоты, а ради радости движения. У тебя есть тело? Значит, ты уже атлет. Конечно, это маркетинговый ход: спорт = счастье. Но сам по себе посыл стал другим.
Почему это важно лично для меня?
Потому, что это меняет мой взгляд — точнее, направление этого взгляда. Мне не нужно ориентироваться на нереальных ангелов Victoria’s Secret как на олицетворение идеальных людей. Точнее, я уже не думаю о том, что мне нужно голодать год, чтобы выглядеть так же. Я вижу прекрасную генетику, работу тренеров, косметологов, фотографов и ретушеров. Я просто любуюсь ими, как произведениями искусства.
Завидую ли я? Немного – как победителям генетической лотереи. Но я не считаю, что моя жизнь будет несчастна лишь потому, что мои ноги – в полтора раза короче.
Я — не идеальна. Я старею, толстею, покрываюсь морщинами. Я потею на пробежке, а после тренировки по боксу дышу и пахну вовсе не цветами и туманами. Я люблю фастфуд. Я ругаюсь матом, даже когда в этом нет необходимости.
И мне нет смысла делать вид, что это не так.
Сейчас я чувствую себя гораздо свободней, чем раньше — и вовсе не потому, что я старше и уверенней в себе. Уверенность все-таки не зависит от возраста. Но факт: мне больше не нужно скрывать свой возраст, вес, спортивные увлечения, которые считаются неженскими, я могу показывать свои фотографии без ретуши и приходить на деловые встречи без косметики.
Я могу одеваться хоть в картофельный мешок (если протокол не требует иного) и не корректировать небольшой рост каблуками, могу не переживать, если чуть поправилась или похудела.
Мне не нужно скрывать свои походы косметологу, потому что цель моих походов – выглядеть не юной, а ухоженной.
Конечно, меня легко поймать на противоречиях: разве ухоженная – не означает автоматически «более молодая»? Разве спортивное тело не выглядит более привлекательно? В конце концов, разве может абсолютно уверенным в себе человек, который выкладывает такое количество селфи?
Если вы думаете, что у меня есть на эти вопросы универсальные и исчерпывающие ответы, то зря. И еще пару лет я бы ужасно парилась по этому поводу, все анализировала и в итоге бы не стала выкладывать в открытый доступ свои соображения. Потому что никто на свете не умеет лучше меня доказать мне, что я несовершенна, а потому автоматически неправа.
Но вот в чем фишка. Я перестала бояться оказаться неправой. Ведь не ошибается только идеальный человек. А мне, как выяснилось, вовсе необязательно становиться идеальной для того, чтобы быть счастливой.
А как вы думаете, нужно ли во всем стремиться к идеалу?
Читайте также: