15 вопросов не про духи: Ян Вильгельм Альгрен, Vilhelm Parfumerie
Создатель Vilhelm Parfumerie Ян Вильгельм Альгрен поговорил с Леной Кореньковой о том, что он понял, путешествуя по миру, и чем любовь отличается от страхового полиса.
Начинаем серию интервью с парфюмерами под условным названием «Ни слова о духах». Цель — рассказать, что за люди стоят за всеми этими флакончиками с нарядными названиями, и что движет этими людьми, когда они решают вдруг пуститься в авантюру «придумай парфюмерный бренд, которого еще не было».
Возвращаюсь из отпуска. В ушах – еще звон цикад, в голове – вопрос, как жить без fresh fish по вечерам. Но меланхолию приходится отложить. В Москву прилетает еще один самородок, открывший в себе талант к парфюмерному музицированию (чего не сидится в шале, вилле – или где он там обитает?)
Самородка зовут Ян Вильгельм. Родился в Швеции, полупрофессионально играл в гольф. Успел пожить в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге, на озере Комо. Стал дизайнером интерьеров, одежды, аксессуаров. Закончил – духами. Бренд Vilhelm Parfumerie представлен у нас в сети Molecule Project.
Утром перед интервью без удовольствия натягиваю пиджак. Парфюмеры обычно одеты в идеальные костюмы, чуть расслабишься – будешь выглядеть на их фоне румяной буфетчицей.
Долго жду Яна в ресторане Salumeria. Наконец, вижу: два метра (или выше?), кепка, футболка, брюки без стрелок. Улыбка. Глаза.
Лена, очнись, интервью не берут, провалившись под землю.
— Google расплывчато говорит, что ты «посвятил себя моде». О чем это он?..
— Думаю, о моем модельном контракте с Chanel. Я был лицом бренда пять лет, но с «посвятил себя» они там преувеличили. Мне не нравилось работать моделью. Страшно скучная профессия. Ты, по сути, ничего не делаешь, стоишь и смотришь в камеру, а тебе платят. Платят, правда, хорошо, поэтому я это дело до конца не бросил. Хотя смешного тоже хватало. Один парень сильно опоздал на показ Calvin Klein. Ему говорят: «Ты что творишь?!», а он: «Я всю ночь курил марихуану с друзьями. И как, вы представляете, я должен был встать в такую рань?» …Кстати, что за музыка тут играет? Хорошая песня!
— Любишь джаз?
— О, да, Билли Холидей, Чарли Паркера, Чета Бейкера.
— Гольфист, модель, дизайнер, создатель парф-бренда – дай угадаю, еще певец?
— С удовольствием – но у меня ужасный голос:)
— И у меня:) Ладно, готов к вопросам не про парфюмерию?
— Валяй!
1. Что ты считаешь скучным?
— Скучно, когда судят и осуждают. Когда во всем находят негатив. Когда дружат, потому что это выгодно. Когда взгляд и жизнь ограничивается тем, как должно быть, как принято. Когда жалуются и ищут виновных. Пока есть здоровье – ты сам создаешь реальность.
2. В чем, наоборот, кайф?
— В путешествиях, учебе, развитии, открытиях.
3. Что бы ты сказал себе — тому, каким был 15 лет назад, этому мальчику из Стокгольма?
— Не думай, что о тебе скажут другие. Не бойся ошибаться.
4. Что бы сказал себе нынешнему?
— Молодец, что взял ассистента! Я ужасно, ужасно составляю тайминг. Никогда не могу адекватно оценить – что успею, а что нет. Соглашаюсь на все: прилететь к родителям на выходные, поужинать с друзьями, встретиться с коллегами по рабочим вопросам. Обнаруживаю накладки в последний момент. Рейс улетел, а друзья пишут: ты где, мы заняли столик слева. Так нельзя делать, это эгоистично. Поэтому ассистент был правильным решением.
5. Кем ты восхищаешься?
— Открытыми, свободными людьми, которые стоят словом и делом за свои ценности. Теми, кто увлечен, пассионарен. Как Пьер Динан (легендарный, первый в мире дизайнер парфюмерных флаконов, создал больше 1000 для самых известных домов. – Прим. ред.) Ему 86, а он работает без выходных. Не потому, что так надо, нет, вообще без напряга. Он, как ребенок, играет в ненадоедающую игру.
Восхищаюсь мамой и бабушкой. Они не пытались привязать меня к себе, установить контроль – где ты сейчас? а через час? Юность мамы пришлась на 60-70-е. Она была хиппи, любила музыку и искусство. Я любил и люблю Швецию, но всегда чувствовал – в мире много интересного, того, что стоит изучить. Мама и бабушка говорили мне: «У тебя одна жизнь, так что вперед!»
6. Может ли другая страна стать родиной?
— Да. Родина – это место, где ощущаешь себя, как дома. Говорят, красота в глазах смотрящего. Это же можно сказать по отношению к странам. То, как ты смотришь на место – делает его красивым или нет. Для меня вся Европа – как дом, одну страну даже не назову. Возможно, Франция, Париж.. Последние 5 лет я прожил в Нью-Йорке, и сейчас возвращаюсь обратно.
— На каком языке ты думаешь и мечтаешь?
— На шведском.
7. Что ты понял, путешествуя?
— Что жизнь очень разная. И люди. И ценности. Поэтому нет черного и белого, «правильного» и «неправильного». Мир устроен сложнее.
8. С какими сложностями столкнулся в незнакомых странах?
— Сложностями? В каком смысле?
— Ну, не знал языка, или мало денег, или непривычный менталитет?
— Ммм, да нет, не было такого. Дай подумаю… Нет, точно нет.
— Да ладно, и ты ни разу не волновался — а вдруг меня уволят, на что я буду снимать квартиру?
— Не-а. Ни о чем таком не думал.
— Он даже не думал! Вот он, рецепт успеха.
— Серьезно! Я был в южной Африке, в фавелах, куда, говорят, даже полиция лишний раз не заглядывает. Прогулялся, посмотрел, как живут местные, заказал такси.
Наверное, я перенял спокойствие от мамы. Не понимаю, в чем смысл переживать и волноваться? Нельзя относиться к жизни слишком серьезно. Как будто это официальное письмо королеве Елизавете, и ты пишешь его на единственном в мире листе бумаги.
9. Только успел комфортно устроиться на одном месте – и тут же выбиваешь почву у себя из-под ног. Переезжаешь снова, меняешь сферу. Почему?
— Не знаю. Просто так чувствую. Наверное, фишка в том, что это ты делаешь место комфортным, а не оно по своей природе – таким является. То есть опять же, дело во взгляде. Мне везде комфортно, хотя я больше люблю города, где круглый год тепло. По-моему, там живут более открытые и улыбчивые люди. .
— Климат влияет на характер, думаешь?
— Ага.
— И мы в России, значит, холодные?))
— Ну, я так правда думал:) Те, с кем я тут сейчас общаюсь, такого впечатления не оставляют, но я-то живу в отеле, здесь бы даже Дарту Вейдеру улыбнулись и пожелали хорошего дня:) Чтобы получить правдивое впечатление о стране и ее менталитете, нужно пару месяцев пожить в ее ритме.
10. Хочу переехать в Париж. Не говорю по-французски, не знаю, где буду жить и работать. Но по твоим словам получается все просто – так с чего начать?
— С покупки билетов:) У тебя есть загранпаспорт? Значит, в наличии все три необходимых элемента. Первые два – позитивная, открытая энергетика (я чувствую) и любопытство:) Интерес, внутренний импульс все узнать и понять – эти вещи значат больше, чем деньги. Короче, будешь в Париже – набирай.
Люди боятся перемен, потому что пробуют представить будущее своими сегодняшними глазами. Получается ложная картина: ты лишился всего, что делало жизнь стабильной – а взамен ничего не приобрел. Но это же не так. Ты просто двигаешь одну детальку, а остальные подстраиваются, как пятнашки. (Когда в это веришь – всегда. Точно говорю.)
Может, в Париже ты получишь новые навыки и опыт? Может, окажется, что знакомые твоих знакомых в Москве ищут там человека, — не знаю, для каких-нибудь репортажей? Сидя сейчас здесь, в ресторане, ты не можешь знать наверняка, как выстроятся пятнашки. Только пододвинуть одну детальку.
11. Почему закрылась твоя линия одежды?
— Можно было бы обвинить кризис – мы открылись в неблагополучном для бизнеса 2009 году – но это бы противоречило тому, что я только что сказал про обстоятельства.
Раз нам пришлось закрыться, значит, моя работа была недостаточно хороша. Вещи были классные, но не такие офигительные, чтобы их скупали в нужных нам объемах.
— И как с этим ощущением живется?
— Да нормально)) По крайней мере, я попробовал.
Сейчас я вложил в Vilhelm Parfumerie все деньги, какие есть. Могу прогореть? Да. Но я не трясусь ночами, что что-то пойдет не так. А если оно пойдет – отнесусь, как к опыту. Огорчусь, улыбнусь, пойду дальше.
12. Какое из твоих занятий и увлечений – любимое?
— То, которое сейчас – работа над ароматами. То есть, конечно, парфюмер не я, а Жером Эпинетт (автор многих Atelier Cologne и культовых Bal d’Afrique и La Tulipe, Byredo – Прим. ред.) Он – инженер-конструктор ароматов, я – бренда Vilhelm Parfumerie в целом. Меня это дико увлекает. Я считаю, что хорош в брендинге, а здесь сразу столько интересных разных задач: создание логотипа, образа, визуального ряда (коллажи и фотографии к ароматам делал сам), выбор лучших парфюмерных композиций из тех, что предлагает Жером. Да, я не из тех, кто говорит – мне плевать, купите вы аромат или нет. Покупайте, я очень за!:)
13. Идеальная женщина … – продолжи предложение?
— Сначала про не идеальную:)
Любая женщина не должна делать то, что от нее ждет общество: растить детей и готовить еду. И то, и другое – прекрасно, когда решение осознанно и желанно. По-моему, в этом дух феминизма – делайте то, что хотите, огибая препятствия и стереотипы. Иногда встречаю позицию «Я против объективизации женского тела и навязанных стандартов красоты; в подтверждение своих убеждений не стану худеть и бриться». Это какой-то неправильный феминизм. Хотеть выглядеть привлекательно – нормально. И для мужчин, и для женщин.
Идеальная женщина – с ярким интеллектом и внутренней силой, чтобы реализовать мечты.
14. Я не верю в … – продолжи предложение?
— Я не верю в моногамию. Не в том смысле, что вот вам индульгенция – спать со всеми подряд, нет. Я не верю, что мы изначально предназначены для одного человека, и что договор о партнерстве (семья), важнее, чем дискомфорт одного или обоих его участников. Мы рождаемся и умираем по одиночке. Ни к чему терзаться, что ты ужасный человек, если вдруг разлюбил на полпути.
Можно быть много лет в браке и любить партнера. Но в один день – увлечься случайным знакомым. (Не полюбить, просто однажды увлечься.) Кто решил, что это повод для расторжения брака? У нас нет права собственности друг на друга. Печать в паспорте ее не дает. То, что вам понравился кто-то еще – это не хорошо и не плохо. Это жизнь. Я не изменяю жене, ни разу не захотел. Но если у одного из нас случится внезапная связь – это не трагедия и не конец.
— То есть не исключено, что ты полюбишь другую?
— Не исключено. Я за честность – случиться может что угодно. Не только какая-то новая судьбоносная встреча. Через 10 лет я буду не тем человеком, с которым она познакомилась. Она тоже изменится. Как – ни я, ни она не знаем. Круто, если нам удастся шагать в одну сторону и с одной скоростью. Мне бы этого хотелось.
— Если жена помашет рукой и скажет c’est la vie, будешь также спокоен?
— Конечно, мне будет больно, я же не робот. Но я никак не повлияю на факт того, что она счастлива с другим.
15. Что такое любовь?
— Незримая связь. Физическое и душевное влечение. Понимание и принятие. Когда хочешь проводить с человеком много времени. Когда правда важно, что он чувствует и думает. Любимого человека с энтузиазмом поддерживаешь.
— .. и сам ощущаешь в нем надежную опору, которая не оставит на полпути, ведь так?)
— Хорошая попытка меня подловить:) Нет, в этом нельзя быть уверенным. Любовь – не страховой полис.
— Я во всем с тобой согласна, но быть реалистом больно. Сегодня ты – счастливее всех на свете, а завтра, возможно, несчастнее всех. Может, самообман не так уж и плох? Пусть лучше я разочаруюсь в любви когда-нибудь потом, чем сейчас, у самого старта?
— Моя бывшая девушка вышла замуж. Она счастлива, у нее есть ребенок. Но мы так же говорим и доверяем друг другу, как раньше. Незримая связь не порвалась. Она изменилась. Я всегда буду заботиться об этой девушке и, надеюсь, она тоже окажется рядом, когда мне понадобится поддержка.
Любовь движется вперед, растет, видоизменяется. Она – больше, чем мы. У нее нет пределов.
— Обязательная программа закончилась, последний вопрос – о парфюмерии) Какой аромат Vilhelm Parfumerie значит для тебя больше остальных?
— Stockholm 1978. Цифры означают год моего рождения. Ты меня спрашивала про любовь и чувство защищенности. В этом аромате есть и то, и другое. В нем угадывается запах пудры Johnson&Johnson, и он напоминает мне о детстве.
Вы тоже можете познакомиться с Яном Вильгельмом Альгреном:)
Способ 1.
В Москве: приходите 6 сентября к 19:00 в Molecule «Неглинная» на public-talk с участием Яна. Он расскажет об ароматах и ответит на любые вопросы. Заодно попадете на предпоказ новинок Atelier Cologne, Ormonde Jayne, Roja Parfums, Byredo, Serge Lutens, Clive Christian (в этот день в магазине проходит Niche Night, для гостей готовят сюрпризы:)
В Санкт-Петербурге аналогичное мероприятие пройдет 8 сентября. Время и детали уточняйте по тел. +7 (812) 577 77 78.
Способ 2.
7 сентября в 20:00 в ресторане Salumeria с Яном можно будет встретиться и пообщаться в неформальной атмосфере. Он будет дирижировать парфюмерно-гастрономическим вечером «Ужин с Феллини!» Почему Феллини? Со слов Яна, тот сильно повлиял на его мировоззрение.
Все блюда, представленные на ужине, будут воссозданы по кадрам фильмов Феллини. Для каждого – Ян Вильгельм Альгрен подберет парфюмерное сопровождение.
Цена ужина — 10 000 р. Еда, напитки, семплы Vilhelm Parfumerie и Molecule Project и неформальное общение с парфюмером — включены.
Где купить билет: в любом бутике Molecule (один из них соседствует с рестораном) и в интернет-магазине www.molecule.su.
Адрес ресторана Salumeria: Спиридоньевский переулок, 12/9.