Купи, чтобы муж не ушел к другой!
То, что сейчас считается дискриминацией и бодишеймингом, раньше было основным инструментом продаж. Лена Коренькова рассматривает старую рекламу и размышляет о вкладе шершавых рук в бракоразводный процесс.
Недавно, гуляя по Pinterest, я наткнулась на рекламы 1950-60х годов. Не знаю, что чувствовали женщины, открывая свежую прессу полвека назад.
Зато знаю, о чем подумала я.
Я подумала, что мне повезло. Я росла в такой семье и среде, где не считали, что место женщины у плиты, она должна выйти замуж и нарожать футбольную команду. Не помню, чтобы мама и ее подруги собирались на кухне в кружок, чтобы обсудить цену на гречку или младенческий кашель. Зато помню, что за столом говорилось о политике, карьере, фильмах и режиссерах. Взрослые мужчины спрашивали меня, 12-летнюю девочку, что я думаю об «Амадее» Милоша Формана. И внимательно слушали, а не отправляли играть в куклы. Поэтому для меня феминизм как явление – что-то далекое и непонятное. Какая разница, мужчина или женщина, главное, чтобы человек был хороший.
Но, опять же, мне повезло.
Были времена, когда считалось: родиться мужчиной — само по себе достижение.
Распущенный невежа? Подонок? Негодяй? Дело десятое. Определяющая характеристика – мужской пол.
Особенно в 1950-х, когда Вторая мировая только закончилась, и мужчины — особенно здоровые и способные зарабатывать — оказались в дефиците.
Понятно: реклама отражает умонастроения масс. Она, как флюгер, указывает, откуда дует ветер, и куда повернуты головы граждан. В 50-х она с удовольствием подхватила популярную в обществе тему «Мужчина — Бог, Царь и Герой», и использовала ее в своих интересах.
Мне стало любопытно: какие товары рекламировали продавцы бьюти-радостей семьдесят лет назад, нажимая на одну и ту же болевую кнопку «Купи, чтобы ОН не ушел к другой»? Какие комплексы они продавали женщинам в довесок к куску мыла и шампуню? В каких наших смертных грехах пытались нас убедить?
И на какие кнопки они жмут теперь, чтобы мы сделали, по сути, то же самое — открыли кошелек?
…Отсутствие укладки как жизненная катастрофа
«Если мои волосы будут в таком же беспорядке и завтра, я убью себя!» – восклицает леди с кудрями, из которых выбивается пара волосков.
Кажется, кто-то плачет? Ааа, это Сэм МакНайт:)
Сегодня мы, наоборот, платим деньги за профессионально взлохмаченные волосы — и пусть все считают, что они разметались то ли ветром, то ли ночью любви. Но и безо всякой укладки чувствуем себя вполне ничего. Решись Pantene Pro-V или L’Oreal Professionnel в 2017-м году использовать в рекламе револьвер, приставленный к лохматому виску, — мы бы усмехнулись и покрутили у этого виска пальцем. Нет, нам не нужна идеальная укладка. Но мы хотим, чтобы волосы были мягкими, блестящими, объемными, гладкими, текстурными, прямыми, волнистыми… «Пусть твой образ соответствует настроению», – да, на такой слоган мы легко покупаемся. Смотри-ка: нас уважают. Наше настроение принимают во внимание.
Забавно, но с точки зрения продаж так даже эффективнее. Настроение же не может быть одинаковым. Значит, нам нужно 100 баночек, а не одна.
…Дурно пахнущие волосы как повод для семейных разборок
Паренька на рекламе аж перекосило.
А ведь производитель шампуней предупреждал: волосы впитывают неприятные запахи!
Очевидно, тут имелся в виду запах табака, который оставался на волосах после посещения увеселительных заведений? Да, в 1950-х и 1960-х дымили, конечно, нещадно. Но, во-первых, курение в общественных местах давно запретили. Во-вторых, я не встречала ни одного шампуня – даже здесь, в 2017-м – после которого волосы долго бы пахли розами. Особенно после вечеринки в клубе.
А в-третьих, – у него самого они что, по-другому пахнут?..
В общем, в XXI веке шампунь мне по-прежнему нужен. Но не ради мужчины. Просто нужен. А несбыточные обещания – не нужны.
…Твои шершавые руки — повод для его интрижки с домработницей
«Даже у домработницы руки ухоженнее, чем у тебя. Это унижает твоего мужа».
Это, похоже, тот самый тип, который падает в обморок, ощущая запах табака на волосах жены. Кто-нибудь, налейте несчастному виски. Или лучше подарите зубную пасту со вкусом бурбона. Может, он будет постоянно чистить зубы и перестанет обращать внимание на ваши руки:)
Но, с другой стороны, получается, ему – зубную пасту с виски, а тебе мыло Lux? Не честно.
Вообще, в середине XX века они, похоже, были просто помешаны на гладких руках.
Вот еще один яркий пример. «Может, мужчины и уважают женщин с шершавыми от мытья посуды руками, но поверьте – они не восхищаются ими!» — гласит он.
Невесты не хотят рисковать помолвкой и выбирают мыло Lux. Чики-2017-го, берите на заметку.
А если вы спросите меня серьезно, то – чувство может умереть от чего угодно. От грязных носков, растянутых домашних рейтузов или неаккуратно брошенной фразы. Шершавые руки находятся где-то в конце моего личного списка анти-романтических преступлений. Не думаю, что мужчина способен потерять интерес из-за такого пустяка. Иначе это какой-то неправильный мужчина. Или в комплекте с шершавыми руками прилагались немытые волосы?..
Но неважно, что я там по этому поводу думаю: некоторые компании до сих пор эксплуатируют формулу «гладкие руки – счастливый брак».
… и не только на голове.
Ивонна не понимала, почему за ней никто не ухаживает. Подруга набралась мужества, объяснила деликатную причину и поделилась личным опытом: она пробовала депиляцию, электроэпиляцию и – о ужас – бритвенный станок. Все – тщетно. Но теперь она нашла Veet, который растворят волоски, и абсолютно счастлива.
Если следовать логике-1959, возможно, причина вашего одиночества кроется в дурном запахе подмышек. Окружающим просто неловко об этом сказать.
Чушь. Если бы сейчас кто-то посмел озвучить, почему у меня нет мужчины, я бы сказала, it’s none of your business. И добавила бы еще пару нецензурных слов.
Если здесь чем-то пахнет, то грубой бесцеремонностью.
А кремы и восковые полоски Veet по-прежнему живы. Но теперь рекламируются с позиции: «Гладкая кожа – это приятно и здорово». Правда, и эту точку зрения сегодня поддерживают не все. Имеют право.
…Неприятный запах ТАМ
Он больше не счастлив в браке и избегает исполнять супружеский долг.
Даже любящим мужьям трудно забыть – или простить – невнимание жены к интимной гигиене. Поэтому многие женщины регулярно используют очищающее средство Lysol.
Вы уверены, что не разведетесь с мужем, как Мэри?
Lysol продолжает: «Виновата ли девушка, если она не знает об интимной гигиене? Да! Потому что в век просвещения этому нет оправданий».
Кульминация: разгневанный муж стоит у двери в полразворота, как бы оставляя ей шанс. Вдруг поплачет, одумается, помоется — и он останется.
Развязка: он хлопает дверью, бросая жену с ребенком. The end.
Подозреваю, в 50-х мыло было гораздо более агрессивное, чем «Джо Малоны» и даже «Палмоливы», и для интимной гигиены не очень-то подходило. Но разве обычного регулярного душа недостаточно? Или с водой тоже были перебои? Тогда и Lysol, предполагаю, не спасет.
Возможно, реклама таким образом пыталась просветить темных дам: до ХХ века. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию, и в середине 1950-х кто-то еще мог придерживаться этой точки зрения.
Но и сейчас реклама аналогичных средств не может похвастаться чрезмерным тактом. К женщине, которая не пользуется гелем для интимной гигиены Lactacyd, пририсовывают рыбий хвост. Однако, здравствуйте.
…Неухоженное лицо
«Я слишком люблю своего мужа, чтобы мириться с сухой, безжизненной и стареющей кожей».
Если безупречная красавица переживает, как оставаться соблазнительной, то что делать простым смертным?
Но вообще-то эта реклама мало отличается от большинства современных. Разве что на постере с Натальей Водяновой не пишут, что она боится потерять Антуана Арно. И не вкладывают ей в уста лозунг «Не хочу стареть!» Но мы и сами можем додумать, каких последствий она боится.
«Муж выглядит моложе вас? Вы можете избежать трагедии, которая коснулась многих женщин… Используйте крем Dorothy Gray Cellogen Cream. Тысячи женщин написали Дороти письма с благодарностями, их кожа стала мягче, морщины разгладились».
Диагноз: манипуляция чувством вины, страхом одиночества и измены.
Мы понимаем, что омолаживающие средства помогают хорошо выглядеть и чувствовать себя ухоженной. Этого достаточно, чтобы потратить на них суммы близкие к плюс бесконечности. Мы не ждем от них заверений в верности мужа. И они, слава Богу, нам их не дают.
…Второй подбородок
Устройство многофункционально и обещает вместе со вторым подбородком уменьшить гланды. Надо брать.
Удивительно, но факт: в 2017 мы продолжаем верить в поясы-массажеры, магниты для похудения и другие сомнительные устройства. Раз их так много, значит кто-то покупает.
Возможно, «уменьшитель подбородка» и сейчас был бы хитом продаж в телемагазине.
…Запах изо рта
– Если она придет, скажите, что меня нет.
– Но вы обещали обучить ее новому танцу?
– Это было до того, как я узнал, что она не читает реклам зубных паст.
Свежее дыхание продолжают сопровождать в рекламе темой поцелуев и общения без стеснения. Но писать такие бредовые диалоги и в этом, и в прошлом веке – стыдно.
…Тебя неприятно целовать
– Он меня больше не целует! Говорит, мои губы слишком красные и липкие.
– Так почему ты не пользуешься Tangee, который придает губам соблазнительный розовый оттенок?
Не целует? Поцелуй первая. В 2017-м мы так поступаем. Тащите сюда Tangee и парня, который пользуется зубной пастой со вкусом виски:)
Сейчас, когда в рекламе говорится, что помада не липкая, мы считаем это плюсом для нас самих же. Если тебе комфортно, какая разница, что думают другие. Ну и, хочется верить, ни один приступ страсти от наличия помады не пострадал.
…Помешательство на своем внешнем виде
«Размалеванная кукла», – думает он. Вечно прихорашивается.
Новая пудра держится дольше и не поставит под сомнение наличие мозгов.
Ха!
Милый, иди сюда, сними Boomerang, как я крашу губы!:)
В 2017-м здравый смысл говорит, что стойкие пудры нужны, чтобы не отвлекаться от работы и не волноваться, не поплыл ли тон.
…Отсутствие энергии
«Чем усерднее жена работает по дому, тем симпатичнее она в глазах мужчины. Секрет – в чудодейственных витаминах».
Теперь большинство думают наоборот. Женщина, которая не ходит в офис, становится безынтересной домоработницей. Так что с такой рекламой в 2017-м они бы продали не много витаминов.
Современный идеал – бизнес-вумен, которая не засыпает на работе и встречах, ходит в спортзал, на выставки и успевает встречается с друзьями. (Поэтому у нее стойкий тональный и помада, которой можно краситься на бегу:) Но тут вопрос: мы реально хотим работать и крутиться, как белка в колесе, 18 часов в сутки? Или это общество хочет видеть нас такими деятельными и целеустремленными?
В раздумьях.
Седые волосы
«Она была способной и инициативной (в прошедшем времени: «была», как будто теперь жизнь окончена. – Прим.ред.), но седые волосы делали ее старше и медлительнее в глазах окружающих. Она потеряла работу».
В трудовой книжке так и записали: «Поседела на работе».
Современные краски для волос должны быть модных оттенков (поинт – я в тренде), ухаживать за волосами (мне важен их здоровый вид), быть легкими в нанесении (я ценю свое время).
И здесь простите, не могу удержаться. Хочу процитировать диалог из моей любимой книги «О дивный новый мир»:
— Но мне любы неудобства.
— А нам — нет, — сказал Главноуправитель. — Мы предпочитаем жизнь с удобствами.
— Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзии, настоящей опасности, хочу свободы, и добра, и греха.
— Иначе говоря, вы требуете права быть несчастным, — сказал Мустафа.
— Пусть так, — с вызовом ответил Дикарь. — Да, я требую.
— Прибавьте уж к этому право на старость, уродство, бессилие; право на сифилис и рак; право на недоедание; право на вшивость и тиф; право жить в вечном страхе перед завтрашним днем; право мучиться всевозможными лютыми болями.
— Да, это все мои права, и я их требую.
— Что ж, пожалуйста, осуществляйте эти ваши права, — сказал Мустафа Монд, пожимая плечами».
А какие современные рекламные кампании вас раздражают?
И как вы думаете, что наши внуки скажут о современной рекламе? Какую модель поведения и страхи нам навязывают извне?
Начнем первыми: нишевая парфюмерия воспитывает в нас чувство особенности, уникальности. Если ты пахнешь, как все – значит, ты простак. Если у тебя прыщи, значит ты не потрудился их вылечить. В век технологий стыдно не пользоваться их возможностями. Парадоксально, но тут же – стыдно не принимать себя таким, какой ты есть.
Продолжите список?)
Читайте также: