Экскурсия: как работает британский офис ASOS
Как устроена штаб-квартира ASOS? По коридорам и студиям крупнейшего интернет-магазина одежды и аксессуаров гуляла Маша Ботвинина.
Когда мне предложили экскурсию по британскому офису ASOS, я обрадовалась больше, чем если бы меня просто позвали в Лондон погулять:) Я люблю современные здания, хорошо продуманные офисы (привет, 8 лет работы в службе управления бизнес-центрами), все эти красивые коридоры и переговорки с постерами «Never give up».
Стало интересно: может, у них там, в Asos, есть шоколадный фонтанчик в холле? И Playstation последней модели в комнате отдыха?
И еще вспомнился фильм «Стажер» с Энн Хэтэуэй и Де Ниро – вдруг, думаю, в ASOS директор тоже разъезжает на велосипеде по офису?
Оказалось все куда круче. И даже без шоколадного фонтанчика.
ASOS-статистика
ASOS – один из крупнейших в мире мультибрендовых интернет-магазинов. Компанию основали Квентин Гриффитс (Quentin Griffiths) и Ник Робертсон (Nick Robertson) в 1999 году. Ставку сделали на хайповые вещи – те, в которых появлялись знаменитости. Отсюда и название: AsSeenOnScreen, что-то вроде «как по телеку». Сейчас на asos.com продается около 900 марок одежды (часть – собственного бренда ASOS). Несколько лет назад появился раздел косметики Face+Body.
В июне этого года на сайте побывало 146 миллионов посетителей, из них 15 миллионов — что-то там купили.
В этом году ребята запустили собственную линию – ASOS-beauty, на запуск которой я и ездила в Лондон. Кстати, из России я там была одна #гордость.
ASOS-офис
Штаб-квартира ASOS находится недалеко от центра Лондона, в Кэмдене. Здесь – только офис, а есть еще гигантский склад, на который мне бы тоже было интересно взглянуть – говорят, там все автоматизировано настолько, что работнику остается один раз нажать на кнопку утром — и один раз вечером.
Но, видимо, склад я увижу в следующий раз.
А здание офиса легко узнать по черным кошкам. Во-он они там, на фасаде, видите?
Дом был построен в 30-е годы прошлого века, здесь находилась сигаретная фабрика Black Cat. Колонны тоже об этом напоминают – то ли сигары, то ли стволы табачного дерева с листьями.
Вход охраняют тоже черные кошки: сидят на постаментах и сканируют входящих-выходящих на предмет fashion-соответствия. Подозреваю, о трендах они знают лучше самого Карла Л.
ASOS принадлежат шесть этажей. Раньше компания занимала два, но к 2013 году разрослась, и понадобилось больше места. Желательно — стильного и удобного. Дизайном занималось бюро MoreySmith. Те же, что придумывали дизайн офисов Coca-Cola, Moet Hennessy и Sony Music.
Если целью MoreySmith было удивить с порога, у них получилось – прямо над ресепшен висит гигантский, высотой в три этажа, экран, на котором транслируются видео, снятое стилистами компании. Вот оно, самое модное телевидение 🙂
Оторвавшись от этой версии ю-туба величиной с таунхаус, замечаешь лестницу наверх – вообще-то тоже приличных размеров.
Ступени деревянные, будто сделаны из ящиков, в которых когда-то отправлялись почтовые посылки, и на них обозначены всякие транспортные значки вроде «везти туда», «верх здесь». Явный намек, что магазин отправляет товары по всему миру. В 2016 году было отправлено 43 миллиона коробок. Если их выстроить в ряд, он получился бы длинной с экватор.
На втором этаже — столовая, в стилистике хипстерсокй кафешки – деревянные столы, пластиковые стулья.
Хочешь – ешь, хочешь – работай.
Говорят, раньше столовая была этажом выше, и некоторым сотрудникам было проще выйти за едой на улицу, чем подниматься наверх. Но известно же, что обед для менеджера – время для неформального общения, за ложкой каши вопросы решаются легче. Поэтому общепит переехал и стал доступнее.
Этажом выше начинаются рабочие места. Я гадала: там бетонный пол или ковролин? Крашеный кирпич или ровные стены? Лофт или не лофт, в конце концов? Оказалось, обычный open-space, ничем особенно не отличается от сотен других – белые стены, серый ковролин.
Закутки для переговоров здесь тоже имеются.
ASOS-Fashion
На третьем этаже сидят стилисты – мозг (или душа?) ASOS. Повсюду стоят пакеты и коробки с одеждой и обувью, развешаны мудборды, разложены аксессуары. Это — модный конвейер по производству hot looks.
Каждую неделю в магазин приезжает около 3 600 новых вещей. С каждой надо составить образ, и затем отснять на модели. Работа стилистов – придумывать комплекты и отправлять вещи на съемку. Каждый лук, который мы видим на сайте, создан ими. А мы потом смотрим на все это — и восхищаемся. В народе даже родился лайфхак: не знаешь, с чем носить эти штаны и это платье? Посмотри на ASOS-е. Я сама так делаю, кстати.
Вот – рейл с одеждой, которая будет сниматься завтра.
Эта обувь — еще через неделю.
Если стилисты это мозг, то сердце ASOS – съемочные студии. Их тут 14, и они находятся на том же этаже – за стенкой.
Три студии – для видео-съемки. За день тут успевают снять до 700 видео.
Остальные – для фото. Мужская и женская одежда снимается в разных студиях.
Мимо меня по узкому коридору проплыл высокий молодой человек с татуировкой на скуле и исчез в недрах студии. Кстати, Кара Делевинь тоже начинала свою карьеру в ASOS. Может, и этого молодого человека я еще увижу на постере у какого-нибудь Тома Форда.
Съемочный процесс в ASOS отлажен лучше, чем сборка некоторых машин ( «Лады Калины»- точно:). Рабочий день начинается в 9, заканчивается в 18-00. Сначала моделей красят и причесывают (на это уходит час).
Затем они расходятся по студиям. В каждой работают сразу две: одна снимается, вторая переодевается. На каждый образ — ровно 12 минут. Так они успевают снять 60 вещей в день.
Мальчики работают чуть продуктивней – 66 вещей. В отдельных студиях снимают аксессуары – примерно 700 предметов в неделю с разных ракурсов и сторон.
Косметику снимают почти так же, как мы в BI: с разных ракурсов, свотчи и красивые раскладки.
На вот таких столах для предметной съемки:
После съемки фото попадают в отдел пост-продакшн, где их ретушируют и обрабатывают. Все бьютиинсайдеры втайне мечтают о таком отделе. И о таком столе)
Скорость невероятная: то, что отснято утром, к вечеру появляется на сайте.
ASOS-он-лайн
Уже внизу, на выходе, я заметила большой интерактивный экран с разноцветными отметками. Оказалось, он показывает, что происходит в данный момент на сайте.
Вот кто-то в Берлине просто смотрит блузку, а кто-то в Кишиневе положил в корзину джинсы. Я простояла около экрана минут пять – и обалдела: ух ты, Владивосток делает треть кассы ASOS!
Шучу, конечно. Но активность разноцветных кружочков в России и правда высокая.
Здесь же на выходе можно прихватить журнал ASOS – полноценное глянцевое издание. А если вы поклонник он-лайн прессы, его можно купить на сайте, загрузить в телефон и вдохновляться круглосуточно.
В общем, браво, Asos! И знаете что? Когда БИ вырастет таким же большим и станет таким же крутым, я, пожалуй, приеду к вам еще разок. В рамках обмена опытом: какие, говорите, нужны столы для предметной съемки? Сколько-сколько студий? За какое время вы снимаете один лук? И как, объясните, вы заставляете моделей и стилистов приходить на работу в 9 утра?.. А на входе мы тоже повесим телек в три этажа. И там будет видно, как кто-то прямо сейчас, в эту минуту, оставляет первый восторженный отзыв под этой статьей:)
А вы часто заказываете вещи на ASOS? Случается, что приходится возвращать? Нравится ли интернет-шоппинг в целом, или удобнее сходить в магазин на соседней улице?