Зачем мы покупаем косметику и сколько это на самом деле стоит?
Прожив месяц в условиях «умри, но не пользуйся Chanel, Dior, MAC и иже с ними», Яна Зубцова и Лена Коренькова задались вопросом — а зачем мы вообще покупаем макияж? Нет, ну правда, зачем?
Невероятный, но очевидный факт: по данным ассоциации Cosmetic Europe, в 2015 году объем рынка косметических средств в России составил $14,8 млрд. Да, все эти деньги потратили мы с вами. Мы не знаем, сколько именно из этой космической суммы ушло на декоративку, но поговорить хотим о ней.
Вопрос тот же — с какой целью тратим-то?
Он, конечно, идиотский. Но если с пристрастием поковыряться в себе, ответы могут быть разные.
Давайте сразу договоримся о двух вещах.
С одной стороны, любой макияж, даже самый копеечный — роскошь. Хоть Essence, хоть Tom Ford. Красные губы и черные стрелки не являются необходимым и обязательным условием для жизни. Ни одна смерть еще не была вызвана тем, что пациент не нашел «той самой матовой помады», «шиммер был с слишком явными блестками», «тушь осыпалась в самый неподходящий момент».
Другое дело, что многие из нас, как Оскар Уальд, готовы «обойтись без необходимого, но не могут жить без излишеств». (С).
С другой стороны, макияж закрывает некую базовую социальную потребность. Сложно сказать, где именно помадки и румяна располагаются в пирамиде Маслоу, но точно где-то недалеко от точки закрытия совсем уж базовых потребностей типа еды, воды и сна. Нам важно одобрение других людей. С помощью макияжа его получить проще. Например, ходить на работу «без лица» — часто означает закрыть себе продвижение по служебной лестнице. Коллеги и начальники считывают такие штуки однозначно: она бледная, у нее синяки под глазами, у нее что-то не в порядке, не стоит давать ей ответственное задание. Прийти без макияжа в клуб — вообще странно, кто вас заметит-то там, в этом море огней? Явиться без макияжа на первое свидание — рискованно. Большинство предпочитают не рисковать. (Предвидим 100 комментов «а я живу без макияжа, и ничего». Отвечаем сразу: да, бывает. Без макияжа тоже можно выглядеть на миллион. Но приходится задействовать другие ресурсы. Уверенность в себе, например. Искреннюю улыбку. И пресловутый шарм, который и при наличии макияжа не помешает.)
Но, в любом случае, история про макияж — это история про то, как потратить, а не как сэкономить. А вот как мы тратим, сколько и почему тратим столько — уже интереснее.
Мы изучили все комменты к нашей «Саге о бюджетке», просканировали себя самих и назвали несколько возможных причин. И попытались дать правильную схему поведения в каждом случае — и примерный бюджет.
Узнали себя — примерьте, уточните, исправьте и дополните. Не нашли себя — напишите в комментах.
«Я покупаю макияж, потому что должна прилично выглядеть — положение обязывает, бюджет — не ограничен».
Если положение обязывает, а сколько стоит — неважно, то, похоже, времени у вас нет совсем. Понимаем, сочувствуем.
Значит, так. Идем в ЦУМ. Берем: тон — La Mer, скульптор — Tom Ford, бронзер-улучшайзер кожи — Chanel, тушь — Gicci или Chanel, или Dior, или опять Chanel, помаду — да берите любую, которая подходит по оттенку, фигли там мучаться. Не забываем заглянуть в Cle de Peau, La Prairie, Chantecaiile, YSL, Armani. Внимательно слушаем консультантов, — в большинстве таких корнеров они все-таки грамотные и хорошо обучены.
Платим в кассу 50 000р. Арифметика: 50 000 на 12 месяцев = 4 с небольшим тысячи в месяц, не биг дил за «достойно выглядеть». Вы это можете позволить, раз положение обязывает. После чего забываем обо всем этом баловстве на год-полтора — всего означенного вам точно хватит. Выглядим прилично. В течение года в макияжные корнеры не заходим. Вам это легко. У вас все равно времени нет. Как максимум, один продукт из набора может не подойти, — ок, купите при случае замену.
Бьюти-блоги почитываете для развлечения, — что-то вроде вечерней сказки на ночь. Ну и мы рады быть этой сказкой, почему нет.
«Я покупаю макияж, потому что должна прилично выглядеть, но мой бюджет, увы, все-таки ограничен».
Тоже прекрасно понимаем. Здесь главное — потратить деньги на несколько толковых уроков макияжа. (На эту сумму потом, как правило, можно купить и собственно косметику, известная схема. И это гораздо дешевле, чем искать все самому методом проб и ошибок.) Идете в MAC, в Urban Decay идете тоже, в Nars — обязательно, забредите в Make Up For Ever, Bobbi Brown, Make Up Factory. Уроки красоты проводятся в Академии Chanel, часто — в корнерах Dior, у Armani — многие марки это делают.
Ваш базовый набор — тональный, консилер, пудра-улучшайзер, тушь, палетка теней, румяна, три помады. Взяли — и забыли, опять-таки, надолго. Важно, что вам объяснили, как всем этим пользоваться и как сделать десять разных мейков одной палеткой.
Проблема часто не в том, что у вас нет «той самой помады/палетки/теней», а в том, что мы не умеем выжать максимум из имеющегося. Короче, ученье — свет, неученье — сплошное разорение. А так впишетесь в 30 000 р. и даже в 20 000 легко, если не только люкс и проф покупать. В бюджетке тоже масса всего достойного, как мы выяснили (и продолжаем выяснять, эксперимент еще не окончен полностью). И в меньшую сумму можно вписаться, если мы говорим о закрытии одной темы «мне надо прилично выглядеть». И это на год, девочки, на год!
«Я покупаю макияж, потому что это приближает меня к красивой жизни».
Звучит так себе, немного глуповато, но нам меньше всего хочется иронизировать над такой причиной. Красивая жизнь — это прекрасно. Главное — не боимся себе в этом признаться. Это не стыдно. Это нормально. И может, вас успокоит тот факт, что с вами — миллионы. Эсте Лаудер — великая женщина, поняла это одной из первых. вывела экономический параметр, Lipstick Index, c тех пор им все пользуются, прогнозируя продажи в кризисные моменты и в странах с нестабильной экономикой. Смысл в том, что в самые трудные времена женщины покупают помады. У них нет хлеба — а они покупают помады. Потому что это красиво.
Lipstick Index работает всегда. В любые периоды Великих Депрессий продажи помад (туши, пудры etc) взлетает до небес.
Некоторые благодаря этому Lipstick Index’у умудрились найти себе дело всей жизни. Например, Яна З.: «Я стала бьюти-редактором в журнале «Домовой», когда в магазинах почти ничего не продавалось. Потому что однажды в редакцию приехал мешок косметоса. Помню, там были тени Луиза Биаджотти, и они мне показались волшебными. Впрочем, так оно и было. Эти тени у меня до сих пор (!) живы. Хотя слегка окаменели. Но неважно. Мне, среди тотальной разрухи, остро хотелось обладать чем-то красивым. С этого все началось».
Короче, самое сложное — признаться себе, что вами движет жажда красивой жизни. Дальше все довольно просто. Берете один продукт, максимально дорогой из всех, которые можете себе позволить в данный момент. Он выполнит свою функцию — даст вам ощущение праздника и собственной избранности. Чуток нагуляете жирок — и купите следующий, из следующей весовой категории. По тому же принципу, кстати, покупают машины: на пределе своих финансовых возможностей. Сегодня ездил на Ладе Калина — завтра пересядешь на Fiat. Через пару десятков лет, глядишь, доберешься до Porsche.
Ничто не приближает к красивой жизни ближе (и не обходится дешевле), чем макияжный люкс. Просто скажите себе: в этом месяце я на всю эту долче виту трачу 3 000 р. Или 5 000 р. Или 10 000 р. И постарайтесь не выходить из берегов.
Знаете, нам кажется, иногда это прямо-таки обязательно нужно себе разрешать.
«Я покупаю макияж, потому что мне грустно и скучно».
Это не вполне отдельная категория. Она часто пересекается со всеми, которые выше — и которые ниже. И мы вас тоже прекрасно понимаем. Сами такие.
И еще понимаем, что что тут начинаются сложности. Признайтесь, что иногда вы пытаетесь подменить бьюти-шоппингом визит к психотерапевту или самостоятельную мучительную и беспощадную скрупулезную работу над собой. Отнести 10 000 психотерапевту или на кассу «Л’Этуаль» или «ЗЯ»? Многие выбирают второй вариант.
Заместительную терапию мы тоже практикуем. Стандартная ситуация: шоппинг не удался, мне понравилось платье, но я в него не влезла. Настроение отвратительное. С таким не хочется ехать домой. Но помаде плевать, какой размер ты носишь – XS или XL. И я ее куплю. А уж потом точно похудею и стану лучше, чем сейчас. Помада – стимул и символ данного себе в тот момент обещания. А разве можно экономить на стимуле?..
Тут главное что? Главное — купить то, что радует. Радует Holika Holika и прочее мимими — покупаем без раздумий, отдавая себе отчет, что в стоимость покупки включен этот самый мимими-фактор и стоимость пилюлей-антидепрессантов. Радует люкс Dior-Chanel-Armani — покупаем люкс. Пусть себе лежит на полочке и блестит. Радует сам процесс — выбираем среди полок масс-маркета. И не ноем, как Яна З., что там, видите ли, приходится приседать на корточки и подметать своим пальто пол. Хочется поныть и покапризничать? Напоминаем себе: мы же сюда не за собственно комфортом и качеством пришли. Мы пришли, чтобы перестало быть грустно и скучно. Перестало? И славненько.
Шопинг как средство от хандры, безусловно, работает. Но до известного предела. Если новые баночки и палеточки больше не помогают — или сумма, потраченная на них, вгоняет вас в новый виток депрессии — все-таки идите к доктору.
Потому что потратить тут можно миллион, даже покупая сплошную бюджетку.
«Я покупаю макияж, потому что это игра. И вообще мне интересно в этом разбираться».
Здрасьте, коллега.
Поздравляем и сочувствуем: вы угодили в самый разорительный сегмент.
Вы играете в макияж, и, как каждый нормальный игрок, хотите играть в Высшей лиге. Но, как любой вид спорта, «большой макияж» требует финансирования. Чтобы заниматься бальными танцами, нужны красивые платья и возможность разъезжать по соревнованиям. Чтобы бегать марафон – желательны хорошие кроссовки, грамотный тренер. Чтобы играть в «большой макияж» нужен членский взнос. Приготовьтесь к тому, что этот взнос обойдется недешево. Вам понадобится и Becca, и MAC, и Chanel, и Eva Mosaic, и NYX, и — вон, смотрите, к нам только что завезли Illamasqua, и Too Cool For School, а вот Kate Von D все хвалят — вы что, еще не пробовали?!.. Отправляйтесь на скамейку запасных. Или доставайте кошелек.
Вам интересно во всем этом разобраться? Вы хотите быть первооткрывателем? Найти самые лучше средства там, где их никто до вас не находил? Это ощущение похоже на минуту славы на верхней ступеньке пьедестала. Мы сами себя так чувствуем, когда отыскиваем отличную тушь Divage и тональный крем неизвестной марки. Можно часами делать свотчи, искать идеальный «нюд» или исследовать стенды в надежде, что где-то здесь — клад. Находишь. Вот он! Нереальный хайлайтер! Дома лежит уже семь штук (кто ж их считал), но такого точно нет. Кто может оставить это сокровище в магазине?..
Только не вы. Вы — исследователь, вы сталкер.
Но увы: исследования – это деньги. Это вам любой ученый подтвердит.
И не ропщите, что кто-то опять вздернул цены. Вот тут все пинают Lumene. Но вы же исследователь, — прежде, чем пинать, пойдите и купите. Разберитесь, что к чему. Почему так, а не иначе. Что автор хотел сказать этим произведением.
Да, за любую игру, забаву, хобби, исследовательскую работу — приходится платить, не скуля. Или становитесь бьюти-блогером. А мы вам расскажем, какой это сладкий геморрой.
Вот такие мы нашли типы покупателей косметоса. Понятно, что чистые виды в живой природе встречаются редко — примерно, как 100%-ые холерики и меланхолики. Чаще всего в нас уживаются несколько типов, и они чудно между собой взаимодействуют, ссорятся и мирятся, наблюдая, как сегодня берет верх один («я покупаю, потому что надо выглядеть»), а завтра — другой («я покупаю, потому что мне грустно»).
Но нам кажется важным, чтобы в каждый конкретный момент вы (мы, все) четко понимали, зачем мы это делаем. Тогда разочарований и обид на жизнь будет меньше.
А вы как считаете? И к какому типу относите себя? А может быть, мы кого-то упустили из виду? На истину в последней инстанции, как обычно, не претендуем.