Нескучный «Оскар»-2018: пять фильмов для души
В списке номинантов на «Оскар» много пищи для ума – и лишь несколько фильмов для удовольствия. Даже если они не получат ни единой награды, их стоит посмотреть. Рекомендует Оля Т.
С фильмами, у которых есть шанс понравится членам Киноакадемии, — как с правильным питанием. Можно долго убеждать себя, что гречка с курогрудью – это безумно вкусно, но глаз все равно будет коситься в сторону стейков с кровью… ну, то есть комиксов Marvel. Поэтому часть списка фильмов, выдвинутых на «Оскар» (к примеру, «Тоня против всех» и «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури») приходится принимать, как горькое лекарство, и мы еще о них обязательно напишем.
Но сегодня — давайте про удовольствие? Я выбрала пять картин, на которых вы, возможно, всплакнете, но точно не заскучаете.
Чудо
Режиссер и автор сценария: Стивен Чбоски
В ролях: Джулия Робертс, Оуэн Уилсон, Джейкоб Тремблей
Номинация: за грим и спецэффекты.
У десятилетнего Огги – синдром Тричера-Коллинза, редкое генетическое заболевание, при котором деформируются лицевые кости. Чтобы это исправить, мальчик пережил 27 операций. И все равно люди пугаются, когда видят его на улице. Чтобы не привлекать к своей внешности внимания, Огги носит космический шлем. Народ, конечно, все равно пялится, но хоть без жалости и страха.
Если забыть про внешность, Огги – обычный мальчик. И с семьей ему ужасно повезло. Ради него мама (Джулия Робертс) бросила научную карьеру и научила его всему, что должен знать мальчишка его возраста. Папа (Оуэн Уилсон) помогает жене как может, а главное, никогда не теряет чувства юмора. У Огги – самая понимающая на свете сестра-подросток, которая старается сама справляться со своими проблемами – только бы не отвлекать на себя так нужное брату внимание родителей. Семья Огги – как галактика, где сестра и родители-планеты вращаются вокруг сына-солнца. Но приходит время ему выйти в открытый космос: однажды на семейном совете решено, что мальчику пора пойти в школу. И для него, и для его семьи это становится настоящим испытанием.
Что-то такое уже где-то было… раз, наверное, сто? Наверное, члены Киноакадемии подумали так же. И дали фильму всего одну номинацию, да и ту – за грим. Однако, несмотря на изъезженную вдоль и поперек тему о сложностях социализации человека, который не похож на других, фильм получился – настоящее чудо.
Во-первых, через десять минут совершенно забываешь, что у Огги практически нет лица: мимика у него милейшая (номинация все-таки не просто так!), а 11-летний актер Джейкоб Тремблей – явно талант (у него, если любопытно, уже 20 актерских наград и ещё 30 номинаций). Во-вторых, в кино важно не только что рассказывать, но и как. В-третьих, как любой хороший фильм, “Чудо” подойдет зрителям любого возраста. Это не детское кино о школьниках и не тяжелая драма о родителях больного мальчика. Это кино, где сложные вещи рассказаны простым языком, но от этого не теряют глубины.
Красавица и чудовище
Режиссер: Билл Кондон, сценарист Стивен Чбоски
В ролях: Эмма Уотсон, Люк Эванс, Дэн Стивенс
Номинации: лучшие костюмы и лучшая работа художника-постановщика.
Киноадаптация диснеевского мультфильма 1991-го года (2 «Оскара» и почти полмиллиарда долларов сборов по всему миру) встретила море критики: многим не понравилось, что сюжет пересказан практически без отступлений от мультяшного оригинала, а некоторые сцены пересняты буквально «в ноль». Где творческий размах, интересовались киноведы, где фантазия?
Однако фильм собрал $1 млрд 20 млн в мировом кинопрокате и принес создателям две номинации на «Оскар» (и еще 44 – на другие награды).
Так что если вы до сих под его не посмотрели – есть повод.
Сюжет всем известен: прекрасный, но гадкий принц превращен феей в чудовище. И будет чудовищем до тех пор, пока его не полюбит юная прекрасная девушка. А сделать это надо не позже, чем с подаренной принцу феей розы опадет последний лепесток.
Я не люблю этот сюжет. Для меня он — отражение отношений тирана и жертвы в целом и Стокгольмского синдрома в частности.
С другой стороны, история в этом фильме – далеко не главное. Кино настолько красиво, там такие шикарные костюмы и интерьеры, и до того очаровательные анимированные герои, что неуклюжая история Белль и ее Принца уходит на второй план. А на первом – феерический прием, который живая посуда и мебель устраивают пленнице в замке тайком от хозяина, прекрасный Люк Эванс в роли самовлюбленной говняшки Гастона, и отличные песни. (Да, совсем забыла сказать, что это – мюзикл.)
Все это так завораживает, что уже и не хочется интересоваться, что на самом чувствует человек, чей любимый вдруг изменился, пускай к лучшему, но на 100%. Выдержит ли любовь такое испытание или нет — не так важно.
«Красавица и чудовище» — сказка про “жили долго и счастливо”, а к чудесам вопросов не бывает.
Большая игра
Режиссер и сценарист: Аарон Соркин
В ролях: Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер
Номинации: за лучший адаптированный сценарий.
Аарон Соркин – мастер закрутить историю о финансистах, компьютерщиках и спортсменах почище шпионского детектива. У него уже есть «Оскар» за сценарий («Социальная сеть», 2010), и в этот раз номинации было не избежать. Соркин взялся за историю Молли Блум, которую в прессе называют «Принцессой покера». Одаренная лыжница Молли (Джессика Честейн) готовилась войти в олимпийскую сборную, когда получила травму позвоночника. У ее властного отца (Кевин Костнер) был план В – юридическая академия. Но Молли решила иначе. Она отправилась в Лос-Анджелес и организовала настоящую покерную империю.
На ее играх делались ставки в миллионы долларов, а за одним столом сидели суперзвезды, миллиардеры и мафиози. Молли неплохо разбиралась в законах, была умна, и ей удалось оформить свое нелегальное, в общем-то, дело как законный бизнес с белой бухгалтерией.
Однако некоторыми игроками (а именно Вадимом Тринчером и его сыновьями, занимавшимися отмыванием денег в космических масштабах) заинтересовалось ФБР. Молли тоже попала в их поле зрения и была арестована. Обо всем этом она написала книгу, ставшую бестселлером.
Просто поразительно, что история о тонкостях незрелищного, в общем-то, вида спорта, совсем без романтической линии и с закадровым голосом может быть настолько захватывающей. Но оторваться невозможно. Сюжет развивается стремительно, – никаких простоев и долгих монологов! – Джессика Честейн невозможно прекрасна, и за нее переживаешь до самого финала.
Что еще важно: это крутая история, созданная без морализаторства и ханжества. Она не предлагает нам табуреточку, на которую можно влезть в белом пальто и осудить героиню, но и не делает из нее инфернального монстра. Молли Блум из «Большой игры» – просто очень умная девушка, которой немного не повезло в жизни. Или, наоборот, повезло.
Виктория и Абдул
Режиссер: Стивен Фрирс, сценарий: Ли Холл, Шрабани Басу
В ролях: Джуди Денч, Али Фазал
Номинации: лучший дизайн костюмов, лучший грим и прически
Виктории, королеве Англии (Джуди Денч), было 68 лет, когда она встретила 24-летнего индуса Абдула Карима (звезда Болливуда Али Фазал). К тому моменту она правила страной уже полвека, и половину времени из этого была вдовой.
Абдул был принят ко двору официантом, но королева быстро повысила его до «мунши» — своего духовного наставника. Придворные и семья королевы были в шоке: не понимая, что может связывать английскую королеву и индуса из бедной семьи, они начали плести интриги – выяснять правду о его происхождении, обвинять в шпионаже… Но на дружбу Виктории и Абдула это не повлияло: он оставался одним из ее приближенных до самой ее смерти.
Возможно, кто-то усмотрит здесь пересечение с историей российской императрицы Александры Федоровны и Григория Распутина, но Абдул Карим, если верить фильму, не влиял на политические решения Виктории и не давал ей советов относительно правления – он всего лишь учил ее урду и составлял компанию во время прогулок. Сама же королева подписывала письма к нему как «твоя любящая мать».
Но главное — это не кино, а какой-то непрерывный визуальный кайф: роскошный двор, пиры, интерьеры, шикарные костюмы, виды Англии и, конечно, прекрасная леди Джуди Денч, которая играет английских королев лучше всех на свете. (Звание Дамы-Командора она, к слову, получила после роли королевы Елизаветы I в фильме «Влюбленный Шекспир»).
«Виктория и Абдул» не очень понравились критикам – у фильма нет ни одной серьезной награды. Да и на «Оскар» его номинировали далеко не в главных категориях. Но что нам критики, когда душа просит красивой сказки?
Леди Бёрд
Режиссер: Грета Гервиг, сценарист: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Лори Меткалф
Номинации: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая женская роль (Сирша Ронан), лучшая роль второго плана (Лори Меткалф), лучший оригинальный сценарий
Старшеклассница Кристина (Сирша Ронан) переживает взросление: конфликтует с родными, пытается определиться со своим будущим, переживает первую любовную потерю и разочарование в дружбе. Она ищет себя и просит родных называть себя исключительно Леди Бёрд.
Семья Кристины-Леди Бёрд – самая обычная, но у нее нелегкие времена: отца уволили с работы, брат слишком рано женился и переехал вместе с женой к родителям, потому что не может платить за жилье, а властная мама (Лори Меткаф) никак не может смириться с взрослением дочери и пытается подчинить ее себе. И, конечно, она категорически отказывается называть ее Леди Бёрд! Обе – и мать, и дочь – сильные личности, так что конфликт между ними разрастается.
В школе у Леди Бёрд тоже все непросто: она мечтает уехать из родного Сакраменто в Нью-Йорк, чтобы стать студенткой престижного университета, но пока ей светит только христианский колледж. К тому же она влюбляется в парня, с которым ей просто не суждено быть вместе.
Есть два вида авторских фильмов. Первые автор снимает для себя и ближайших друзей, оставляя всю остальную публику в недоумении. Но это и неважно: его монолог не нуждается в свидетелях. Во втором случае автор проявляет себя тем, что вникает в каждую деталь и оставляет на ней свой фирменный знак. Такие фильмы – всегда диалог со зрителем. В них могут быть паузы и загадки, но никогда не бывает презрения и желания выставить публику дураками.
«Леди Бёрд» — пример авторского кино в его самом лучшем проявлении. Он собран как идеальный оркестр, но в нем нет первой скрипки. Трудно выделить в нем что-то – или кого-то одного. Актерская игра, режиссура, диалоги, музыка, интерьеры, костюмы, – всё это части прекрасной мозаики, из которой невозможно удалить ни единого фрагмента.
Это один из фильмов, которые вы захотите заценить буквально одним глазком – а очнетесь уже на финальных титрах. Объяснить это логически невозможно – как и любое волшебство, «Леди Бёрд» не подчиняется никаким законам. Но на влиятельном сайте кинорецензий Rotten Tomatoes он вошел в историю, получив 99% положительных отзыва от кинокритиков и простых зрителей.
Потому что ну как можно ворчать, наблюдая чудо?
Читайте также: