Как визажисты смотрят на актрис? Бальтазар Гонсалес — о макияже Лиз Тейлор и Мерил Стрип
Визажисты смотрят на фото иначе, чем все остальные. И видят то, чего никто не видит. Яна Зубцова убедилась в этом, пройдя с международным визажистом MAC Бальтазаром Гонсалесом по фотовыставке Дугласа Киркланда.
Выставка «За кулисами» Дугласа Киркланда в фотогалерее имени братьев Люмьер на «Красном Октябре» началась зимой и по причине популярности продлилась до настоящего времени. Киркланд, конечно, феномен: снимает голливудских небожителей XX века от Мерилин Монро до Николь Кидман 50 (или больше?) лет, иногда с расстояния 5 сантиметров, и сделал самую крутую в истории фотосессию с Коко Шанель.
Когда мой давний знакомец, международный директор по макияжу МАС Бальтазар Гонсалес (Лена наша К. с ним тоже встречалась и записала его мнения на тему «Зачем нужны бьюти-тренды и кому нужны бьюти-блогеры?«) приехал в Москву, и мне предложили сделать с ним интервью, я решила вместо интервью погулять с ним по выставке.
Бальтазар пришел от идеи в восторг. Как выяснилось, он обожает кино и знает о нем много такого, что тоже часто остается за сценой.
Некоторые фотоработы Бальтазар комментировал походя, by the way, у некоторых зависал надолго, вглядывался в детали, у некоторых — даже пел.
Вот около этой, например, картинки — Джули Эндрюс в фильме «Звуки музыки», 1965 год.
Дуглас Киркланд рассказывал, что это была его первая работа на съемочной площадке. Вокруг суетились люди и вертолеты, снимать невозможно. Он попросил Эндрюс подняться с ним на вершину и спеть только для него. Времена были сахарные, нежные — звезда Голливуда согласилась позировать мальчишке-фотографу без роду, племени и без звукозаписывающей аппаратуры, просто с камерой.
Она пела, фактически, для него одного.
Мой Бальтазар, когда увидел эту картинку, сам запел. Правда, по-испански: «Вау, я же рос под этот фильм! Кстати, знаете, недавно съемочная группа этого фильма встречались снова. Я видел фото. Джулия Эндрюс по-прежнему прекрасна, хотя, конечно, уже довольно пожилая. Но хороша! Та же Джулия Эндрюс! И тот же образец «асексуальной интеллектуальной звезды». Макияж — самый натуральный из натуральных. Что тогда, что сейчас«.
Лиз Тейлор как антипод Мерилин и образец секс-бомбы-брюнетки
Что такое «образец асексуальной интеллектуальной звезды», Бальтазар объясняет мне у канонического фото Элизабет Тейлор, снятого Киркландом в 1961-м для журнала Look. (Фактически вообще его первая работа. Как он прорвался к Тейлор? Сказал, что от этого зависит вся его жизнь. Кстати, не соврал.)
«Сейчас все говорят про феминизм: откуда он взялся и когда именно. Исторически и философски, конечно, он возник раньше, но визуально проявил себя в 1960-ые. 1960-ые — начало женского освобождения. Женщинам — всем, а не только шлюхам — разрешили мейкап. Он больше не являлся свидетельством и синонимом распущенности. Его можно было использовать много. Все стали краситься. И начали с глаз. 1960-ые — это все про глаза!
Элизабет Тейлор была — символ, наглядное пособие, образец для подражания. Она хотела стать темноволосой версией Мерилин Монро. Но, в отличие от Монро, не стеснялась демонстрировать макияж, и не боялась его менять.
Монро же… Ладно, о ней позже. А Лиз экспериментировала, чертовка! Если помните фильм «Кошка на раскаленной крыше», — она там другая.
Сейчас брови Лиз кажутся слишком плотными, слишком неестественными, но она первая поняла, что они держат лицо. И эти ее фиалковые глаза!.. И ведь не контактные линзы, нет, — ее собственные!»
Да, так что же про «образец асексуальной интеллектуальной звезды?», напоминаю я.
«Начиная с конца 1950-начала 1960-х Голливуд стандартизировал женскую красоту. Было обозначено несколько категорий, и, если девушка мечтала о карьере актрисы, она должна была вписываться в одну из них. Иначе у нее не было шансов. Категория N1 — секси-блонда, а-ля Мерилин Монро. Категория N2 — жгучая секси-брюнетка с латинскими корнями, как Элизабет Тейлор, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен. Категория N3, — как бы асексуальные интеллектуалки, вот как раз Джулия Эндрюс и, как ни странно, Одри Хепберн, она считалась «не секси», что-то вроде гадкого утенка, худенькие ручки-ножки, декольте не покажешь, что с такой взять?.. Еще был типаж американской как бы next-door girl, вроде Риты Хейворт — рыжие волосы, бледная кожа.
А так как кино задавало тренды и влияло на умы зрителей, эти стандарты укрепились в сознании масс. Ими стали руководствоваться все, а не только продюсеры и директора по кастингу. Девушки выбирали идеал для подражания — и копировали все, от прически до походки. Быть, как Мерилин, как Лиз, как Одри или как Рита, — вот цель жизни.
И Голливуд долго держал всех в ежовых лапах.»
Интересное наблюдение, я никогда под таким углом историю кино и феминизма не рассматривала.
Софи Лорен как самоучитель по макияжу
Тут мы как раз подходим к Софи Лорен — на фотографии Киркланда она с молодым Марлоном Брандо.
«Обожаю Софи Лорен! — говорит Бальтазар, — Смотрите на эти глаза: фирменная подводка до виска, по ней до сих пор можно учить, как использовать айлайнер. Стрелки снизу и сверху фактически не смыкаются, чтобы глаза казались максимально большими. Слизистая нижнего века обязательно прокрашена белым, — с той же целью.
А вы знаете, что она полностью переделывала себе брови? Замазывала тональным и рисовала по новой. И никогда не подпускала к себе ни одного визажиста. Весь макияж делала сама. Даже в недавней рекламной кампании для аромата Rosa Excelsa Dolce & Gabbana. Ей был на тот момент 81 год. Собственноручно красилась.»
Конечно, я не знала — ни того, ни особенно другого. Чтобы звезда масштаба Софи Лорен не пользовалась услугами визажиста?! Культурный шок, честное слово.
Одри Хепберн как символ асексуальной красоты
Выставка выстроена таким образом, словно все работы договорились наглядно продемонстрировать справедливость теории Бальтазара о стереотипах кинокрасоток. Вот Одри Хепберн. Знаменитый снимок, рекламная кампания для Givenchy.
«Да, они же с Юбером дружили. — Наверное, середина 1960-х годов? Именно тогда, как я говорил тебе, делали такой мейк глаз.
Да, точно, 1965-ый. Глаза подведены сверху и снизу, обязательно. Полностью взяты в рамку. Обязательно прокрашен кайял, слизистая нижнего века«.
На другом снимке тоже Одри Хепберн, но позже — 1975-й.
«Видишь, тут уже другой мейк. Кстати, ты знаешь, что в 1969-м Одри и Джулия Эндрюс соревновались за «Оскар»? Одна номинировалась за роль Лизы Дулиттл в «Моей прекрасной леди», другая — за Мэри Поппинс? Одри проиграла и очень расстроилась. Это как раз была «схватка «асексуальных интеллектуалок«. Накладные ресницы она всегда носила, ни одного фото ее без таких ресниц не найдешь».
Мерилин Монро как грустная секс-икона
У фото Киркланда «Ангелы Чарли» (1975) Бальтазар ненадолго зависает: «Смотри, это уже явно эпоха пост-хиппи. Мейка меньше, и девушки выглядят почти современно. Мейк всегда выдает эпоху«.
Но тут мы подходим к отдельному залу, где развешена фотосессия Киркланда «В постели с Мерилин Монро». Мерилин согласилась ему позировать, настояв только на реквизите — шампанское и шелковые простыни. Это было в 1961-м.
Киркланд снимал ее сверху, залез на лестницу. В какой-то момент она ему сказала — «Иди ко мне!» Он не пошел — процесс фотографирования занимал его, очевидно, больше. Но химия была, однозначно.
Бальтазар говорит, он не разделяет восторга перед Монро. Точнее, ему за нее грустно: «Она — икона, да. Но грустная икона. Она так старалась понравиться всем мужчинам! На фото у нее довольно чистое лицо, кажется, макияжа нет, — на самом деле там сделано все. Скульптурирование — щеки, скулы, губы, — всегда.
Все для того, чтобы у мужчины не было шансов сказать «нет». В итоге ее любили все, — а она себя ненавидела. И всегда, всегда была несчастна. Не жизнь, а сплошные поиски одобрения. Ты видела этот фильм — «7 дней и ночей с Мерилин»? Ее сыграла Мишель Уильямс. Очень круто показано, как Мерилин не могла ни на чем сфокусироваться, кроме как на изображении и представлении себя».
«Это чертовски грустно, понимаешь?»
Барбара Стрейзанд и Мерил Стрип как не-бьюти-красавицы
Диктат Голливуда «женщина должна быть красивой, иначе ей не место на экране», по мнению Бальтазара, сломали Лайза Минелли, Барбара Стрезанд, Ванесса Редгрейв и — чуть позже — Мерил Стрип.
Барбара и Лайза, говорит Бальтазар, открыли новую эру «не бьюти»-красоты. С их появлением женщинам как бы стало разрешено быть более характерными и менее сексуальными. «Нетипичная красота» стала модной. В любом жанре искусства такое бывает: каждый новый тренд отрицает предыдущий и объявляет его архаичным. Когда появилась Барбара и Лайза, быть очень красивой стало даже как-то неприлично. А они за свои фильмы — «Смешная девчонка» и «Кабаре» — еще и «Оскаров» получили.
«Между прочим, именно после «Смешной девчонки» я понял, насколько крутейшая вещь айлайнер. Как он меняет лицо! Кто на что смотрел, конечно, — а я на макияж. Этот фильм вообще изменил мою жизнь, без дураков говорю!»
А Мерил Стрип! Киркланд много ее снимал, снимал, в том числе, кадры, ставшие рекламными для фильмов «Из Африки» и «Выбор Софи».
«Когда я увидел «Из Африки», я в Стрип натурально влюбился. Сначала мечтал с ней поработать. А потом подумал — что я ей предложу?! Она из тех женщин, которым вообще не нужен макияж. До нее я думал, что он не повредит любой. Но ей — нет, не нужен. И — если вернуться к Мерилин и сравнить с Мерил: у Стрип вообще нет вот этих приготовлений «для мужчины». Вот это то, что я называю эволюцией».
Красота как задачка
Потом Бальтазар прикупил в магазине при галерее альбом Фаберже…
…и мы с ним засели в кафе, потому что выставка кончилась, а темы — еще нет.
Немного посплетничали дообсудили увиденное. Бальтазар: «А ты видела там фото молодого Траволты? Какой красавчик же был! А сейчас носит тонну макияжа».
Я: «Хм, по-моему, пластические хирурги тоже не остались без работы там, честно говоря. А про юную Дрю Берримор что можешь мне сказать?»
Бальтазар: «О, Дрю, фото 1990 года? Классический «Голливуд-стайл» макияж звезд, когда нужно сделать вид, что они не накрашены. Много пудры, много консилера, румяна цвета «спелый персик», он же «розовый лепесток», айлайнер, брови… И — не накрашенные ресницы. Когда на ресницах нет туши, легко сделать вид, что макияжа нет совсем. Стоит накрасить — все заметят, что макияж«.
Я: «Да?! Вот это ценный лайфхак. А Тильду видел там? На выставке? Я ее фанат».
Бальтазар: «Я тоже ее фанат! И, кстати, знаю парня, который делает ей макияж. Он говорит, она — одна из самых очаровательных и милых людей, которых он встречал. Она всегда спрашивает — как дела, как ты себя чувствуешь, тебе нормально? И это не просто скучная вежливость. И всегда готова помочь. Вот женщина, которая может носить любой мейк, и все будет круто«.
Я спросила его — учитывая, что у MAC постоянно выходят коллекции-коллаборации и коллекции-посвящения, не нашел ли он случайно за время нашей прогулки какой-нибудь источник следующего вдохновения? Ну, скажем, сделать коллекцию «по Лиз Тейлор»? Какой она могла бы быть?
«О, если бы я делал коллекцию MAC by Liz, там было бы много оттенков синего. Сияющий синий, мерцающий синий, иссиня-черный, сине-фиолетовый, как ее глаза. Тут мы видели фото 1960-х, а я помню, как она выглядела в 1950-х и в 1980-х, я бы ориентировался на все ее луки сразу. И про Софи Лорен тоже было бы интересно подумать«.
А потом он высказал мысль, которая давно где-то у меня крутилась на задворках сознания и ждала, чтобы ее кто-нибудь сформулировал. Бальтазар сделал это блистательно:
«Выставка потрясающая, конечно. Спасибо, что ты меня сюда вытащила. И знаешь, о чем я сейчас думаю?
Мы столько красивых женщин сейчас увидели. И они совершенно разные! Знаешь, что это означает? Что нет больше никаких эталонов и стандартов, это все в прошлом, забудь. Ты можешь быть такой, как хочешь. Можешь красить глаза так, как тебе нравится. Можешь вообще их не красить. Можешь носить красную помаду. Можешь не носить. Можешь краситься интенсивно, как панк. Или вообще не краситься. Хочешь выглядеть сегодня секси? Отлично. Хочешь выглядеть «анти-секси»? Да пожалуйста, супер. Но, главное, пусть тебе нравится то, какая ты. То, как ты себя чувствуешь, гораздо важнее».
Я ничего на это не ответила, но подумала, что он прав. Осталось решить задачку — как понравиться себе такой, какая ты есть. Чаще бывает: не нравишься себе — накрасишься — все равно не нравишься. Думаешь, не так накрасилась. Не нравишься себе — похудеешь — все равно не нравишься. Думаешь, мало похудела. Не нравишься себе — переоденешься — все равно не нравишься. Думаешь, не те джинсы купила. Надо было брать те, вторые.
Как понравиться себе в принципе? Я не знаю ответ этой задачки. Но она хотя бы задана. Значит, ответ найдется.
Выставка «За кулисами» продлена до 13 мая. Если поторопитесь, есть шанс успеть.