Генетический тест Basis Genotech Group: чего мы не знали о своей коже
Как генетический тест может быть полезен при подборе ухода и косметологических процедур? И о чём мы не догадывались, пока его не прошли?
Тренд на персонализированный уход раскручивается, как сюжет в «Играх престолов». L’Oreal и Wella обзавелись аппаратами для смешивания индивидуальных средств, российская компания First Faces предлагает вместе с парикмахером и косметологом создавать кремы и шампуни прямо в салоне — и, похоже, все это только начало.
Еще дальше и глубже продвинулись генетики. Они могут выяснить то, что нельзя увидеть глазами или прощупать руками: склонность кожи к рубцеванию и травматической пигментации, индивидуальный метаболизм витаминов, от которого зависит формирование липидной мантии, и так далее.
Обладая этими тайными знаниями, можно скорректировать схему ухода и процедур. Например, если гентест покажет, что кожа с высокой долей вероятности отреагирует на контролируемое повреждение (лазер или пилинги) неприятными побочными эффектами – значит, стоит выбрать более щадящий метод.
Хотели ли мы узнать о своих уязвимых местах? Конечно. Поэтому приняли предложение компании Basis Genotech Group и прошли генетический тест. Он, кстати, не имеет срока давности: сдав один раз, можно всю жизнь ходить по косметологам с персональным «паспортом» кожи. Степень точности результатов – 99,8%.
Вникаем, что конкретно он может рассказать, изучаем результаты – и удивляемся. Или нет?:)
Что можно узнать с помощью теста?
В гентесте «Косметология» анализируется около 100 генетических маркеров, которые влияют на поведение кожи. Одни отвечают за её способность поддерживать баланс влаги, другие – за синтез коллагена. Тест рассматривает 17 характеристик, среди них:
- склонность к гипер- и травматической пигментации;
- способность противостоять окислению липидов и свободным радикалам (оксидативный стресс);
- риск нарушения процесса рубцевания;
- риск формирования эластина с нарушенной структурой;
- риск возникновения купероза и розацеи;
- скорость и эффективность восстановления повреждений из-за механического или химического воздействия;
- скорость разрушения собственной гиалуроновой кислоты;
- метаболизм витаминов.
Большинство из этих маркеров не охватываются общими генетическими тестами.
Что изменится после того, как я это узнаю?
Результаты теста оформляются в красочный отчет – примерно на тридцати листах. Его присылают на почту и размещают в личном кабинете на basisgenotech.ru через две недели после сдачи анализа.
Ориентироваться в результатах несложно, даже если вы (как и мы) очень примерно представляете, что такое «экспрессия эластина», «пролиферация» и «транскрипционная активность гена».
Выводы по каждому пункту имеют цветовое обозначение: салатовый – все хорошо, зеленый – нормально, оранжевый – тревога (уровень риска 15-75%), красный – ой-ой (высокая степень риска).
Но даже если вам кажется,. что после чтения досье вы поняли, в чем сильные и слабые стороны вашей кожи, – его все равно должен расшифровать косметолог. Ему направляется вторая версия отчета, и она уже написана таким профессиональным языком, что там точно без высшего медобразования не разберешься, да и с ним не всегда просто: генетика и медицина — не одна и та же наука.
К примеру, в отчете говорится, что у вас повышен риск ускоренного разрушения коллагена. Доктор объясняет, что это значит: есть опасность раннего появления морщин и потери четкости овала лица. Рекомендуются кремы с пептидами и процедуры, стимулирующие синтез коллагена – но наименее травматичные. Поскольку другие генетические маркеры говорят о том, что возможности эпидермиса к самовосстановлению сильно ниже нормы.
Что конкретно делает косметолог на основании результатов гентеста?
Во-первых, составляет список рекомендованных вам ингредиентов.
Во-вторых, может предложить изменить схему ухода. Скажем, отшелушивание – реже, кремы с антиоксидантами и высоким фактором защиты от солнца – круглогодично.
В-третьих, может спрогнозировать, какие процедуры в вашем случае окажутся более эффективными. К каким уже могут быть показания, хотя вы пока о них не догадывались. Какие – связаны с риском. Высокая предрасположенность к неправильному рубцеванию тканей может повлиять на ваше решение насчет пластической операции.
Кроме этого, доктор предложит вам включить в рацион определенные продукты и объяснит, какие вредные привычки в вашем случае особенно вредны:)
Что больше влияет на состояние кожи: генетическая предрасположенность или образ жизни?
«И то, и другое – примерно в одинаковой степени. По мнению большинства ученых, окружающая среда определяет вероятность рисков на 40%», – говорит ведущий генетик лаборатории Basis Genotech Group Татьяна Середина. — «Сон менее 7 часов, повышенный уровень сахара в крови – ускоряют процесс старения даже при отсутствии предрасположенностей со стороны генетики. И наоборот, другие факторы (вы проходите 5-6 км каждый день и едите достаточное количество овощей и фруктов) положительно влияют на синтез/ распад коллагена и компенсируют повышенные риски, заложенные природой».
Для наглядности Татьяна приводит пример.
Мутации в генах ММР1 и ММР3 приводят к укоренному разрушению коллагена. Такой же эффект дает курение. Но сравните риски:
На диаграмме видно, что:
Во-первых, риски курящего человека – выше, чем некурящего, но имеющего негативный генетический фактор (мутацию в одном из генов).
Во-вторых, если человек, имеет мутации в обоих генах и к тому же курит – риск увеличивается в 3 (!) раза по сравнению с тем, если бы он не курил.
Вывод: «хорошие» гены – не индульгенция. «Плохие» – не приговор.
Как пройти генетический тест?
Нужно сдать буккальный анализ. К счастью, он полностью безболезненный: всего-то провести ватным тампоном по внутренней стороне щеки.
Эту нехитрую процедуру можно сделать в клинике-партнере Basis Genotech Group. Если в вашем городе таких нет, консультант на горячей линии подскажет контакты ближайшего к вам косметолога, к которому можно обратиться. Верно интерпретировать слова генетиков может не любой доктор: он должен быть специально обучен и подготовлен.
В цену генетического теста входят две консультации: прием анализа и разбор полетов отчета.
Узнав все это, пройдя тесты и побеседовав с косметологами, мы задались одними и теми же вопросами: так что же мы все-таки узнали принципиально нового? Такого, о чем не догадывались сами? И всем ли он так нужен, этот генетический тест?
Наши мнения, как всегда разделились.
Лена. В настоящий момент кожа нормальная, изредка случаются высыпания.
Мои гены меня шокировали. Если вкратце, они сообщили мне следующее: я живу в неподходящем месте (нужны горы и солнце), работаю на неподходящей работе (бессистемно тестировать кремы – рискованно), моя кожа – как фарфоровая кукла.
Шок N1: мне противопоказаны любые травматические процедуры (чистки, лазеры, шлифовки, далее по списку). Профессиональный уход у косметолога – не реже двух раз в месяц. Прием БАДов – постоянно. Защита от УФ-лучей круглогодично, уход и декоративная косметика с самым высоким SPF.
Почему? Я в зоне риска почти по всем показателям. Мои перспективы: неправильное формирование рубцов, долгий восстановительный период после процедур, пигментация, дерматиты, розацеа и купероз, растяжки, воспалительные процессы. С усвояемостью витаминов тоже не все благополучно.
Хорошо, что мне показано красное сухое вино (ресвератрол). Без него читать мой генетический отчет невозможно.
Шок N2: фибробласты подкачали. Они склонны к фрагментированию (к распаду). Их рекомендуется поддерживать (anti-age кремы с коллагеном и эластином, сигнальные пептиды, биоревитализация). Но не стимулировать! Быстро износятся. Какое-то время от стимуляции будет положительный результат, потом кожа просто перестанет реагировать. Чтобы было понятнее, врач-дерматовенеролог Наталья Юрьевна Коптева, Reneo Clinic объяснила так: «Пройдитесь утюгом по плотной ткани – она разгладится. По тонкой и нежной – сожжется».
Где мое красное вино?..
Шок N3: у меня нет замедленной кератинизации (как полагали некоторые косметологи). Новая опасность: оксидативный стресс. За месяц до отпуска желательно проходить курс мезотерапии с антиоксидантами. Правда, не с любыми. Трипептид глутатион, который считается одним из самых изученных и мощных, – в моем случае не эффективнее подорожника. (Обнаружены гены, ассоциирующиеся со снижением активности защитного фермента глутатионпероксидазы I.) И еще: если я поставлю филлеры на основе гиалуроновой кислоты, есть вероятность, что они рассосутся быстрее обычного. Организм сочтет их за подпитку для борьбы с этим самым оксидативным стрессом.
Шок N 4: не понимаю, хотела ли я все это знать. Потому что эти знания поставили меня в неловкое положение. Или я игнорирую сигнал, что нужно менять буквально всё, вплоть до работы, и терзаюсь тем, что это мой осознанный выбор. Или живу по указке генов.
Вопрос еще – до какой степени? Кремы с матриксилом, альфа-липоевой кислотой и факторами роста – легко. SPF 50 зимой и летом – смирюсь. БАДы и анализы раз в полгода – ну, допустим. Но ходить к косметологу раз в две недели? По две недели не выходить из зашторенной комнаты после лазера? Подсесть на чудовищно дорогой SPRS? Может, сразу переехать в Женеву или Эдинбург, раз уж генам так хочется?:)
В общем, это было интересно. Отчасти – полезно. Но жить строго по этой (и любой другой инструкции) я не буду. Что-то мне подсказывает, мы все однажды постареем:)) И лучше я буду улыбаться со своими морщинами, чем сойду с ума от страха их увидеть. Не ради кожи живем:)
Результаты генетичского теста Лены.
Маша. Кожа в настоящий момент ближе к нормальной, сухая, чувствительная, есть пигментные пятна
Мой тест подтвердил то, что я и так знала: повышен риск обезвоживания, ослаблены стенки сосудов, высок риск заработать гиперпигментацию, есть риск появления преждевременных морщин.
К своим тридцати я обо всем этом уже догадалась. Вот шрам от неглубокой кошачьей царапины остался со мной на всю жизнь, вот пигментация от зимнего солнца, вот морщинки, потому что я все время ржу и кривляюсь. Наверное, было бы полезно узнать об этих рисках чуть раньше, лет в 20. Но разве это меня бы уберегло? Думаете, я не полезла бы гладить кошку? Перестала бы строить рожи? Щас.
А вот рекомендации, что со всем этим делать, были интересны. Например, использовать масло только на ночь, добавить средства с пептидами, коэнзимом Q10 и витаминами А, С, Е, прекратить пить кофе литрами. Думаю поставить эксперимент — попробовать полностью перекроить уход и жизнь с учетом этого, и посмотреть, поменяется ли что-то в лучшую сторону?
Еще мне выдали список рекомендованных салонных процедур. Что конкретно делать, будет выбирать косметолог. (Главное — ничего травматичного, риск рубцов же еще!). И вообще, без толкового косметолога этот большой красивый синий паспорт не слишком полезен. Примерно как «Тесла» в Воронеже — концептуальный кусочек будущего, который плохо вписывается в общую картину мира, где ездят на бензине. Машина есть, а зарядить ее, то бишь использовать результаты теста, — проблематично.
Возможно, через пару десятков лет всем начнут делать такие тесты при рождении? Это было бы круто — и снялись бы вопросы, какой косметикой пользоваться в 15 лет, а какой в 30.
Ира. В настоящий момент кожа комбинированная, снижен тургор, есть пигментация, морщины.
С одной стороны, мой отчет тоже продемонстрировал то, что я и так о своей коже знала. Склонность к пигментации? Ну так вот она, пигментация, уже цветет. «Неправильные» коллаген и эластин? Тоже можно догадаться — по сниженному тургору в мои-то всего 35. Проблемы с сосудами? Да, и это тоже очевидно, пусть пока и не на лице.
С другой стороны, оказалось (и я этого никак не могла знать!), что оксидативный стресс мне не так уж страшен. Это не отменяет необходимости использовать SPF (пигментация же!), но ставит под сомнение потребность в средствах с антиоксидантами и витамином С (как наружно, так и внутрь). Пользоваться ими не запрещается, но практического смысла в этом нет.
Что касается списка рекомендованных процедур, он тоже подтвердил то, о чем я интуитивно догадывалась: лучше часто и нетравматичные (уходы, массажи, микротоки), чем разовые хардкорные (лазеры и прочая агрессивная аппаратка). Но тут я, как и Лена, беру ответственность на себя. Уже сделала себе SMAS-лифтинг Ultraformer, и по истечении трех недель могу сказать, что в восторге от результата. Чем мне это аукнется в отдаленной перспективе — вопрос отдаленной перспективы-)
В целом, для меня гентест «Косметология» был весьма любопытен. Но самой практически полезной его частью показался раздел «Метаболизм витаминов». Поэтому интереснее и приоритетнее, имхо, другие опции, которые есть у генетиков — например, тест по панели «Метаболизм» и «Эндокринология» (эта панель вот-вот будет доступна). Ведь все, что есть снаружи, напрямую зависит от того, что происходит внутри.
Могу посоветовать посмотреть на эту тему вебинар моего доктора — Скорогудаевой Ирины Николаевны, дерматовенеролога, эндокринолога, к.м.н., научного руководителя медицинской компании «Ева». Она как раз занимается тем, чтобы эта «Тесла» беспроблемно передвигалась в общем потоке хоть в Воронеже, хоть в Саратове. То есть обучает специалистов читать отчеты и формировать персональные рекомендации. Увы, новых пациентов она практически не берет, но не отказывается по возможности помочь, писать ей можно в инстаграм.
Юля. В настоящий момент кожа жирная, чувствительная, склонная к акне, часто обезвоженная, проблемы с гиперпигментацией и сосудами.
Генетический тест я уже сдавала раньше, но общий. (Кстати, выводы местами совпали, что неудивительно.) И еще тогда поняла, что в таких тестах главное — адекватная интерпретация результатов врачом. Нам с Яной повезло — у нас был один и тот же доктор, Елена Флегонтова (клиника Tori). Очень грамотная. Советую:)
Основное открытие, сделанное по результатам этого теста — мои проблемы с гидро-липидным слоем (я же постоянно борюсь с обезвоженностью!) мне не привиделись. Они есть, и обоснованы генетикой. Чтобы их решить, доктор посоветовала мне кремы с аквапоринами (экспрессия которых у меня как раз генетически снижена). Аквапорины — специфические белки, которые отвечают за внутренний водный баланс кожи, и, если их недостаточно, транспорт воды нарушается. Кремов с ними я пока встречала мало (помню Eucerin, например) — буду искать.
Еще среди рекомендованных мне ингредиентов — ниацинамид, сквален, центелла (которую я и так обожаю), гексопептид 37. И мне, с одной стороны, очень нужны липиды и керамиды, с другой, их крайне сложно подобрать, чтобы не было провокации акне.
И мои гиповитаминозы — по витамину А, Д и фолиевой — спасибо все той же генетике. Не начни я копать раньше по этим темам из-за выпадения волос, могла бы о них и не узнать, а на кожу они влияют тоже.
Мне, предсказуемо, рекомендована постоянная защита SPF50 (риски пигментации). А все потенциально травматичное — тот же ретинол — с большой-большой осторожностью.
Вообще осторожность — наверное, главное, о чем мне стоит помнить. Как человек с шеей в точечку (посттравматическая пигментация после RF-лифтинга, он мне категорически не рекомендован, как выяснилось), я вроде бы и соглашусь. Но вот желтые ретиноевые пилинги мне тоже нельзя (лучше курс совсем легких — миндальных или на молочной кислоте). А я от них просто в восторге и буду делать еще.
Еще из того, что запомнилось — высокий риск формирования эластина с нарушенной структурой. Зная это, можно делать мезотерапию с коктейлем под конкретно эту задачу. И желательно в будущем обойтись без прошивания лица нитями для борьбы с птозом (по той же причине, плюс все те же воспалительные реакции и проблемы регенерации).
Ну и напоследок — даже моя нелюбовь к бане генетически обоснована -)) Теперь у меня есть официальная медицинская отмазка. Из-за сосудов (которые слабые, и тоже из-за генетики) мне можно принимать баню максимум 40-ка градусов на 15 минут! Если, конечно, кто-то сможет назвать это «баней»:)
P.S. А еще меня разобрало любопытство, и я сдала тест по трихологии (доктор Елена Флегонтова, кстати, еще и трихолог и говорит, что для решения проблем с волосами тест тоже очень полезен). И у меня обнаружились сразу два (!) гена андрогенной алопеции. Что с учетом наличия генов, которые нарушают метаболизм витамина D, и дало нам ту картину выпадения волос, которую я имею сейчас. (Картину, которая могла бы быть в разы хуже, не начни я активно лечиться несколько лет назад.)
Яна. Кожа нормальная, есть небольшая пигментация и купероз
Да, Юля права: с доктором нам с ней повезло очень. Эту китайскую грамоту — rs1800629 — TNF — IL6- MMP3 — Елена Флегонтова читала, натурально, как «Азбуку». И объясняла мне очень внятно, — собственно, как первоклашке эту «Азбуку» и надо объяснять. Не запугивая, не стращая, не нагнетая и не сгущая.
Да, гены нарядные тебе попались, но издеваться над собой (курить, например) надо все же поменьше. Да, тебе особенно важно соблюдать питьевой режим. Да, склонности к рубцеванию нет, но восстанавливаться кожа после процедур может замедленно, не надо ее травмировать с особой жестокостью. Вот такие-то витаминные комплексы, вот такие-то витамины тебе показаны, скорее всего, есть их дефицит. Ну или просто ешь рыбу минимум 3 раза в неделю. И брокколи еще.
Меня же занимал вопрос, — есть ли что-то такое в результатах теста, чего не может о своем пациенте знать косметолог, если он с ним давно работает? А если косметолог хороший и грамотный?:) Лена подтвердила: да, есть. Та же склонность к рубцеванию, — ее пока не обнаружишь на практике, не угадаешь. А обнаружив, уже ничего не изменить. Если знать заранее, инвазивных процедур, где нарушается кожный покров, лучше избегать. А если пациент, например, настаивает на пластической операции?.. «Он может ее сделать, но пусть будет предупрежден. Осознанный риск — и риск «по незнанию» — разные вещи». А если пациент мнительный и, узнав о склонности ко всем болезням, тут же их сам себе придумает и у себя обнаружит? «Келоидные рубцы вы себе не нафантазируете. Они либо есть, либо нет».
Получив результаты, кстати, я показала их и своему косметологу Елене Сибриной в клинике Dr.Meso. Лена посмотрела, — сказала, что да, это полезная штука для врача: «Без этого теста ты действуешь, руководствуясь опытом и интуицией. С ним же к опыту и интуиции присоединяется понимание о генетических особенностей пациента. Мы тоже проводим такие тесты, за этим будущее».
В общем, по итогам я поняла: генетика — не лженаука:) Мой купероз и небольшая пигментация — не случайны. Бороться с ними — можно. И на брокколи меня не случайно тянет, и не надо с этим спорить, надо к себе прислушиваться повнимательнее.
Вдохновенная, сделала еще тест на «Метаболизм». И Оля Третьякова его сделала. Скоро расскажем, что там как.
Благодарим врачей-косметологов, помогавших нам постигнуть азы «косметологии по генам»:
- Елену Флегонтову, центр косметологии и красоты Tori: 3-й Донской проезд д.1, тел.: 8 (495) 152-14-87.
Цена генетического тестирования: 15 000 руб. (прием анализа и консультация косметолога включены в стоимость).
- Наталью Коптеву, клиника восстановления волос и эстетической медицины Reneo Clinic: ул. Поклонная д. 6, тел.: 8-800-700-70-64.
Цена: 15 900 руб. (прием анализа и консультация косметолога также включены).
- Ирину Скорогудаеву (временно не принимает новых клиентов.)
Дополнительную информацию можно уточнить на сайте Basis Genotech Group или по телефону 8-800-555-93-42.
Оставайтесь с нами, в следующей статье мы расскажем о генетическом тесте «Диетология», Basis Genotech Group.
А вы хотели бы пройти генетический тест и узнать о своих рисках? Что, в целом, думаете о такой идее?
Читайте также:
Генетический тест «Атлас»: что можно о себе узнать?