Неожиданная колонка об одежде: что она о вас говорит, и как с этим быть?
Юля размышляет о том, что нужно, чтобы одежда радовала вас.
Сразу хочу сказать: я не стилист, не профессионал в сфере моды и не фэшиониста (эту роль в нашей команде занимает Лена К. -)). Все, что я пишу ниже — размышления простого человека, который набил шишек в непростом деле “как бы так одеться, чтобы было хорошо”. И кое-что понял в процессе.
Также отмечу, что росла я в 90-е. Поэтому часть моих проблем с гардеробом — родом из детства. Например, тогда мне казалось, что на сезон должна быть одна пара обуви — а что может быть и больше, не приходило в голову. Помню, как из-за этого мучилась в старшей школе, пытаясь купить зимние ботинки, которые должны были подойти ко всему — и к брюкам, и к джинсам, и к платью. А они вот как-то все никак, не хотели ни к брюкам, ни к джинсам, ни к платью.
Стремление «купить что-то одно и очень универсальное и чтобы ко всему» — одна из тех проблем, которые долго мешали мне сформировать комфортный гардероб. Потому что неуниверсальная вещь в этой парадигме — это шик и мотовство. (На деле универсальных вещей не бывает. Но об этом позже.) Но не единственная.
Все поменялось, когда я перестала воспринимать одежду а) только по ее функциональному назначению — «чтобы одеться» и б) саму по себе, в отрыве от всех остальных вещей, которые нужны к ней в компанию (не важно, есть они уже у меня или нет).
В общем, я посмотрела на все шире. И что я увидела?
Часть первая. Ваша одежда — это визуальное сообщение
Глобально эти сообщения складываются в стили — те самые «офисный классический», «хиппи», «бохо-шик», «кэжуал», «расслабленный кэжуал», «вечерний», «интеллектуальный», «спортивный». Но ими одними не ограничивается — вы можете захотеть создать одеждой сообщение «не подходи — убьет» и реализовать его предметами одежды, которые несут такой посыл.
Даже если вы считаете, что никакого стиля у вас нет, и никакое сообщение ваш наряд не несет — он все равно это делает. Например, на вас то, в чем ходят все — просто джинсы и условно красивая кофточка? Вы, вероятно, не особо интересуетесь модой, ваша одежда должна быть функциональной, в меру удобной и, желательно, конвенционально красивой. Вы середнячок, каких миллионы, и вы можете об этом даже не догадываться — либо же вас это вполне устраивает.
Частый наряд женщин постарше — черные брюки, цветастая блузка. Видно загруженную мать (или бабушку) семейства, активистку двора. Обычно так одеваются женщины, которые гораздо больше думают о других, чем о себе.
Или, например, возьмем халат на молнии и резиновые тапки. Тоже много говорят миру о его обладательнице, даже если она совсем ничего миру сказать не хотела.
Все это я говорю без снобизма и без оценки — просто любопытно наблюдать за людьми и тем, что и кто носит. Например, моя одежда (бесформенные свитшоты, широкие бойфренды, растоптанные кроссовки, спортивные рюкзаки) пару лет отражала, что я не очень много зарабатывающий фрилансер без жесткого рабочего графика. (Она даже отражала тот факт, что я постоянно везде опаздывала. -))
Часть 2. Из чего складывается это визуальное сообщение?
Есть три пункта, которыми можно описать любой предмет одежды. Это:
- Силуэт (крой)
- Ткань (ее фактуре)
- Цвет/рисунок/принт
Они и определяют сообщение, которое несет в мир эта вещь.
Если вы хотите выдержать свой образ в одном стиле, нужно собрать предметы одежды, которые несут одно и то же сообщение. (Что, впрочем, делать необязательно — если вы хотите сказать миру что-то сложнее, чем «я строгая деловая леди», стили (а вернее посылы от одежды в этих стилях) можно миксовать.)
И именно поэтому не бывает универсальных вещей. Как в разговоре — нет слов, которые означали бы все сразу. Каждое несет свой смысл.
Крой/силуэт. Основное сообщение, которое передает форма — насколько она строгая или же расслабленная. Чем жестче силуэт, тем строже ваш образ. К вам сложнее подойти, с вами осторожнее нужно общаться. (Проще говоря — чем острее, тем страшнее -)) Жакет четкой формы, строгие узкие брюки, рубашка по фигуре — и вот уже перед нами бизнесвумен.
Джинсы-бойфренды, мягкий джемпер, объемная белая майка — привет, представитель креативной индустрии, дизайнер-блогер-журналист. Вы расслабленнее, с вами легче начать общаться.
Хочешь отразить, что ты такой весь на релаксе — идешь в сторону последних, хочешь добавить образу серьезности и жесткости — наоборот.
Вообще это увлекательная игра! Нужно больше строгости образу — добавляешь вещи с четким силуэтом (например, длинный жилет). Хочешь наоборот «расслабить» его — меняешь шпильки на кеды, узкие брюки-дудочки на штаны свободного кроя, а пиджак на джинсовую куртку или кардиган. Можно все сразу, а можно только что-то одно. И вуаля.
Стоит отметить, что у вещей бывает еще и актуальность-неактуальность своему времени. Ее тоже отражает крой.
Например, последние лет пять стало модно — сначала так ходили хипстеры, а теперь все подряд — чтобы брюки или джинсы были подвернуты и открывали щиколотку. Этакая игра в хрупкость.
Все брюки длиной по каблук, заходящие штаниной на обувь, сейчас кричат “я устарел” — кроме, правда, гипертрофированно широких, которые обувь скрывают полностью.
Не очень актуально подчеркивать талию (или, точнее, разницу между талией и бедрами) или грудь — за исключением редких случаев, когда на этом сделан главный акцент. Подчеркивать талию и грудь = подчеркивать женственность и делать явный акцент на сексуальности, а это не в моде.
Таких мелочей много, они появляются в свежих коллекциях стритфэшн-марок одновременно (вспомним засилье джинсов-стретч лет пять назад), поэтому не заметить их сложно. Но если не следить и не учитывать — вещь, полежавшая в шкафу два-три года, может показаться вдруг неактуальной, а почему — непонятно. (Такое произошло с моими приталенными короткими пиджаками — сейчас носят широкие, длинные и свободные.)
На мой взгляд, глобально тренды — именно об этом, а не о скоротечных “весной все побежали за пиджаком в клеточку и я тоже побежал”. Этот пиджак в клеточку должен быть еще актуального кроя, чтобы было ощущение, что вы действительно «на волне».
Ткань и ее фактура. В основном, на мой личный, напомню, ни разу не профессиональный взгляд, ткань говорит о том, сколько стоит ваш костюм. Чем он дешевле, тем она проще — и это видно. Это — снова повторю — не плохо (говорю как фанат H&M), просто стоит помнить об этой части вашего “сообщения”.
Естественно, ткань говорит нам о сезоне, а еще — о степени торжественности вашего наряда (ряд тканей мы воспринимаем как «вечерние»).
Ткань — еще один инструмент игры. Например, силуэт вы выбрали расслабленный, а ткань у вас при этом — от строгого костюма.
Цвет/рисунок/принт. Цвета, как и силуэты, тоже бывают актуальными и неактуальными. Один сезон все болеют яркими принтами, в другой — ярким розовым. Но тут все же проще, плюс все меняется каждые полгода, плюс, на мой взгляд, следовать тут моде не так уж критично.
Цветом также можно сообщить о себе разное. Один скажет “не подходи ко мне” (раньше я не представляла, как много людей мечтают одеться с таким посылом), другой — “я знаю толк в дорогих вещах”, третий “со мной весело”, четвертый “я девочка-одуванчик” -).
В остальном, можно написать “Войну и мир” о цветотипах — но Лена К. уже это однажды за меня сделала. Мой подход, благодаря стилисту Юле Катькало — выбрать свою гамму, в которой комфортно и цвета которой сочетаются друг с другом. И оставаться в ее пределах, подбирая из текущего сезона то, что может подойти (иногда из-за этого приходится пропускать целые сезоны, кстати). Когда я это сделала впервые, обнаружилось, что жить так — очень просто. Не бери ничего черного, синего и серого (это было упраженение — била себя по рукам -)). Бери — бордовое, кирпичное, грязно-зеленое, бежевое, коричневое. Вещь не того цвета? Она тебе не нужна. Потому что мне может невероятно нравиться нежно-розовое пальто (реальный случай -)) — но ни одна вещь в моем гардеробе с ним не будет сочетаться.
И еще скажу про цветотипы, пока далеко не убежали. Цветотип — это полная туфта, если рассматривать одежду именно как носителя визуального кода, сообщения, которое вы ею передаете о себе миру. Потому что если вы хотите сообщить миру, что вы готическая тетка мрачных дум, никакие цветотипы мира не остановят вас от покупки гардероба в черной гамме. Сообщение — первично, цвета — вторичны и помогают его передать.
Насколько тогда применимо понятие “мне идет”? По большому счету — оно из другой парадигмы. Той, где обязательно “нужно подчеркивать достоинства и скрывать недостатки”. Я считаю, можно оценить получившийся комплект одежды с позиции “насколько он передает то, что я хотела сказать/насколько я попала в нужный стиль” — потому что тут возможны хоть какие-то критерии. А “идет” критериев не имеет — тут только личный вкуса человека, который вас оценивает.
(Пример: У меня есть зимнее платье, которое для меня — символ тепла, уюта и комфорта. В нем я кажусь толще, чем я есть. В парадигме «идет — не идет» — оно мне, вероятно, не идет. Но мне все равно — оно передает то, что я хочу сказать себе и окружающим, когда надеваю его.)
И поэтому еще права пословица про “Встречают по одежке”. Потому что по этой одежке мы считываем культурный код, посылаемый в пространство ее владельцем, и решаем “свой — не свой”. А вот дальше человек уже может оказаться говном — но от этого не спасает никакая одежка -)).
Часть третья. Конструирование образа
Мою одежную шопинг-жизнь значительно облегчило понимание того, что костюм — по сути конструктор. Важно понять, какие элементы нужны для конкретного визуального сообщения — и дальше искать именно их.
Как понять, какие вещи вам нужны?
Если вам, как и мне, не повезло родиться со встроенным чувством прекрасного, то — помогает Pinterest. Даже если вы не знаете название стиля, который вам нравится — можно начать с названия и цвета конкретной вещи, к которой вы ищете комплект. Можно понять, с каким цветами такую вещь носят и в какие стили такая вещь попадает — а дальше уже определяться, что из этого нравится именно вам.
Второй вариант — посмотреть в зарубежных онлайн-магазинах, как стилизована похожая на вашу вещь. В этом плане стилисты Shopbop и др. отлично знают, как нам что-нибудь продать.
Третья опция — спросить совета. Для этого в фейсбуке, например, есть группа «Лучшее сообщество о стиле» (половина этого поста вдохновлена им). И персональные стилисты, конечно. Важно приходить к такому стилисту, чьи работы вам нравятся («у вас общие визуальные коды») и после того, как вы посидели на Pinterest, определяясь, что нравится и хочется вам. Хорошо бы также понимать, кто вы есть (=»что вы транслируете миру») — однажды наша повторная работа с Юлей Катькало не привела к результату, потому что я была в страшном раздрае по этому пункту. Тут нужен был психотерапевт, а не стилист -).
Как покупать эти вещи?
Обычно шопинг сводится к тому, что вы ищете конкретную вещь. Не «мне нужен какой-нибудь верх ко всем моим джинсам», а, например, “мне нужны брюки свободного кроя с открытой щиколоткой примерно такого цвета и из ткани такой-то плотности”.
Для меня этот переход был одной из сложных частей апгрейда гардероба -). Гораздо веселее ведь бродить в поисках “какой-нибудь красивой кофточки и чтобы подошла ко всему, что у меня есть” — занималась этим много лет, несколько безуспешно, правда -)).
Кстати, искать что-то конкретное удобнее онлайн — там есть масса сортировок.
Если подбирается пара к капризному предмету одежды — такому, который вы не видите в своей голове с чем-то конкретным — срабатывает банальное, брать их на шопинг с собой. Для меня такая капризная вещь — жакеты, потому что я никогда не могу подобрать к ним майки. Онлайн-шопинг тут не поможет, а вот ходить в пиджаке и мерить все подряд да.
(“Старая” я искала бы “красивую майку”, которая бы никуда так и не вписалась. Потому что майка под пиджак не обязана быть прямо-таки красивой сама по себе или сколько-нибудь интересной, а потому не обязана вам сразу понравиться до состояния “точно берем”. В этом контексте она просто должна быть, определенной формы, цвета и фактуры, как часть от Lego — не более. И она сыграет свою важную роль, облегчив вашу жизнь по утрам.)
Кстати, на первых порах моего погружения в эту новую фэшн-жизнь, когда меня консультировала Юля Катькало, мне было проще думать о конструкторе, начиная с обуви.
Обувь часто задает весь образ. Белые кеды или кроссовки — расслабленность. Лодочки на шпильке — собранность. Байкерские ботинки — жесткость, сила, угроза, черный цвет, металлические клепки, кожаные куртки (или наоборот подчеркивают нежность, если носить их с платьями — для контраста. Опять же — смотря что хотим сказать). Обувь, как и силуэт/крой, задает направление — жестче/мягче, грубее/нежнее, официальнее/расслабленнее. (Сейчас, правда, с этим стало и сложнее и проще одновременно, потому что все и вся победили кроссовки.)
Но, наверное, поэтому моим первым этапом шопинг-мании была обувь. Одно время я скупала все, потому что девочка, которая искала одну универсальную пару ботинок, выросла и обнаружила, что мир большой и разнообразный -) Половина этой обуви уже лет пять лежит на антресолях, но я так и не смогла с ней расстаться. Столько эмоций и воспоминаний — и столько “сообщений”, которые сейчас в мир мне нести не хочется -).
Одна сложность в этом виртуальном “конструкторе” связана с многослойностью. И я даже не о той многослойности от стилистов, когда вариант “майка плюс штаны” считается слишком скучным, а вот “майка на майку плюс штаны” — модным. А об очень практичной многослойности — той, которая для тепла. Многие комплекты, которые я придумывала раньше, «разваливались», когда я надевала верхнюю одежду. (Кажется, это, кстати, проблема всех пуховиков.)
Поэтому теперь, собирая конструктор, я сразу думаю, какая к этому пойдет верхняя одежда. Потому что у нас, к сожалению, не Калифорния -) И, как следствие, верхней одежды стало значительно больше — и у меня чешутся руки докупить еще. Здесь тоже идет все та же игра в “расслабленнее — серьезнее, собраннее — спортивнее”. Причем мне нравится как раз комбинировать эти посылы (то, в чем стилисты должны быть профессионалами). Например, расслабленный трикотажный костюм — со строгим пальто.
Вот это конструирование у зеркала по утрам — самая интересная часть всей этой истории про одежду. Иногда ничего не выходит, иногда не хватает времени. Но иногда все получается — и то, как я выгляжу, передает то, что я ощущаю и кто я есть сегодня. Это задает настроение на весь день.
Часть четвертая. Короткие мысли напоследок
- Общемировой тренд — это все-таки движение в сторону расслабленности. Нигде ничего не перетянуто, все свободно и вы можете перемещаться без мозолей и натёртостей? Спасибо феминизму.
- В прошлом году меня осенила гениальная мысль. Почему мой зимний гардероб того же размера, что летний, хотя зимы девять месяцев в году? Почему у меня всего один пуховик, если ношу я его, один и тот же, один и тот же, минимум шесть месяцев? Я дала себе внутреннее разрешение на покупку большой кучки осенне-зимних вещей и сознательно притормозила себя с покупкой летних. Это была лучшая зима в моей жизни.
- Может показаться, что я призываю купить много вещей. Но тут — кто на что способен. Просто кому-то дана хорошая визуальная… интуиция? И у него получается подбирать МАЛО вещей в тот самый капсульный гардероб, где все к всему подходит.
- Но я — не тот человек -). У меня нет той интуиции, когда визуальные коды схватываются на лету. Мне сложно деконструировать чужие образы и я прилагаю осознанное мозговое усилие, рассматривая картинки в Pinterest. Прицельный поиск «ко всему этому мне нужно серое пальто длиной ниже колен и с поясом» — уже невероятное достижение для меня -)). Мне нужно все примерить и все пощупать, и все друг с другом прикинуть. Я покупаю вещи, сомневаюсь и сдаю их обратно. Мне нужно разнообразие, даже чтобы говорить одно и то же, но каждый день чуууть иначе. В результате вещей получается больше. Денег — значительно меньше. Зато много удовольствия -)
Какой путь ваш?