Слепой тест ароматов: масс-маркет или люкс, 1000 руб. или 20 тысяч?
Всегда ли можно определить цену аромата по его запаху? Даже если у вас натренированный нос? Как выясняется, нет. Или все-таки да?..
Лена и Яна получили по горсточке пробирок — всего 6 штук. Обеим было известно лишь то, что два аромата из этой горсточки стоят в магазинах по 1000 рублей, еще два — 5000, и парочка — больше 15 000 а может и 20 000.
Разнашивали они их долго, вдумчиво, в разных погодных и настроенческих условиях. Получилось ли у них в итоге понять, где масс-маркет, где люкс, а где — дорогая ниша?
Аромат №1
Лена: На первый вдох – акватический свежачок с металлическими нотами. На второй – дерево, пряности и фруктовый сироп. Ощущение, что парфюмера попросили впихнуть все и сразу. Чтобы свежо, сладко, гладко и нигде не выпирало. В итоге носу не за что зацепиться. Дешево и сумбурно. Хотя наверняка стоит около 5000 рублей.
И, пока держу в руках микрофон, дайте пожалуюсь на условия эксперимента. Есть два десятка причин, из-за которых цену духов невозможно угадать по запаху. Масс-маркет может успешно маскироваться под люкс. Ниша может быть халтурно собрана. И практически любой гурманский аромат лично для меня будет звучать дешевле, чем, например, кожаный. Так что я не ставлю перед собой сверхзадачу: яблоки к яблокам, а груши к грушам. Мне хочется дать (условную) оценку – дорого или дешево звучит аромат, а потом сравнить с цифрами на ценнике. Заодно проверить себя, — не изменю ли я мнение, если узнаю, что так себе духи внезапно окажутся породистыми.
Яна: Бодренький джусик. Вполне себе приличный. Пахнет горным воздухом и немного чаем, как в лондонском Fortnum & Mason или парижском Mariage Freres, где любят в чаи подмешивать травки-муравки. Есть также какие-то намеки на колонь, — я бы сказала, даже на бла-а-ародный колонь, если бы он через пару часов не расползался на коже на разнообразные (и совершенно диковинные) клочочки. Травки в одну сторону, муравки — в другую.
Цена — думаю, как раз около 1000 р. Колони и им подобные свежачки вообще редко бывают дороги, а тут еще и качество швов — как у H&M или Zara. Но, если так, то такие деньги за сей аромат вполне можно отдать. Да, на один сезон (читай — час), но ведь задорен и весел! Если флакон лаконичный и красивенький, я б этот джус дарила симпатичным мне мужчинам, — просто так, без повода.
И тоже, пока микрофон не отобрали, скажу. Понятно, что цена аромата на полке не равна цене его ингредиентов и гонорару парфюмера. Понятно также, что флакон имеет не меньшее значение, — даже парфкритики отмечают, что Shalimar из пробирки и Shalimar с кисточкой пахнут по-разному. Наши же пробирки — и вовсе слезы, «пшик» из них не сделать, а диффузия имеет еще большее значение, чем флакон. Но, в общем, самое понятное, что все эти реверансы я пишу с единственной целью. Страшно боюсь облажаться, вот и вся цель:)
На самом деле это…
Аромат Lavender & Black Tea, Cologne-Zation
Цена: 1199 руб./ 100 мл. в «Л’Этуаль»
Аромат №2
Лена: Приличные цитрусы. Без шипучей придури. Когда фреш из грейпфрута и красного апельсина допит, просвечивает кожано-древесное дно.
Так пахнет в итальянских кожгалантерейных. Комнатушка 10х10 метров от пола до потолка завалена чемоданами, сумками, сумочками и перчатками. Очутиться здесь можно, только если пять раз свернул не туда с туристической улицы. И за счет вот таких сбившихся с маршрута бедолаг лавочка и живет.
Итого: стартует, как Atelier Cologne. Финиширует — в духе Escentric Molecules (без Iso E Super, мне кажется, не обошлось). Если стоит 20 тысяч — я пас. Можете мне возразить, но я считаю, что цепляет и завораживает именно стык противоположностей. Холодное/горячее, оверсайз/скинни, черное/белое, сладкое/ соленое. Низкий жанр (граффити) и серьезная тематика (политика). А здесь… здесь нет конфликта. Ровное, ровное сердцебиение.
Надеюсь, все-таки 5000 р.
Яна: А это уже другая чашка чая. И вообще не чай это вовсе, — мята?.. Хотя что-то общее с первым есть. Слегка напоминает зеленый Kryptomint A’Men Mugler, по которому мы дружно фанатели пару лет назад. Спецом нашла, проверила — да, напоминает, но только на первый вдох. На выдохе в этой пробирке уже другое — сырая земля, пыль дорог, стоптанные тимберленды или, точнее, псевдопоношенные концептуальные Rick Owens.
Думаю, дорого. Мужчинам бы не дарила. Вообще никому бы не дарила — подарки $$$, говорят, ставят принимающую их сторону в неловкое положение. Нет, вру. Не дарила бы, но по другой причине: самой надо:)
На самом деле это…
Аромат Time To Target, M.INT
Цена: 15 900 руб./ 70 мл. в ЦУМе.
Аромат №3
Лена: Стерилизованные бинты. Скрипучие больничные койки. Странно, пугающе. Невозможно носить, но разнюхивать интересно. Либо очень дорого и с претензией, либо так дешево, что даже хорошо))
Яна: Сначала вроде цитрусы и тепло, — а потом внезапно такой холодный каменно-металлический привкус, который остается во рту, если на морозе лизнуть перила. Как минимум, интересно. (Я в детстве любила лизать перила зимой, а вы?) И, кстати, кажется, я совсем недавно где-то нюхала вот конкретно этот аромат, или очень похожий. Вспомнить бы еще, где и что?.. Как бы то ни, подозреваю тут работу хорошего парфюмера, ловкача и трюкача. Ну и цену подозреваю не слабую. Может и дороже 20 тр быть, запросто: слишком на любителя духи. А любитель если полюбит — сами знаете, душу заложит, но купит.
На самом деле это…
Аромат Rubinia, Bvlgari.
Цена: 23 760 в ЦУМе.
Аромат №4
Лена: Завод по переработке пластика. Потом — сладко, липко, старомодно и неуклюже. 1000 рублей или около того. Но я бы не отдала ни рубля.
Яна: Так подчеркнуто сладок, что даже обескураживает. Как девица, одетая с ног до головы в розовое. Видишь такую на улице со спины и думаешь: «то ли совсем дурочка, то ли трендсеттер, бросающая вызов условностям». Чтобы ответить на этот вопрос, девицу надо обогнать и посмотреть в лицо. Там обычно всегда написано, кто перед тобой, — не ошибешься. Предполагаю все же, что это была попытка коммерческого аромата, и, соответственно, стоить он будет плюс-минус 5 тр. Хотя лучше бы продавался, если бы стоил 1000, или 20000. При соответствующем выражении лица:)
На самом деле это…
Аромат Nude Eau De Parfum, Alaia
Цена: 5600 руб./ 30 мл. в «Рив Гош».
Аромат №5
Лена: Ой, это такой собирательный образ люксового люкса. Когда берешь с полки один, второй, десятый аромат, а на блоттере — одно и то же. Около 1000 рублей.
Яна: Абсолютно уверена, что коммерческий, и очень ладный. Красота красивая, девочкам нравится, жанр выдержан строго, и в своем жанре он хорош. Только не надо к нему с этой вашей линейкой «Фауста» Гете. Сирень там, цветочки всякие, влажность какая-то есть. (Парфюмер изображал утро? Как бы то ни было, он молодец.) Цена — 5000 — закономерна и оправдана.
На самом деле это…
Аромат Bloom Acqua Di Fiori, Gucci
Цена: 4499 руб./ 30 мл. в «Л’Этуаль».
Аромат №6
Лена: До одури знаком, и это сбивает с толку. Хочется сразу угадать марку и название, но стыдно промахнуться. На первый вдох померещился Chanel №5 L’Eau (если вынуть из него розы)). Хм, Chanel Beige? Скажите скорее, что это – обожаю!)
Яна: Я бы сказала, что это тоже коммерческий ароматец, призванный нравиться. Этакая милая нежнятина. Но перечитала условия и смекнула, что все места в номинации «5 тр» я уже раздала другим сестрам по серьгам:) Ладно, будем рассуждать логически. Имеем: нечто цветочно-высокодуховное. Не плоть и не кровь, а тень-полутень. На дорогой сегмент не тянет: не хватает стейтмента. Для бюджетного — слишком интеллигентен и воспитан. В коммерции — см. выше — места заняты. Окей. Но если бы я была организатором этой публичной порки дерзкого эксперимента, что бы я сделала? Взяла бы лучший из масс-маркета и подсунула его главреду, известному своими нескромными запросами. И пусть мучается. Предположим, что моя логика верна, и Настя поступила именно так. Тогда этот аромат стоит 1000 рублей. Но сколько бы он ни стоил, я бы сама его носила, потому что — ну хорош.
На самом деле это…
Аромат Once Upon a Time Aphrodisia, Brocard
Цена: 1200 руб./ 75 мл. на Pudra.ru.
Выводы
Лена: Да ла-а-а-адно, Aphrodisia? Действительно, однажды пробовала, но не уловила сходство со стилистикой Chanel. Интересно, что скажут эксперты (и в первую очередь Любовь Берлянская, эвалюатор «Брокар», приложившая руку к созданию Aphrodisia): есть ли у Beiges и Once Upon a Time что-то общее? Или я совсем дурак, и такой ассоциации было неоткуда взяться? В любом случае, это единственный аромат из подборки, который я бы носила. Реальная цена не имеет значения, потому что, на мой вкус, то есть нюх, именно эта композиция звучит дорого (раз уж мы ввели такую терминологию; хотя это предмет отдельного разговора – что такое «дорогое звучание»).
В остальном, что и требовалось доказать: ароматы сегмента 15 000 — 20 000 рублей выделяются на фоне остальных. Но это не значит, что от этого они автоматически становятся хорошими. Bvlgari – странный и не носибельный. M.INT — какой-то рубленый: цитрусы – потом, бамц! – пыльная кожа. Мне кажется, этой композиции не хватает цельности. Знаете, бывают фильмы: операторская работа на 5+, актерская игра на 5+, а в целом – не впечатляет.
Разочарована Gucci Bloom Acqua Di Fiori. Первая тубероза Gucci была очень. А эта – простенькая, как стекло.
Давайте чаще устраивать тесты вслепую, и случится еще не одно удивительное открытие. Вот у меня сейчас ощущение, будто встретила отличное вино за 5 евро. Куда, говорите, в редакции вы поставили флакон Aphrodisia?)
Яна: Когда я прозрела и узнала, какие ароматы мы на самом деле пробовали, чувствовала себя, как человек, выигравший миллион по трамвайному билету:) То есть незаслуженным счастливчиком. Если честно, ориентировалась я вообще, в основном, не на чувства, а на разум, не на нос, а на логику. Шаг N1 — определить коммерческие ароматы, призванные понравиться всем — сделать было проще. Шаг N2 — понять, где «ниша», где «масс-маркет» — сложнее. Лена права, говоря, что нынешняя ниша может выглядеть (и тем более пахнуть, флаконов-то мы не видели), как угодно. Не согласна с Лениными оценками, — все, участвующие в тесте ароматы скроены нормально, с учетом возложенных на них задач, и здесь респект нашей Насте Сураевой, которая, как редактор проекта, нашла максимально пригодные для такого теста духи.
Но носить не буду ни один, и вовсе не потому, что они плохие. Просто все они теперь ассоциируются у меня не с небом, морем, облаками, кожей, бергамотом или чем там еще, а с моим личным страхом не облажаться. Хотя, может, время пройдет, вспотевшие ладони высохнут, и к Bvlgari и M.INT, а также к Aphrodisia я еще вернусь.
И кстати! Я поняла, где недавно слышала эту самую Rubinia, Bvlgari. Неделю или две назад марка пригласила журналистов в Кремль, на выставку драгоценностей Bvlgаri. (Выставка — отвал башки, 500 уникальных колье, сотуаров, диадем с изумрудами неподъемной каратности, в которых, как в капле воды, отражается вся мировая история: королевские страсти, звездные падения и взлеты. Длится до января, бегите все%) А после нее — в бутик в ГУМ, пообщаться и понюхать интересное. И там я Rubinia и втянула. Но, конечно, не сопоставила запах из пробирки с запахом из головокружительно-монументального флакона:) Ну надо же!