Независимый
Ресурс
О красоте

Как менялся мир и бьюти-реклама: 1920 — 2019

Лена Коренькова
Лена Коренькова 26 апреля 2019 44
Как менялся мир и бьюти-реклама: 1920 — 2019

Накануне «Ночи пожирателей рекламы» Лена Коренькова рассматривает винтажные бьюти-постеры и старые глянцевые журналы и размышляет, как менялись они — и мы.

Сегодня — «Ночь пожирателей рекламы». В кинотеатрах покажут лучшие проморолики. Почему это мероприятие всегда собирает полные залы? Потому, что в рекламе, как в капле воды Chanel №5, отражается весь мир — с его внезапными открытиями, горячими протестами и отчаянными прорывами.

Мы решили, это отличный повод проследить, как изменилась с начала XX века (то есть фактически с момента своего появления) реклама духов и помад, и что это все значит.


1920-е: все может рухнуть в один миг. Так что идите куда подальше, прихватив свои нравоучения

Пока мужчины сражаются в окопах Первой мировой, женщины работают в госпиталях, на заводах и фабриках. Они осваивают новую социальную роль, и после окончания войны выясняется, что эта роль им, в целом, нравится. По крайней мере, никто не торопится отказаться от независимости, будто это платье, которое нужно сдать в магазин. Вековые стереотипы стираются, как слой накипи.

Подтверждение находим на иллюстрированных обложках журнала Vogue.

img.php

Обложка журнала Vogue, июнь 1918, иллюстратор Жорж Лепап.

georges-lepape--21

Обложка Vogue, январь 1925, Жорж Лепап.

Подолы и корсеты – прочь, длинные локоны – долой. В рекламной кампании лаков для ногтей Cutex появляется девушка-гарсон: волосы коротко острижены, губы выкрашены в красный, в руке — сигарета.

75428631045d5306940e1e8c4c447e33

«Cutex представляет новый лак для ногтей в насыщенном розовом оттенке», 1926.

2-format70394

Реклама краски для волос L’Oreal в журнале Harper’s Bazaar, 1927.

Европейские и американские суфражистки добиваются избирательных прав для женщин. Мир накрывает первая волна феминизма.

5f07eca1cee43da1cda25de7bc6a4d3e--perfume-ad-vintage-perfume

Реклама духов Guerlain Shalimar, иллюстратор Lyse Darcy, 1929.

b5cde57eb6afc3b81d0bb4e1a5db2bc5

Реклама помады Rouges a Levres, Guerlain, иллюстратор Lyse Darcy, 1935.

5a72ad196e5b4d4fa0f89f49fea9fcbb

Реклама парфюмерного дома Guerlain, иилюстратор Lyse Darcy, 1949.

Но у всякой медали две стороны. То, что вечером за бокалом бренди звучит как: «Виват, финансовая и эмоциональная независимость!», поутру оборачивается понятным и таким человеческим страхом перед бытовыми трудностями. В начале XX века этих трудностей было достаточно.

А мужчин, наоборот, не хватало.

Творцы рекламных брошюр быстро нащупали болевую точку: «Купи, а то муж уйдет к другой». Страх остаться без мужчины останется одним из ключевых инструментов маркетинга на многие десятилетия.

Реклама Palmolive, 1938.

«Ваш муж женился бы на вас снова?» Реклама Palmolive, 1938.

Война напомнила о зыбкости почвы под ногами. В умах произошел тектонический сдвиг. Завтра может не наступить. Богатство – обернуться ничем. Семейное счастье – одиночеством. И уж если на выжженой артиллерийскими снарядами земле растет цветок, его нужно сохранить.

Сродни этому цветку – красота. Косметологические салоны Helena Rubinstein и Elizabeth Arden, несмотря на обморочный ценник, чувствуют себя как нельзя лучше.

500-1925-april-p-105-info-for-p-28-kleenex-cold-cream-eliz-arden-ads-3-2

«Уход за лицом Elizabeth Arden», журнал Delineator, апрель 1925.

Поскольку непонятно, «что» и «как» наступит завтра, сегодня жить нужно на всю катушку. Джаз. Танцы. Кино. Ночи без сна. Дорогущие духи. Пудра для спорта. Масло для загара. Косметика поддерживает концепцию «лови момент и миг удачи». На курортах Лазурного берега еще никто не озабочен сохранением белоснежного лица и не думает о «преждевременных морщинах». Все жадно стремятся получить свою долю ультрафиолета — и удовольствия.

IMG_4633-17-09-18-11-40

Разворот французского Vogue, декабрь 1928. Среди духов и многочисленных кремов – пудра для занятий спортом.

93b9eea0270aef5e82a564e31c315b57

Масло для загара Chanel, 1927.

ec0b23b2daf52df4ee79357fb97cccaa

Реклама духов Guerlain Vol de Nuit, 1933.


1930-е: жутко громко и запредельно близко

Мир накрывает экономический кризис. Политический котел бурлит, но пока не закипает. Технический прогресс идет напролом. Vogue впервые размещает на обложке цветную фотографию, большинство рекламных постеров тоже говорят ч/б «пока-пока!».

Поскольку больше не нужно описывать эффект косметики словами, в дамки выходят тени для век. Они существовали и раньше (Elizabeth Arden выпускал их с 1914 года), но не слишком пользовались популярностью: рассмотреть оттенки на монохромных снимках невозможно.

Теперь, вот, пожалуйста — макияж в синих тонах:

maybelline-1930

«Попробуйте тени Maybelline», 1930.

Или в зеленых:

71ee58741d03f977f0896f544012edb7

«Три простых шага к привлекательности», 1930.

Спасибо Голливуду, яркий макияж перестает быть уделом падших женщин и двинутых смелых эмансипэ. В 1933 году Vogue сделает смелое заявление и назовет нанесение помады «одним из самых важных жестов столетия».

b1e148d8f7406189c7a7f84bb1655142

Реклама помады Lancome, 1935.

a07382fb3afce10c5b2d2a2ba67e41c9

Реклама помады Guerlain Rouge Automatique, 1936.

Guerlain, 1938.

Реклама помады Guerlain, иллюстратор Lyse Darcy, 1938.

Появляется телевидение. Вместе с количеством рекламы растет конкуренция и изобретательность. Чарльз Ревсон предлагает купить не просто лак или помаду, а комбинацию «цвет-в-цвет».

9e10c215-f9cb-44bb-920e-502ca006d952-1

1942-revlon

Индустрия приходит к двум важным выводам. Во-первых, звездные актрисы успешно продают товар. Мессидж: «Станьте так же прекрасны, как она, купив баночку всего за…» – в той или иной форме работает до сих пор. Во-вторых, косметика закрепляет за собой статус самого демократичного предмета роскоши. Повторить макияж Джин Харлоу или Элеонор Пауэлл проще и дешевле, чем купить платье, как у них.

2300a0dcfff7de195c978778dbcaec64

Джин Харлоу на обложке журнала Photoplay, 1931.

183f6b0ac8cc69ac0ce804e0c22714b0

Урок макияжа в стиле Джин Харлоу, Photoplay, май 1933.

99341bc1c76fb515a792a73b43886b27

Инструкция по нанесению макияжа от американской актрисы Элинор Пауэлл.

Джоан Кроуфорд для Max Factor, 1933.

Актриса Джоан Кроуфорд для Max Factor, 1933.


1940-е: красота вопреки

Во время Второй мировой войны реклама объявляет, что сохранять лицо – патриотический долг каждой женщины: «Возможно, тяжелые времена заложили морщины там, где их не было, но вы должны во что бы то ни стало излучать оптимизм». Впрочем, напоминания излишни. Те немногие девушки, у которых есть возможность, и так пользуются помадой, делая вид, что войны нет.

Advertisement for Helena Rubinstein beauty treatments, asking, 'Is your's a war face'? It It claims that 99 out of a 100 women were showing the strain...

Elizabeth Arden выпускает косметику для женщин-морских пехотинцев. Оттенок красной помады совпадает с цветом деталей на униформе.

beauty-3-1

Elizabeth Arden, 1940-е.

BH1434

Elizabeth Arden, 1940-е.

«Ваши глаза – какими он представлял их в разлуке», – увещевает Maybelline.

289636E300000578-3080765-Claim_to_fame_By_1942_Maybelline_was_the_world_s_largest_selling-a-44_1431618700259

К концу десятилетия — слава новым технологиям! — появляется перламутр, помады становятся стойкими, выпускаются первые палетки теней. Правда, оттенки пока рекомендуется использовать по отдельности, слово «растушевка» еще не вошло в лексикон. И вообще, затейливый макияж – точно не главная головная боль послевоенного времени.

Jean-Patchett-Photos-Irving-Penn-Body-Magnified-Vogue-Feb-1949-009-Eyes-Combo1-1024x698

Vogue февраль 1949 г., фото Ирвина Пенна

3.-Jean-Patchett-Photos-Irving-Penn-Body-Magnified-Vogue-Feb-1949-005-Hair-Combo-1024x695

Vogue февраль 1949 г., фото Ирвина Пенна


1950-е: шаг вперед и два назад

На вопрос интервьюера журнала Life: «Что вы надеваете на ночь?», Мэрилин Монро отвечает: «Несколько капель Chanel №5». Позволить роскошную жизнь после всех войн могут единицы. Однако каждая девушка мечтает прикоснуться к ней хоть краешком платья или хотя бы подглядеть в замочную скважину. Появляется официальное понятие «лицо марки».

article-0-18C9115600000578-634_634x886

Фотограф Ed Feingersh, 1954.

Life Magazine, 1952.

Мэрилин Монро в рекламе косметики Westmore, Life Magazine, 1952.

1957

Одри Хепберн – лицо модного дома Givenchy и аромата L’Interdit,1964.

Но звезды сияют на небе, а главное достоинство земной женщины в 1950-х — покладистость. Ее задача — найти и удержать мужа. Мужчин не хватает, и идея равенства полов временно забыта.

Зато появляются знаменитые «Правила хорошей жены»: к приходу мужа нужно поправить макияж и прическу и продемонстрировать готовность доставить ему удовольствие. «Пусть он говорит первым – помни, его темы для разговора важнее твоих. Хорошая жена знает свое место».

12563779

На этом фоне рекламная кампания Avon “Ding Dong Avon Сalling”, которая предлагает женщинам бизнес по распространению косметики, выглядит самым здравым манифестом десятилетия. За три года число представителей марки увеличивается до 100 тысяч.

9d90f5_lbox

Реклама Avon, 1957.

136665_lbox

Реклама Avon, 1957.


1960-е: мое тело – мое дело

В Америке и Англии одобрены противозачаточные препараты. В журналах появляется больше съемок «ню», Cosmopolian пишет о сексе до брака как о само собой разумеющейся вещи. Начинается парад сексуальной независимости.

Косметика больше не является крючком, на который нужно поймать мужа. Пусть ловятся все подряд, там разберемся. Тушь и тени — козырные тузы в игре между «эМ» и «Жэ». Мир наконец залечил послевоенные раны, он опьянен и развлекается, как первокурсница на празднике совершеннолетия.

Maybelline, 1969.

«Сила взгляда», Maybelline, 1969.

1967 Ponds Angel Face lipsticks.

«Будь сокрушительна, осмелься заполучить своего мужчину», Angel Face, 1967.

Heather Hewitt, Aziza eye make-up ad, Harper's Bazaar, June 1960

«Самый опасный взгляд из всех существующих», Aziza, 1960.

Параллельно начинает развиваться другая тема, — еще неокрепшая и, по всей вероятности, не осмысленная, но именно она определит стиль бьюти-рекламы на десятилетия. Не зря говорят, что гении читают там, где не написано.

Фотограф Ирвин Пенн делает кадры для Clinique и Chanel, в которых нет актрис, моделей и призывов. Крем сам по себе выступает предметом искусства. Им хочется обладать, как драгоценностью, а не потому, что Мерилин или Одри наносит его перед сном.

119090_1372029

Инвин Пенн для Clinique, 1968.

3-Chanel-Products-Irving-Penn

Ирвин Пенн для Chanel, 1968.

Серж Лютанс, на тот момент — креативный директор Dior, напротив, не фокусируется на товаре. Он делает моделям макияж от кутюр, который не предназначен для того, чтобы его повторили перед походом в булочную или театр.

Абстрактный образ вызывает эмоцию, настроение, ассоциативный ряд.

Serge Lutens, Advertising visual, Les Cuivrés, Fall/Winter 1970.

Серж Лютанс для Dior, 1970.

Серж Лютанс для Dior, 1969.

Серж Лютанс для Dior, 1969.

Снимок экрана 2019-03-25 в 9.35.09

Серж Лютанс для Dior, 1972.

У работ Ирвина Пенна и Сержа Лютанса нет видимых общих черт, но суть у них одна. Они рисуют мечту, образ, который существует вне реального мира, и не называют конкретных причин, почему вы должны купить это немедленно. Нигде не указано, что стойкость лака — N дней, а всякий мужчина падет ниц перед таким маникюром.


1970-е: We Will Rock You!

Оксфордский университет начинает принимать в ряды своих студентов женщин. Маргарет Тэтчер становится премьер-министром, а на промо-имидже аромата Revlon Charlie девушка в строгом брючном костюме уверенно шагает к цели. И эта цель — не муж.

c9dba84c5b80fb9f53caa512b9a440bd

Реклама аромата Charlie,Шелли Хак, Revlon, 1973

1970s-usa-revlon-charlie-magazine-advert-EXTJJC

Реклама аромата Charlie, Шелли Хак, Revlon, 1979.

1970s-uk-charlie-revlon-magazine-advert-EXR36HКстати, обратите внимание на флакон – почти унисекс.

Макияж становится атрибутом субкультур, и их теперь – не перечесть. Хип-хоп, рейв, панк, хиппи – все родом из рабочего класса. Новой покупательнице плевать, как посмотрят на её пудреницу в ресторане, потому что в ресторане она не бывает. Ей бы чумовых оттенков, а на сдачу – купить выпивку в ночном клубе.

Сейчас сложно представить, что серьезный рокер может выпустить декоративную косметику. А в 1970-е – запросто, потому что рейв и фан. Элис Купер создает тушь унисекс. Она называется «Whiplash» («Плеть») и стоит $2.95. В форме для заказа просят указать пол: мужской, женский или «другой».

tumblr_nudjjdUJaA1r8tdwco1_500

«Освободи свой взгляд при помощи унисекс-туши Элиса Купера», Whiplash, 1973.

В индустрии прекрасно уживаются два диаметрально разных концепта.

С одной стороны, естественный макияж: «Я красива от природы, и мне не нужно рисовать ваши адовы стрелки, чтобы чувствовать себя привлекательной».

Babe makeup - 1977

«Я люблю тебя без макияжа, детка», Марго Хэмингуэй, Babe makeup,1977.

37e756f4170057d56ed5c28a261de3f3

«Незаметный макияж – способ почувствовать свою красоту», Сьюзи Блейкли, Cover Girl.

Ким Бэсингер

С другой – мейк как свобода слова. Самовыражение, а не статус. Харизма, а не классическая красота.

1970 ad for Max Factor's eye make-up

Max Factor, 1970.

1974

Реклама карандашей для век Boots 17, 1974.


1980-е: любите что угодно, главное, погромче

Выступление Мадонны на премии MTV Video Music Awards производит эффект разорвавшейся бомбы. Исполняя Like a Virgin, она случайно ломает каблук, валяется на сцене в свадебном платье и позволяет рассмотреть её нижнее белье.

В макияже — как на сцене: возможно все.

Aly Dunne 1987

«Мадонна? Нет, Maybelline», 1987.

ce0fb4ba27e665df2dade91509af752b

«Абсолютная новика, двухцветные помады», Эли Дюнн, Guerlain, 1987.

1988

Dior, коллекция осень-зима 1988.


1990-е: 90 х 60 х 90

Возвращается идея «sex sells». Лица моделей застыли в полуулыбке. Взгляд – томный и отрешенный. Холодная, безупречная красота, к которой можно прикоснуться… купив палетку или помаду. Мне кажется, или мы это уже проходили?

74493_original

Dior, 1999.

782d4833eed252b1b704cb9b5e824f96

Dior, 1999.

Интересная деталь: ни next-door-girl Дженнифер Энистон, ни красотку-милашку Джулию Робертс не приглашают в кампании брендов первой величины. Они слишком земные и не дотягивают до идеального идеала. А рекламные постеры 1990-х годов шепчут – присмотритесь и прислушайтесь – шепчут, что такой косметики достойны самые избранные из избранных. И лишь по некоему недоразумению её можно купить в ближайшем универмаге.

b7fc0b1f25ccc82e50eb9b240ce69b63

Givenchy, 1990.

Что ж, записываемся на аэробику, садимся на диету и становимся в очередь за уникальными штуками, которые теперь выходят в лимитированных коллекциях каждый сезон.

5bdb4eb76b68280a53e349652223c630

Yves Saint Laurent, 1992.

hanel, 1992 Model : Patricia Van Ryckeghem

Реклама средства против целлюлита, Chanel, 1992.


2000-е: центр вселенной – это я!

Здравствуй, интернет. Чтобы быть услышанными, бренды, как курильщики в тамбуре, перекрикивают друг друга. Их обещания звучат сенсационно и до идиотизма неправдоподобно. «Ресницы длиннее на 200%». Нет, «На 300%!» В доказательство опахала устрашающе вытягивают при помощи «фотошопа».

Emily Didonato

fa6b9a87eb48e9c6ffb4865b81963d0b

L'Oréal Paris Cosmetic Advertising with Noemie Lenoir

L’Oréal Paris, 2008.

Новые трендсеттеры – it-girls. Не всегда красотки и не обязательно умницы. Просто модные тусовщицы без определенного рода деятельности. Сложно представить, сколько флаконов автозагара продала Пэрис Хилтон, хотя никогда их не рекламировала. Но спасибо двухтысячным, у нее хотя бы не было личного бренда косметики – в отличие от певиц, которые щедро штамповали ароматы имени себя.

2006

Реклама духов Jennifer Lopez Live, 2005.

jennifer-lopez-live-luxe-poster-1-600x600_0

Реклама духов Jennifer Lopez Live Luxe, 2005.

В нулевые все поголовно сходят с ума от собственной крутости и уникальности. Если бы Коперник жил в 21 веке, он бы научно доказал, что земля вращается не вокруг солнца, а вокруг «я». В рекламе опять звучат слоганы: «Ведь вы этого достойны!»

Но, поскольку это не лечится, идем дальше, к кое-чему более важному.

У рекламы появляется социальный подтекст, и одним из первых выступает Dove. В кампании «Real Truth About Beauty» появляются обычные женщины. Как бы сказали в 90-е: «с несовершенствами». Рафинированная индустрия, которая до сих пор оставляла их вне поля зрения, получила хорошего пинка под зад.

OGIM_04028_0051903A

«Укрепляющая линия. Протестирована на реальных изгибах тела», Dove, 2004.

Да, тут не обошлось без фотошопа, но на революционный характер события это не влияет.

alvarez-1

Эта реклама, безусловно, важная и нужная, взбодрила воду в застоявшемся болоте. Но не замечаете ли вы противоречия? Нельзя утверждать, что канонов красоты нет, и одновременно — то, что ты им не соответствуешь:) Соответствовать (или нет) — можно только тому, что все-таки существует.

С одной стороны: «Я такая, какая есть, и я красива». Логичное продолжение темы эгоцентризма, между прочим. С другой стороны: «Хочу гладкую кожу, ухоженные волосы и.т.п». Ну, раз пользуюсь средствами Dove?..

Есть над чем подумать.


2010-е:

И — поехали. Каждая марка «топит» за идею. Чем громче звон бьющихся стереотипов, тем больше пользователей поставит лайк и сделает репост в соцсетях.

«Не судите по внешности, да не судимы будете». Не верится, что это слова бьюти-бренда, а конкретно – Shiseido.

«Не нужно стесняться себя и своего выбора», – официальная позиция MAC.

Cfdx-l6UAAAseWo

Вырученные средства от продажи помад MAC х Кейтлин Дженнер передаются фонду по борьбе со СПИДом для поддержки трансгендерного сообщества. Кампания 2017 года.

«Кто сказал, что Chanel №5 — женские духи, а декоративная косметика- не мужское дело?», – мессидж не новый, но впервые озвучен брендом первого эшелона.

brad-pitt-chanel-no-5

Бред Питт — лицо аромата Chanel №5, 2012.

https---blogs-images.forbes.com-tiffanyleigh-files-2018-08-MA2018_22_0117-1200x1597

Запуск мужской линии декоративной косметики Boy de Chanel, 2019.

«Виртуальный мир – такой же реальный». Директор по макияжу Dior Питер Филипс делает макияж модели Noonoouri, у которой 256 тысяч подписчиков.

Peter-Phillips-and-Noonoouri

Питер Филлипс, креативный директор Dior, делает макияж виртуальной модели с помощью средств линии Backstage. 2018.


Пока я разбирала, а потом вновь собирала минувшее столетие по кусочкам, у меня в голове крутилась мысль.

Ясно, что и в XXII веке марки будут продавать нам все то же — и все под тем же горячим соусом «актуальные умонастроения общества». Что на hot-повестке дня, тем и приправят.

Меняться эта повестка будет еще быстрей. И, главное, в один и тот же отрезок времени количество этих повесток будет еще больше. Потому что теперь в мире нет ни усредненного «собирательного образа потребителя», ни универсальной ценности, которая была бы созвучна всем и каждому (окей, большинству). Гаджеты знают нас лучше, чем мама с папой: где мы обедаем, куда ездим, что гуглим. У меня на мониторе всплывает одна реклама, у моей подруги – другая.

Интересно, сможем ли мы вообще назвать ключевую идею рекламы 2020-2030 годов? А 2040-2050?

Но какой бы она – или они – ни были, один закон соблюдается всегда.

Мы молоды, пока нестаро мыслим.


Читайте также:

(28 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...