Независимый
Ресурс
О красоте

Новогодний маршрут: в Эстонию, за Рождеством и за главным

Яна Зубцова
Яна Зубцова 25 декабря 2019 71
Новогодний маршрут: в Эстонию, за Рождеством и за главным

Глядя на дождь и автомобильную толчею за московскими окнами, Яна вспоминает Таллин и Тарту, где вместо дождя был снег, вместо пробок — воля, вместо хмари — предвкушение. В посте много фоток и мало практического смысла, но таким уж он уродился.

Сегодня католики празднуют Рождество, а я за них радуюсь и хочу в Таллин, где была всего пару недель назад. И немного завидую.

Почему завидую?

Ну, мне кажется, у католиков, даже у экс-советских католиков Рождество какое-то более всамделишное, чем у православных христиан. Возможно, я ошибаюсь, даже скорее всего, но издалека ведь все видно капельку расплывчато, не так жестко и жестоко. «Мягкий фокус», называют этот прием фотографы.

Так вот, про Рождество. Его у католиков никто не смог всерьез отобрать, сколько ни пытались. Оно продолжалось всегда, с этими рождественскими ярмарками, имбирными человечками, венками и фонариками, и подарочными носками, и копеечным глинтвейном на площадях. А все, что не выкорчевывается насильственно, потом не требует такого же насильственного внедрения на некогда родную почву. Не требует химических удобрений в виде крупных планов президента в XXC, не требует агрессивной кристмас-бутафории на Тверской, и перекрытия всех дорог, и тех нагромождений смыслов, подсмыслов, текстов и подтекстов, которыми сейчас сопровождается Рождество в России.

Если что, я верующий человек. Если что, я люблю эту страну, хотя мне часто за нее стыдно. (Это ремарка на случай каментов в жанре «вы опять продали Родину, и за сколько шекелей, и где я могу получить свою долю?».) Но настроение, когда просыпаешься, улыбаешься, смотришь на будильник и знаешь, что в 12-35, ну, край в 12-67 (у меня такое время бывает на часах, а у вас?:) случится чудо — настигает меня не дома.

А может, дело не только и не столько в мировой истории, но и в масштабах. «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». (С) Рождество — камерный праздник. В камерных городах с ним обходятся по-свойски, отчего оно ближе.

А может, люди, когда путешествуют, становятся немного детьми, и без нарощенного скептицизма взирают вокруг, и поэтому путешествия так нужны и важны.

Я не знаю.


Я не знаю, почему именно Таллин и его Ратушная площадь была признана Forbes лучшей европейской рождественской площадью (!), но это правда. На этой площади — в кафе с окнами на нее — начинается Рождество.

На этой площади всего 30, ну 40 палаток. В палатках ничего особенного не продают, тот же глинтвейн, те же носки, и хлеб, и сыр.

Отчего эти палатки, однако, такие прекрасные? Я не знаю.

В окрестных кафе, откровенно туристических, тоже ничего волшебного не наливают. Почему я готова цедить этот ординарный бокал и смотреть сквозь него в окно вечность? Опять не знаю.

А из Ратушной таллинской аптеки, считающейся самой старинной в Европе («Raeapteek впервые распахнула свои двери», — как бы сказал скучный экскурсовод — «в начале XV века, и с тех пор…») — вид на площадь был сквозь средневековые склянки.

И пусть склянки, допустим, псевдо-средневековые, зато Рождество всамделишное.

В витринах Raeapteek — знатные снадобья: порошки из сожженных пчел и ежей (не спрашивайте, от чего они должны были помогать), рецепты от головной боли (пососать лягушку) и душевных травм (выпить водки. Ну, слава Богу, хоть что-то не изменилось).

Еще здесь продавали кофе. Но исключительно мужчинам: считалось, что у женщин этот напиток вызывает приступы истерики. И порох продавали — всем, вне зависимости от пола. Видимо, кофе опаснее.

Я разглядывала баночки с вазелином и колбочки с обугленными останками ежиков и думала: что скажут о нас потомки, изучая ассортимент наших аптек и добавки с iHerb через пару веков?..


Мы жили в отеле Telegraaf, это три шага от Ратушной площади. История у него тоже нарядная, строил здание питерский архитектор Питер Шрейнберг в конце XIX века, телеграфом оно стало в начале XX, а чем больше историй, тем сильнее ощущение сказки, а чем больше сказок — тем, опять-таки, Рождество ближе.

Кроме расположения, отель хорош своим рестораном «Чайковский» с видом в небо и завтраками. (Говорят, хорош и ужинами, но проверить не случилось.)

И архивными фотками хорош…

Телеграфистки из 1930-х. Такие прически еще донашивали наши бабушки.

… и олдскульными телефонами, которые работают. Я покрутила диск, чуть не сломала ноготь и опять задумалась: через сколько лет никто из постояльцев не сможет сообразить, что это за загадочный девайс? Возите детей, чтобы не выросли марсианами. ( И вообще, возите в Таллин детей!)

…А плох отель отсутствием даже минимального gym’a. Вообще нет спортзала, ну как так?.. И спа с бассейном открывается после 15 часов, а утром и не поплавать. Хотя сам спа неплох, я даже сделала контрольный лимфодренажный массаж, чтобы это проверить. Задала на ресепшен вопрос про отсутствие спортзала, извинились, покивали, сказали, что скоро будет.

Зато благодаря отсутствию спортзала я в 8-00, как зайчик, выбегала на outdoor пробежку. Кроссовки скользили по брусчатке нещадно, было холодно, нос тек соплями.

Зато я видела Ратушную площадь, когда все было синим, а она только просыпалась, хозяева лавок выгружали рождественский скарб, развешивали носочки и шапочки.

Зато я видела, как создается Рождество — не то, какое показывают по телевизору, а рукотворное. Почему я не купила там носки всем друзьям?.. Потому что бегала без рюкзака?.. Глупость полнейшая, конечно.

Зато я купила елочных игрушек — в магазине норвежско-эстонского бренда Shishi. Магазин глобально специализируется на домашнем декоре, в ноябре-декабре же — на шарах, снежинках, гирляндах, свечах, сосульках и кристмас-грузовичках.

Сюда стоит идти, как минимум, за вдохновением. А в тот момент, когда вы, сто раз восторженно ахнув, взглянете на ценники и ощутите их остренькие зубки (да, покусываются), имейте в виду: если зайти за угол, из дверей налево, прямо, через арку и опять налево — там Shushi-аутлет, где игрушки прошлых коллекций, а цены дружелюбнее. Но я еще не видела ни один шар и ни одну гирлянду с истекшим сроком годности. Им-то возраст точно идет на пользу.


А, важное. Зайдите утром в Таллине в переулок на Vene 6, называется Дворик Мастеров, там домишки пережили пожары, войны и интриги всех веков, и играет Вертинский (из патефона?).

«Утомленное солнце нежно с морем проща-а-а-алось».

Именно утром идите. Потом будет толпа, которая, как обычно, затопчет все сказки.

А в 9-00 только дяденька сидит, курит и пьет кофе. Надеюсь, вам повезет, и он будет так же сидеть, курить и пить.

Рождество не всегда бьет наотмашь всеми своими джингл-беллами. Бывает и будничным.


…А в Тарту мы жили в отеле с нежным именем Lydia. Оказался славный новенький отель, с балкончиков — черепитчатые крыши и вечный колокольный звон.

Утром услышала этот звон, выскочила с телефоном… и… сняла соседа-красавца, который тоже выскочил с телефоном. И-и-и им оказался тот же Вова Пожидаев. Было смешно.

А вечером на тартуской Ратушной площади давали вторую серию эстонской рождественской сказки.

Вот здание ратуши, с балкона которого мэр Тарту объявляет, что Christmas is coming, и надо на неделю забыть все распри (если вы вдруг до этого еще не), и только любить друг друга, и радоваться.

А вот огромная елка, стоя рядом с которой самый взрослый человек почувствует себя маленьким. (Подозреваю, вообще-то в этом и есть главный смысл Рождества.)

А вот сто стеклянных павильончиков, все начиненные разным, но во всех одинаково тепло (и это кстати, снаружи промозгло), в некоторых наливают кофе и тот же глинтвейн:

… А в некоторых малыши плещутся в сене. Давно не видела никого счастливее:

…А в некоторых принимаются послания Санта Клаусу, Деду Морозу и всем, кто у вас отвечает за сбычу мечт:

Стопудово будет.


А еще в Тарту я наряжала елку (ну, почти наряжала), растущую на потолке. Или я стояла на потолке, а елка — где положено. Как хотите, так и думайте, у нас плюрализм.

Милая забава, называется Tagurpidimaja, он же «Дом вверх тормашками». И, по факту, это точная иллюстрация моей жизни.

Дом построен под углом примерно 45 градусов, на входе выдают специальные очки, которые позволяют перемещаться без риска увечий, и кажется, что кровати и кресла прибиты к потолку, а все, что обычно должно быть прибито к потолку (например, люстры) болтается под ногами.

Как-то так все выглядит снаружи.

Тем, у кого проблемы с вестибулярным аппаратом, лучше надолго там не оставаться. Но зайти, чтобы запилить несколько фоточек — маст. Особенно если с детьми. Забавно еще, что интерьеры домика меняются, под Рождество подогнали вот ёлочку, молодцы.

В Москве на Арбате тоже есть такое заведение, и модель в рекламном ролике носит тот же головной убор, что и наша Оля (розовую повязку O, my!). Но в Москве взрослым людям вроде меня и так хватает поводов постоять на голове, и я затрудняюсь представить, что должно случиться, чтобы меня занесло в этот домик на Арбате. А турист — он, как я уже сказала, и есть ребенок: открыт всему, до всего жаден, о последствиях не беспокоится, ибо знает: уедет — все встанет на свои места.


Нужны ли вам после этого наводки на рестораны, выставки и другие усилители рождественского вкуса?

Ресторан Ore в старом Таллине. Определенно заслуживает всех звезд.

Подозреваю, нужны, потому что есть неминуемо захочется, особенно после глинтвейна (скачок сахара в крови и зверский голод после, слышали же, да?:). И культурки захочется. Ловите несколько точек, которые, как минимум, не испортят чуда, а могут его усилить.

  • В Таллине — must — центр виртуальной реальности Proto (15 минут на такси от Старого города, и тут же магазин Shushi), где вы точно станете ребенком, если даже до этого сдерживались. Огромный ангар (в прошлом — завод по строительству подводных лодок) набит виртуальными развлечениями под завязку.

Что такое виртуальные развлечения, знаете? Я не знала, хотя в Москве они тоже есть. Фишка в том, что вас — в специальных очках — погружают в другую реальность, и выплывайте, как хотите.

Можно погонять по трассе «Формулы-1»:

А хотите — велогонку? На макете-треке будет ездить ваше виртуальное транспортное средство, и его скорость зависит от интенсивности, с которой вы вращаете педали. И фитнес, опять-таки:)

А не хотите фитнеса — поезжайте в карете, словите ощущение, что тащитесь со всем этим багажом из Москвы в Петербург восьмые сутки и вот-вот встретите поручика Лермонтова:

Центр Proto совсем новенький, открылся три месяца как. И это лучший анти-эйдж комплекс, минус 25 лет я вам гарантирую на время пребывания. А если сможете зафиксировать и запомнить это ощущение себя ребенком, возможен и пролонгированный эффект.


  • В трех шагах от Proto — ресторан Lore Bistro, где настоящий камин, который топят настоящими дровами…

отменная фьюжн-кухня…

…и концепт: еда, которую можно и нужно шерить на всех. Это сближает не хуже Рождества.

А за окнами море и опять-таки елка, и она большая-пребольшая:


  • В Таллине же — обязательно — центр фотографии Fotografiska, где проходят отличные выставки (если повезет, попадете на что-то мегаинтересное).

И наверху, на последнем этаже — концептуальный ресторан Zero Waste. Ноль отходов, ноль мусора, самый дорогой девайс в ресторане — компостная машина, как нам было сказано. Подача при этом — гастрономическая, кухня — гурманская.

Но еще более гурманский — вид на Таллин с открытой террасы.


И, чтобы покончить уже, наконец, с едой в Таллине — ресторан Leib, он же «хлеб», и хлеб тут дивный, по рецепту бабушки шеф-повара.

И не только хлеб, если честно, дивный.

А потом сразу в Proto на велогонки, я вас предупреждала:)

И — спойлер — тут недавно откушивал Роберт Патиссон, режиссер Кристофер Нолан и вся съемочная группа фильма (то ли драма, то ли триллер), который скоро выйдет и, говорят, будет самым дорогим в истории кинематографа. Но вовсе не потому, что в смету включен ужин в Leib, нет, тут более-менее демократично все же.


  • В Тарту же обязательно идите в Национальный музей Эстонии. И подавите зевки, даже если музеи терпеть не можете в принципе. Он настолько стоит внимания, что тянет на отдельную статью.

Это не музей в скучном понимании этого слова, а место, где пересеклись история, философия, мода и современное искусство. Там есть большой зал с открытками и конвертами писем, которые люди слали друг другу до эпохи what’s up, телевизоры, по которым смотрели новости до интернета..

…И наряды, которые носили модники в XVII и XX веке, и даже ваша школьная форма там есть.

Но это уже другая тема, не рождественская, а глобальная.


Или просто гуляйте по Тарту. Одевайтесь только теплее, и проверьте, чтобы молнии на пуховиках работали. Мой чуть не сдуло.


  • И еще одно, последнее, почти тайное место, никогда без меня не узнаете:) Но в Тарту есть район Aparaaditehas, в прошлом — завод, как мы любим, сейчас же — творческий городок, где много всего занятного происходит, и магазинчики, и ресторанчики, и мастер-классы. И там наверху мастерская, где девушка по имени Анни Ансман учит делать елочные украшения из остатков кожи, которые вы полюбите больше, чем самые нарядные шары из Shishi.

Вот что у меня теперь есть. Сделано собственными руками.

Ни кожу, ни инструменты приносить не нужно. Приносить нужно только искренний интерес и любовь.

Есть дети — захватите их, им понравится. Тем более, что у Анни в мастерской живет вот такой 8-месячный красавец.

Он очень добрый. Не царапается.


Тут, собственно, можно было бы ставить точку. Самое время. Но можно я повторю одну фоточку? Чтобы наверняка.


(32 оценок, среднее: 4,84 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...