Легко ли производить санитайзеры в России?
«Да чего там делать — спирт и глицерин»? Рассказываем, как все это происходит на самом деле.
После прямого эфира в Instagram с создательницей марки Great Trotter Юлией Чекановой мы поговорили с другими российскими компаниями, наладившими производство санитайзеров — Mixit, Ansaligy и Aravia. Выяснили, что они сделали, чтобы оперативно отреагировать на внезапный спрос на продукт, не пользовавшийся раньше какой-то особенной популярностью.
И как им дались эти три шага.
Шаг 1: идея, формула, процесс
Сначала нужно разработать формулу и перепрофилировать производство. У косметических брендов это может занять от нескольких дней до месяца — в зависимости от того, что именно компания выпускала до этого. Что касается Great Trotter, то, как рассказала нам Юлия Чеканова, незадолго до начала эпидемии в России компания получила заказ на частное производство санитайзеров для часового и ювелирного бренда Vaсheron Constantin. «Формула, таким образом, уже была создана, процесс протестирован, — сказала Юлия, — Оставалось запустить продукт в постоянное производство».
Mixit, которые раньше выпускали более «нарядные» санитайзеры с отдушками, за 2 дня переписали и упростили формулу, и за неделю полностью наладили процесс.
От недели до месяца нужно, чтобы перепрофилировать косметическое производство под выпуск санитайзеров.
Столько же времени потребовалось Ansaligy: «Наш первый санитайзер — защитный гель для рук с хлоргексидином — мы запустили за неделю. Сделать это оперативно помогло то, что формула уже была готова. Иначе только сертификация заняла бы три недели минимум», — говорит Александра Цветкова, генеральный директор Ansaligy.
Заводу L’Oreal в Калужской области понадобилось 2 недели на перепрофилирование производства.
И еще такой нюанс: при работе со спиртами необходимо соблюдать определенные нормы. Соответственно, компаниям пришлось переобучить и «переодеть» персонал. «Эти нормы строго регламентированы, — рассказывает Ольга Филиппова, директор по развитию ассортимента Aravia, — и, чтобы сотрудники фабрики им соответствовали, людям надо было объяснить, что к чему. Также пришлось закупать другие средства индивидуальной защиты».
Шаг 2: ингредиенты
Закупка ингредиентов для санитайзеров в текущей ситуации превратилась в настоящий квест. Спирт на российском рынке стал дефицитом.
«Ранее мы спирт привозили из Германии за 1,2 евро за 1 литр, сегодня его стоимость — 8 евро за 1 литр,» — говорит Александра Цветкова (Ansaligy), — «То есть цена выросла в 7 (!) раз».
Некоторые поставщики подняли цены еще значительнее: «В нашем случае цена спирта выросла с 70 рублей за литр до 1050 рублей. Это больше, чем в десять раз,» — рассказывает Анастасия Черданцева, генеральный директор Mixit.
В 10 раз выросла стоимость изопропилового спирта в марте 2020 года.
Шаг 3: упаковка
Казалось бы, когда у тебя есть формула, налажено производство и закуплены ингредиенты, остается сидеть в ванне, полной антисептика и наслаждаться жизнью. Да, но нет.
Вы произвели тонны геля, но вам надо его во что-то упаковать. А квест «найди флаконы» оказался сложнее квеста «найди спирт». Основные поставщики упаковки для наших производителей — Китай и Европа. Но поставки оттуда перекрыли. А российские компании-упаковщики оказались загружены заказами на несколько месяцев вперед и начали регулировать цены по своему усмотрению.
Александра Цветкова (Ansaligy) рассказывает: «Самая большая проблема заключается в том, что в России практически нет производства спреевых головок. Случалось так, что подтвержденные заказы поставщики отменяли по различным причинам — тару уводили из-под носа перекупщики. Мы можем только предполагать,
на каких условиях поставщики были готовы отдать согласованный заказ другому покупателю. Стало понятно, что наш рынок не подготовлен к таким ситуациям. Импортозамещение в производстве косметической тары попросту не работает».
Чуть проще было тем, у кого имелись свои запасы упаковки. Например, Miхit стал фасовать санитайзеры во все более-менее подходящие флаконы и тюбики, которые нашлись на их складе.
Санитайзеры Mixit и Aravia можно купить в рознице, а также все упоминаемые бренды передали их в больницы и фонды.
- L’Oréal Paris поставит 100 000 единиц геля-санитайзера российские больницы, занимающиеся лечением пациентов с коронавирусной инфекцией.
- Garnier поставит 100 000 гелей-санитайзеров для рук сотрудникам своих российских клиентов – крупных продовольственных торговых сетей – которые продолжают работать, чтобы обеспечивать потребителей продуктами и товарами первой необходимости.
- Aravia передали кремы для рук больницам, принимающим пациентов с короновирусом.
- Procter & Gamble еженедельно поставляют 45 000 литров антисептического геля организациям здравоохранения.
- Mixit передал санитайзеры на 2,5 млн рублей в благотворительные фонды и продолжает поставлять их в больницы.
- Ansaligy регулярно отправляют санитайзеры в фонд «Старость в радость», врачам и санитарам.
Читайте также: