5 главных трендов будущего: прогноз футуролога
Побывав по приглашению компании Avon в Нью-Йорке перед cамым началом карантина, Яна Зубцова не может забыть эту поездку. И не потому, что это был последний глоток свободы перед глобальной изоляцией.
«Вспоминая будущее» — красивая фраза, лишенная смысла. Так думала я. Что-то из дурацких фантастических фильмов и еще более дурацких рецензий на них. Расхожий штамп, клише, пустышка.
Ха-ха. Этот пост я не назвала так только из уважения к собственным заблуждениям. Потому что уже второй месяц тем и занимаюсь — вспоминаю будущее.
Об этом будущем нам (бьюти-экспертам из 50 стран, приехавшим на конференцию Avon по случаю запуска сыворотки Protinol) рассказывала немыслимая женщина со смешным именем Файт Попкорн (Faith Popcorn).
Как я потом выяснила, Файт Попкорн — одна из самых влиятельных футурологов Америки, которую The New York Times назвал «Оракулом по трендам», а журнал Fortune — «Нострадамусом в области маркетинга». Среди ее клиентов — кроме Avon — Nike, Allergan, Bayer, KFC, Johnson&Johnson, Coca-Cola и American Express. (Кто мог подумать, что Allergan, выпускающий имплантаты для груди, платежная система American Express и курочно-цыплячья сеть KFC справляются о прогнозах на завтра у одного человека?:)
Но, говорят, эта Файт (в юности носившая заурядную фамилию Плоткин:) читает будущее с той же легкостью, как я — букварь. И именно она дала 10 лет назад Nike совет сделать фокус на спортивной одежде для женщин, предчувствуя, что Girls Power готовится захватить мир.
Впрочем, когда я попала в Институт инноваций и технологий Anew в пригороде Нью-Йорка Сафферне, у меня возникло ощущение, что будущее, похоже, уже наступило. Я бывала во многих бьюти-лабораториях-центрах-фабриках-заводах. Но здесь меня впечатлило все — от масштаба (то ли 3, то ли 4 корпуса, 68 000 кв. метров, 300 научных сотрудников) до фундаментальности исследований.
И кстати, я задала там ученым вопрос, который меня давно занимал: насколько эксперименты на искусственной коже правомерны для выводов о состоянии и поведении кожи человека? Ведь искусственная кожа не пьет, не курит, не загорает на солнце и не подвергается пресловутому «негативному влиянию окружающей пятницы среды»?
Оказалось, есть аппараты, которые подвергают ее тем же мукам, которым свою кожу подвергает живой человек. То есть ее облучают ультрафиолетовыми лучами, лишают кислорода и воссоздают состояние похмелья. Я не шучу, собственными глазами видела в Anew.
А с футурологами они советуются, чтобы лучше отвечать трендам. Файт Попкорн давала прогноз на 15 лет.
Кто ж знал, что сбываться он начнет через пару недель?
1. «Офисы? Забудьте!»
Файт так и сказала.
Естественно, я вспомнила об этом ровно в тот момент, когда нас закрыли на карантин. Все слушали Путина, а я вспоминала Попкорн:)
И, судя по всему, когда нас откроют, многие продолжат работать на удаленке: это дешевле для компании и, в конечном итоге, выгоднее для сотрудника (минус бизнес-ланчи, пробки, нервы, etc). И экология, опять же, выиграет. И транспортный коллапс в мегаполисах, глядишь, подрассосется.
Останется только прокачать скилзы по повышению сознательности домочадцев. Но рано или поздно все поймут, что присутствие человека дома не означает автоматически его готовность варить борщ.
«Означает ли это, что люди станут меньше потреблять бьюти-продукты? Ведь их, вроде как, дома никто не видит?» — спросила я после выступления Файт у своего давнего знакомца, директора по научным исследованиям и разработкам компании Avon Энтони Гонсалеса.
Вообще-то Энтони давал мне научное интервью про Protinol — молекулу, над разработкой которой они бились 10 лет, чтобы она оказывала и моментальный пламп-эффект, и пролонгированный накопительный анти-эйдж эффект не хуже ретинола. Но, услышав мой ненаучный вопрос (который сегодня занимает всех, от ритейлеров до производителей, а тогда звучал слегка утопично), среагировал быстро: «Не думаю. Во-первых, стремление хорошо выглядеть — слишком базисное. Во-вторых, люди покупают бьюти-продукты не только чтобы хорошо выглядеть. Но и чтобы меньше волноваться».
И это, заметьте, он тоже еще ничего не знал про грядущий локдаун в Нью-Йорке (тем более в Москве), и о том, что сначала нас всех охватит паника и мы на время забудем, что нам нужны кремики, а потом ка-ак вспомним. И ведь правда, все вспомнили. (Мы на днях опубликуем материал про ситуацию в бьюти-торговле, но, забегая вперед, скажу, что чувствует она себя неплохо, многие средства в сетях sold out, спрос видоизменился, но вовсе не исчез.)
2. Эпидемия нервозности
Апокалипсис планетарного масштаба, видите эти слова? Файт не связывала их с COVID-19, но какая, в сущности, разница. Нервозность достигла пика в считанные недели, хотя и раньше не то чтобы была на нуле. Думаете, после отмены карантина она спустится?.. Футурологи считают, что предпосылок для этого нет. Ошпаренные вирусофобией люди не излечатся одномоментно (это понятно даже мне, психологу-дилетанту, и вообще каждому, кто может сейчас пропальпировать свою психику). Женщины, говорит Файт, подвержены депрессиям на 50% больше мужчин. Зато мужчины чаще прибегают к самоубийству. Короче, страдают все.
Дальше? Дальше темп жизни будет нарастать, потому что — см. выше — даже самые отсталые слои населения облачились в джинсы освоили Zoom, и новые технологии не оставят нас в покое, нам подсунут еще более скоростные мессенджеры-раздражители, которые достанут нас даже на Луне, куда мы все скоро отправимся. Если верить прогнозам Файт Попкорн, даже очень скоро — верхом на каком-нибудь аппаратике VR, виртуальной реальности. Мы также научимся совершать путешествия в прошлое и будущее и встречаться там с предками или потомками, говорила Файт, и сегодня мне это уже не кажется ненаучной фантастикой.
А пока спасаемся от стресса кто как может. Думаете, мировой всплеск спроса на продукты с коноплей — он на ровном месте возник?.. Avon вот так не думают, наверняка им та же Файт подсказала.
Кстати, отменная линейка у них с этой самой коноплей. Не уверена, правда, что ее всю поставляют в Россию, но кое-что есть.
Призрачная, но все же надежда на спокойствие.
Такие продукты, направленные на утешение mind и достижение призрачного calm больше, чем на борьбу с морщинами-пигментацией-прыщами, будут рулить в ближайшие несколько лет. Возможно, скоро даже не надо будет никого убеждать, что «эта банка пахнет так, что я схожу с ума» — достаточный аргумент для покупки. А не вот это все, набившее оскомину — «питает-увлажняет»:)
3. Одиночество как глобальная проблема. Пойми меня — и я отдам тебе все.
Одиночество убивает не хуже, чем ежедневные 15 сигарет. Одиночество скверно влияет на иммунитет. Одинокие люди на 50% чаще умирают преждевременной смертью. И стрессуют они сильнее. Это все факты, в которых все уже убедились (с вами был ваш кэп) и они, вроде как, не новы.
Но Файт настаивает, что дальше будет хуже: в 50% случаев на работе и в быту нас заменят роботы. Сначала нас убедят, что это безопаснее, так как роботы не болеют коронавирусом и не переносят его. Потом мы сами оценим их преимущества. (Кстати, «Азбука Вкуса» в тестовом режиме уже запустила магаз без кассиров и продавцов, читали?🙂 Буквально вчера.)
А потом взвоем от одиночества еще сильнее. Потому что перекинуться словом с молочником или с мясником — эти милые архаичные способы почувствовать себя человеком среди людей и, возможно, лишь поэтому не кинуться под поезд — канут в лету.
Когда исчезнет мясник и молочник (и даже доктор, в большинстве случаев, исчезнет, ибо роботы не ошибаются в диагнозах, не устают и, опять-таки, не заболевают и не умирают, заразившись вирусом), — кому мы скажем «Я есмъ?»
Мы будем любить и ценить все, что доказывает наше существование и нашу уникальность. Персонификация, персонализация, персоно-ценность — вот за что мы будем готовы платить, включая генные анализы. И даже полюбим все, что нас сегодня пока по-старинке раздражает, пугает и веселит, вроде контекстной рекламы. И все системы ID-бьюти, беспок-ухода и «индивидуального подхода» полюбим тоже. По прогнозам аналитиков, диеты и лайф-стайл программы, основанные на генетических тестах, к 2025 году возжаждут сделать себе все.
И в этой связи я спросила Энтони Гонзалеса — как и что они будут продавать завтра? Оставят ли знаменитую эйвоновскую систему прямых продаж, которая казалась мне устаревшей вчера, но, возможно, станет снова hot завтра, когда человеческое общение окончательно войдет в ранг роскоши? Думают ли о разработке некого конструктора ухода «по вашим индивидуальным нуждам»? «Мы ввели интернет-продажи, мы пойдем в ритейл, и мы оставим наших консультантов», — ответил Энтони, — «Мир меняется, будем меняться вместе с ним и смотреть, к чему это приведет».
А я потом, кстати, уже в Москве, участвовала в конференции Avon на BTБ-Арена и проводила с косметологом Светланой Ковалевой вебинар про Protinol для консультантов Avon. Нас слушали-смотрели люди со всей России.
Чуть ли ни на следующей неделе после этого всех закрыли на карантин. Но осталось ощущение, то самое, ценное — «я есмъ». Часто к нему возвращаюсь.
4. Смерть гендера — и расцвет всего, что вне
Файт Попкорн считает, окончательная. Уже сейчас пользователям Facebook UK предлагают 70 с лишним вопросов для идентификации пола, включая варианты «затрудняюсь ответить» и «не определился».
35% представителей поколения Z знают хотя бы одного небинарного человека. 20% поколения миллениалов описывают себя как «свободногендерные». Меньше половины тинейджеров характеризуют себя как гетеросексуалов. Еще пара шагов в этом направлении — и архаичное деление на «М» и «Ж» останется только в нашей с вами памяти.
Файт делает из этого свои выводы — в том числе, о том, что многие люди предпочтут заводить себе сетевых любовников-эмодзи, то есть виртуальных кукол, с которыми можно быть то мальчиком, то девочкой, то зверюшкой, никто не удивится и лишних вопросов не задаст.
У бьюти-марок выводы свои. Тот же Protinol проходил испытания и на мужской, и на женской коже. И упомянутая линия с коноплей Distillery Avon не имеет пола.
5. …И все мы захотим обратно. В детство
Собственно, тут даже не надо быть футурологом. От всех этих проблем мы захотим сбежать туда, где их не было.
Где можно было обниматься с живыми людьми, и не надо было решать мировые проблемы. Файт приводила в пример расцвет летних лагерей-кампусов для взрослых, популярность мемов со зверюшками и реального парнягу, кажется, из Японии, который завел себе виртуальную подружку 15-ти лет — во-первых, за секс с ней не засудят, во-вторых, с ней можно быть ребенком и не чувствовать никакой ответственности. Кажется, он недавно объявил о намерении на ней жениться.
Кто следующий?..
И ждать ли нам в связи с этим продолжения темы ми-ми-ми косметики? Об этом я не спросила у Avon. Но, надеюсь, еще спрошу.
А обниматься с живыми людьми и не решать мировые проблемы — очень хочется. Уже сейчас.
Читайте также:
- Будущее только для красивых?
- Бьюти-будущее: беглые заметки с выставки Cosmoprof-2019
- Как создаются лазеры и какое у них будущее: репортаж из Кореи