Вред ламинирования, польза термозащиты и щадящее окрашивание: правда и мифы об уходе за волосами
Если волосы не окрашенные, значит, они не могут считаться поврежденными? И наоборот, если окрашенные, то обязательно повреждены? Есть ли смысл в термозащите? Сколько времени нужно выдерживать маску на волосах?
Наш предыдущий разговор с трихологом закончился на том, что поврежденные волосы нельзя вылечить. Только сделать «косметический ремонт» с помощью домашнего ухода и салонных процедур. О том, как надо (и, главное, как не надо) проводить этот ремонт, мы поговорили с экспертами.
Какие «детали» могут повредится в волосяном стержне?
Максим Бирюлькин, технолог, парикмахер, тренер марки Olaplex: Волос состоит из трех строительных элементов: белков (аминокислот) – 78-80%, влаги – 15%, липидов – 5-7%. Всех 100% не бывает никогда, но соотношение элементов в пропорции должно сохраняться. Когда чего-то одного становится существенно меньше или больше, волосы теряют либо объем, либо эластичность, либо блеск. Например, если влаги меньше, чем 15%, волосяной стержень становится жестким и ломким.
Элементы соединяются между собой тремя видами связей – дисульфидными, водородными и ионными. Нас интересуют в основном дисульфидные. Они удерживают аминкислоты в структуре цепи, похожей на ДНК, то есть отвечают за целостность волосяного стержня.
Хотя дисульфидные связи самые прочные и устойчивые, они повреждаются от высокой температуры, механического воздействия (тугие хвосты, пучки) и особенно химического (окрашивание, осветление, перманентная завивка).
Как окрашивание и осветление вредит волосам?
Максим: Натуральный пигмент волоса встроен в белок. Чтобы на его место мог проникнуть другой пигмент – какой-нибудь «Натуральный каштан»– щелочные компоненты красителя растягивают дисульфидные связи. В этот момент они повреждаются, а некоторые – разрываются и разрушаются насовсем. В конце процедуры на волосы наносится специальный кондиционер, среда становится кислой, и дисульфидные связи сокращаются обратно. Но волосы уже травмированы. Чем меньше дисульфидных мостов остается, тем более хрупким становится стержень. Возможно, вы замечали, что концы окрашенных волос обламываются. Это результат разрыва связей между аминокислотами.
Окрашивание в блонд повреждает волосы сильнее, так как осветляющие порошки и пасты разрушают не только дисульфидные связи, а еще непосредственно белок. Пористость волос увеличивается в разы: они становятся, как губка. Легко впитывают влагу и вбирают в себя полезные вещества – и так же легко их отдают. Поэтому восстановление осветленных волос — это непрекращающийся процесс.
Даже однократное окрашивание повреждает структуру волос достаточно серьезно. Полностью безопасных красителей не существует – есть менее травматичные.
Логично спросить: если я не крашу волосы и не сушу их феном – есть ли что восстанавливать? Да. Отопительный сезон, ультрафиолетовые лучи, морская соль и еще масса факторов внешней среды испаряет из волос влагу. У водопроводной воды щелочной pH, и см. выше – дисульфидные связи растягиваются, а значит, со временем повреждаются.
Какие повреждения можно восстановить? Учитывая, что волосы это мертвая структура, не способная самостоятельно регенерироваться?
Максим: Волосы не могут регенерироваться, как кожа, это правда. Но мы можем привнести недостающие компоненты извне. Восстанавливающие средства и процедуры делятся на три типа.
Белковый уход компенсирует недостачу аминокислот. В составе средств обычно заявлен кератин, коллаген и опять же аминокислоты.
Увлажняющий уход удерживает влагу внутри волосяного стержня и подкармливает его липидами. Вообще, липиды и влага выполняют в структуре волоса роль связующего вещества. Они образуют так называемый комплекс клеточных мембран, который скрепляет аминокислоты между собой и, таким образом, делает волосы мягкими и эластичными. Увлажняющие линейки подходят всем вне зависимости от типа волос. Основные компоненты тут – гиалуроновая кислота, лецитин, церамиды и фосфолипиды, масла и экстракты масличных растений.
Сравнительно недавно появились средства, которые защищают и укрепляют дисульфидные связи. Они используются не только при окрашивании: есть салонные процедуры восстановления и домашний уход. (Первым их разработал Olaplex, затем средства, работающие по схожему принципу, появились у многих проф марок, – Прим. ред.)
Могут ли окрашенные волосы полностью восстановиться? Например, спустя год?
Максим: Нет, в исходное состояние они не вернутся никогда. Их можно только отрастить и отстричь, а в процессе – поддерживать внешний вид с помощью масок, несмываемых средств и салонных процедур.
Владислав Ткачев, трихолог, кандидат медицинских наук: Вылечить их невозможно. Косметический же ремонт лучше всего проводят силиконы. Волосы настолько их любят, что жадно впитывают и не хотят отдавать обратно. В результате силиконы могут скапливаться на поверхности кутикулы и приводить к ломкости. Из-за этого некоторые их избегают, но я считаю, проблема преувеличена. Во-первых, современные силиконы полностью смываются или улетучиваются. Во-вторых, если не перебарщивать с дозировкой, даже диметикон старого поколения не причинит большого вреда.
В целом, какое бы средство вы ни использовали, имеет значение, какое его количество вы наносите – две горошины или пол-ладони. И как часто моете голову. Не читайте инструкции к средствам для волос так, будто это непреложный закон. Если на этикетке написано «применять маску два раза в неделю и наносить на пять минут», не факт, что так будет лучше конкретно для ваших волос. Можно подумать, они у всех одинаковые. Одной девушке стоит пользоваться средством каждый день и оставлять на 10 минут. Другой хватит раз в неделю на три минуты.
Сколько средств для волос нужно нормальному человеку?
Владислав Ткачев: Оптимально – три средства. Во-первых, шампунь, который подбирается под потребности кожи головы (зуд, себорея, выпадение) или потребности волос (сохранение цвета, объема, блеска). Во-вторых, смываемый уход. Если вы часто (каждые 1-2 дня) моете голову, достаточно использовать бальзам или кондиционер. Если редко (раз в 3-5 дней), нужна маска: она воздействует глубже. Еще желательно иметь несмываемое средство – спрей, лосьон, молочко. Форм-фактор может быть любым.
Вячеслав Рябоконь, парикмахер, тренер марок R+Co и Kevyn Murphy: Многие девушки совершают одну и ту же ошибку – не используют несмываемый уход. Объясню, почему это важно. У водопроводной водой жесткий pH, и когда вы смываете кондиционер или маску, кутикула волос открыта. Волосы уязвимы – и тут-то вы начинаете их расчесывать, сушить феном, вытягивать стайлером… в общем, повреждать.
У парикмахеров есть золотое правило двух средств: после мытья нанести несмываемый уход, чтобы он закрыл кутикулу волос, затем — стайлинг, который содержит полезные компоненты и дополнительно защитит от выпаривания влаги при укладке.
Когда меня спрашивают, сколько наносить, я вспоминаю песню: «Чуть-чуть не считается». Несмываемый уход нужно равномерно распределять по всей длине, отступая от корней 3-4 см. В среднем это 3-4 нажатия дозатора для волос до лопаток.
Некоторые используют в качестве несмываемого ухода натуральное масло – например, кокосовое из Тайланда. Но его ни в коем случае нельзя наносить на влажные волосы перед укладкой. Получится эффект сковородки: оно разогреется, и легко догадаться, каково будет волосам. Натуральное масло – только дозированно на сухие (во всех смыслах) кончики. К синтезированным маслам на водорастворимой основе это не относится. Их можно наносить перед горячей укладкой, но желательно все-таки после несмываемого кондиционера с кислым pH.
Средства для термозащиты реально защищают?
Вячеслав Рябоконь: Раскрою маленькую тайну – таких средств вообще не существует:) По факту термозащитой может считаться все, что покрывает кутикулу снаружи. Маска или бальзам – ваш первый слой термозащиты. Несмываемый кондиционер – второй. Стайлинговые средства с уходовыми свойствами – третий. Чем больше слоев, тем лучше буфер, охраняющий волосы от термического и другого воздействия. Представьте, что вы отправились в турпоход в шортах: ветки и кусты царапают ноги, на коленках остаются синяки. Если вы наденете лосины, джинсы и какие-нибудь панталоны:))), они вас спасут. А вот эти спреи-водички, так называемые термозащитой, работают весьма условно. Как капроновые колготки в турпоходе.
Кератин полезен. А что насчет кератинового выпрямления или восстановления?
Владислав Ткачев: Кератин сам по себе не выпрямляет волосы. Его добавляют в состав, чтобы частично покрыть ущерб от процедуры. По принципу действия она напоминает химическую завивку: разрушает дисульфидные связи, а потом собирает в другом порядке. Сделать это способен формальдегид. Его допустимая концентрация в косметических средствах в роли консерванта – 0,2%. При выпрямлении он используется как действующее вещество, и это уже 5-8%. После того, как подобные составы запретили в странах Евросоюза и некоторых других, производители подобрали формальдегиду замену. Вещества, которые являются его ближайшими родственниками и работают по подобию, либо выделяют формальдегид при нагревании. Вы должны понимать: без применения агрессивных компонентов выпрямить волосы не получится.
Максим Бирюлькин: Как бы ни называли процедуру – кератиновое восстановление, реконструкция, уход – суть одна. Изменение структуры волос и той самой пропорции белков-липидов-влаги, о которой я говорил в начале. Волосяной стержень должен состоять из белка на 78-80%, а после процедуры это может быть 90-95%. Кончики обычно пористые, поэтому туда во время процедуры может проникнуть больше кератина. Они становятся до такой степени жесткими, что просто-напросто обламываются.
От ламинирования волос больше пользы или вреда?
Владислав Ткачев: Это относительно щадящая процедура. Подвох в том, что эффект быстро сходит на нет, и хочется повторить. Делать этого не стоит, потому что вещества, которые крепко цепляются к поверхности волоса, отшелушиваются вместе с кутикулярным слоем. Они будут отваливаться примерно как штукатурка и вырывать аминокислоты из белковой цепи.
Ламинирование, «ботокс для волос» можно сделать перед выпускным, днем рождения, но это процедуры не для регулярного применения.
Еще немного об уходе
- А в шампунях нужны уходовые компоненты? Они же смываются через минуту?
Владислав Ткачев: Нельзя сказать, что смывается вообще все. Какое-то количество остается, хотя и меньше, чем после бальзама.
- Стоит ли рассчитывать на бюджетные кондиционеры и маски?
Владислав Ткачев: Если кондиционер стоит 300 рублей и на нем написано, что он содержит биотин, это, конечно, радостно, но слабовато. За такую цену в нем может быть 2-3 активных компонента. Больше – вряд ли. Средство с комплексом может стоить уже две тысячи, поскольку в больших объемах такую косметику обычно не производят. Её выпускают профессиональные и нишевые марки небольшими партиями. Плюс технологи должны стабилизировать состав, чтобы активные вещества оставались активными. Это дополнительное время и затраты.
Максим Бирюлькин: Один и тот же компонент может работать по-разному, смотря по какой технологии он обработан. Например, молекулу масла можно измельчить до крохотных частиц, и они легко проникнут внутрь волосяного стержня. В массмаркете подобные технологиии не используются, поэтому то же самое масло может остаться снаружи кутикулы и перегрузить волосы.
- Корейский уход стоит сравнительно не дорого, но к нему больше доверия, чем к масс-маркету. Или нет?
Максим Бирюлькин: Азиатские волосы кардинально отличаются от европейских. У нас кутикула состоит максимум из восьми слоев чешуек. У них – 28 слоев, и средства, созданные для азиатского рынка, это учитывают. В них содержатся силиконы, которые с высокой долей вероятности будут утяжелять волосы. Поэтому, если у вас не азиатский тип волос, а вы используете корейский уход, выпущенный для кореянок, дозировка должна быть в разы меньше, а частота применения – реже.
Читайте также: