Бьюти-мифы: так ли страшен синий свет гаджетов?
Продолжаем публиковать избранные главы из второго тома «Бьюти-мифов» Тийны Орасмяэ-Медер и Яны Зубцовой. На этот раз выясняем, действительно ли синий свет, исходящий от телефонов и компьютеров, наносит коже непоправимый вред?
С этим, вроде бы, все ясно, да? Но нет. Многие производители настаивают, что нам нужны специальные кремы от blue light. А многие теоретики, в том числе небезызвестная Пола Бегун, вообще утверждают, что… Впрочем, читайте.
МИФ № 27. О ВРЕДНЫХ ТЕЛЕФОНАХ И СТРАШНЫХ КОМПЬЮТЕРАХ
«Кремы от голубых лучей, которые излучают гаджеты, – спасение для тех, кто, как я, сутки напролет сидит перед экраном».
«А я не ведусь на эти разводки производителей кремов. Просто поставила на рабочий стол кактус, он поглощает синий свет. Дешево и сердито!»
Кремов, защищающих нас от blue light, в последнее время действительно появилось очень много. И – что особенно греет сердце маркетолога – нет современного человека, который бы не был уличен в контакте с синим светом. А многие проводят с ним тет-а-тет по 10–12 часов в день.
Вроде бы есть даже научные исследования, оправдывающие необходимость такой защиты. Действительно, излучение мониторов, в отличие от ультрафиолетового излучения, – история для нас новая. Солнце было всегда, а компьютеры появились меньше века назад, почувствуйте разницу. Естественно, захотелось в этом разобраться.
Оказалось, что если в лабораторных условиях облучать синим светом непосредственно кератиноциты и фибробласты, то реагируют они на это не лучшим образом. Кератиноциты становятся менее активными, синтезируют меньше липидов, хуже обновляются и меньше живут. Фибробласты же синтезируют меньше гиалуроновой кислоты, меньше коллагена и эластина. То есть все не здорово.
Но как проходило это исследование?
А вот как: культуру клеток кожи несколько часов (в некоторых экспериментах – около трех суток подряд) облучали синим светом. И, что важно, этот свет был в сотни раз интенсивнее, чем способен излучать любой самый большой монитор, не говоря уже о телефоне. Это примерно как если бы вас – с открытой раной на лице – прижали к монитору, который вдруг начал светить в сто раз сильнее. Вероятно, вам это бы повредило.
Серьезным ученым было ясно: подобные исследования нерелевантны.
Но производителям косметики они были на руку, потому что – посмотрим правде в глаза – кто из потребителей или журналистов идет по ссылкам и досконально вчитывается в условия эксперимента, если в пресс-релизе написано, что «в результате исследования было доказано, что под влиянием синего света продолжительность жизни фибробластов сократилась в 40 раз»? Никто.
Хотя потом оказалось, что если те же кератиноциты и фибробласты подвергать менее интенсивному воздействию синего света, вред далеко не такой страшный. А если они, эти клетки, находятся не в пробирке, а там, где положено – то есть внутри кожи, – то и вовсе с ними ничего не случается.
Но как это еще можно исследовать? Взять программиста, который сутками сидит за компьютером, измерить состояние его кожи и сравнить с аналогичными замерами спустя полгода? Увы, это тоже будет нерелевантно. Потому что кроме синего света, на нашего программиста влияет множество факторов. И у нас нет второго точно такого же контрольного программиста, которого можно было посадить в вакуум с компьютером и на этом основании заявить, что во всем виноват исключительно синий свет. А без этого мы не можем сказать, что повлияло на ужасающее состояние кожи программиста № 1 – синий свет, дефицит сна или фастфуд и развод с женой.
Эмпирические наблюдения показывают: не похоже, что мы сегодня выглядим хуже людей того же возраста, живших 50 лет назад, у которых не было зависимости от девайсов и гаджетов.
И тут как раз можно говорить более аргументированно. В 1980-х годах уже проводились инструментальные замеры кожи: ее эластичность, увлажненность, состояние морщин. Те же параметры, которые можно измерить и сейчас. И нет такого, что тогда показатель эластичности у женщин от 35 до 50 лет в среднем был 0,8, а сейчас вдруг стал 0,6. Наоборот: эластичность улучшилась, а скорость формирования морщин снизилась. Динамика положительная. Чем это можно объяснить? Возможно, и развитием бьюти-индустрии в том числе. Или экологическая ситуация стала благоприятней. Отопление дровами ушло в прошлое. Индустриальные выбросы в городах сократились. И мы объективно лучше питаемся – по крайней мере осмысленнее. Сокращение использования натурального газа на кухне – колоссальный позитивный фактор. В Китае, где по-прежнему готовят в основном на газу, показатели пигментации, количества и глубины морщин у женщин, которые проводят много времени у плиты, гораздо хуже.
Синий свет гаджетов не отбросил нас на много веков назад.
Есть исследования, которые показывают, что он вообще никак на кожу не влияет. Другое дело, что производители косметики эти исследования в своих целях не используют.
Впрочем, то, что многие марки такие кремы выпустили, никому не повредило. На индустриальных выставках я вижу, как производители ингредиентов по-прежнему продвигают эту тему. Это теперь отдельная графа в прайс-листах: антиэйдж-ингредиенты, ингредиенты против пигментации и «анти-блю-рейз»-ингредиенты. Но главным образом это все те же растительные экстракты и антиоксиданты, старый добрый ниацинамид и ресвератрол, которые, будучи введены в «контрольную культуру», показывают, что сия культура меньше реагирует на синий свет. И прекрасно: не от синего света, так от чего-то другого помогут.
Некоторые SPF-фильтры, кстати, перекрывают blue light, поэтому к списку их достоинств теперь добавляют, что они «защищают от гаджетов». Небезызвестная Пола Бегун, американский косметический полицейский и автор монументального труда The Beauty Bible, на своем сайте дошла до того, что пишет: «Купите экран для телефона, защищающий от синего света. В этом случае вы можете не использовать средства с SPF и темные очки».
Нет, все не так, а ровно наоборот: если вы используете средства с SPF, дополнительно защищаться от «страшных смартфонов» не стоит. Синий свет является частью солнечного излучения. И, как все солнечные лучи, обладает определенным негативным действием. Но синее излучение девайсов в сотни (даже в тысячи!) раз менее интенсивно. Blue light, исходящий из телефона, вам не навредят.
А blue light, исходящий от солнца, может. Особенно это важно знать людям с высокими рисками – это первый фототип, или постоянные рецидивы пигментации, или (опять же) любовь к кислотам и ретинолу. Поэтому, если ваш SPF-крем не содержит фильтры широкого спектра, защита не может считаться полной. Совершенно точно перекрывают синий спектр те же известные нам оксид титана и цинк. И еще оксид железа (поэтому его сейчас часто используют и в составе тональных кремов, – лишний повод наносить макияж летом). Еще хорошо работают красные водоросли: они поглощают и синие, и инфракрасные лучи. Ну и каротиноиды разного происхождения – лютеин, бета-каротин и производные.
Но все это, повторим, касается защиты от солнца.
Защищаться от компьютеров нам не надо.
Почему тогда мы вообще развенчиваем миф о вреде blue light? Потому что не хотим плодить страхи. Бьюти-индустрия этим грешит: найти проблему, всех напугать, а потом предложить способ решения. Это такая техника продаж, через страх. Людям сначала рассказали, что на свете существует серый волк. Потом – что серый волк повадился ходить в их деревню и из крайних домов, кажется, уже украл 145 детей. А теперь, чтобы он не украл и других детей, вы должны поставить на окна решетки, то есть купить банку крема от синего света. Это не улучшает психическое здоровье нашей деревни. Не хочется этого.
Хочется продавать не через страх, а через оптимизм. Чтобы люди покупали кремы не потому, что они боятся постареть, а потому, что они хотят хорошо выглядеть. Это совершенно разные мотивы.
Да, есть другие проблемы, в появлении которых точно виновны гаджеты – «компьютерная шея», когда человек привыкает сидеть, как будто он все время смотрит в монитор, и у него формируются новые морщины. Компьютерная асимметрия. У подростков наблюдается мышечная спастика пальцев и деформация кисти из-за беспрерывного набора текстовых сообщений. В Азии зафиксировано особенно много подобных случаев, ортопеды пытаются это лечить. Да, это плата за новый образ жизни. Как и то, что люди меньше общаются вербально, реже выходят на улицу и… продолжите сами. Но – не синий свет.
Есть, правда, один фактор – влияние blue light на синтез гормона мелатонина. Излучение, исходящее от экранов, воздействует на организм через сетчатку глаза. И может нарушать сон. А нарушение сна и рассинхронизация биологических ритмов – это не здорово ни для кожи, ни для организма в целом.
Поэтому час-полтора перед сном девайсы лучше не использовать.
Это все, что надо знать пока про синий свет.
А кактусы – милые растения. Если они вам нравятся, не стоит убирать их со столов и выкидывать в помойку. Но и наделять их свойствами оберегов тоже не стоит.
PS. 23 сентября Тийна Орасмяэ-Медер проведет вебинар на тему «Мир биохакинга: мифы и правда».
Речь пойдет о том, что такое биохакинг, каковы его основные принципы, в какой косметике его «искать» и как правильно ей пользоваться.
Вебинар бесплатный, но для участия необходимо зарегистрироваться по ссылке. (регистрация открыта до 22 сентября до 16:00).
PSS. А по поводу изложенного мифа, как всегда, ждем ваши вопросы в каментах — и напоминаем, что без них книжка «Бьюти-мифы-2» точно будет не такой интересной, так что не сдерживайте себя!
Читайте также: