Как я делала склеротерапию вен на ногах: личный опыт, фото «до» и промежуточный итог
Юля решилась на склеротерапию вен на ногах. Показываем, как это было, и ищем волонтера, который пойдет по Юлиным стопам.
Здравствуйте, я Юля, мне 38 лет, и вены на ногах меня беспокоили всегда. Они были заметны еще в подростковом возрасте. Позже специалисты объяснили, почему: я (была) худая, кожа у меня прозрачно-белая, а вены расположены совсем близко.
Лет семь назад я осознала факт: вены мои не просто просвечивают сквозь кожу, а прямо-таки выпирают. Проконсультировалась с флебологом и узнала, что у меня варикоз легкой степени. Варикоз — это в первую очередь расширение вен, которое сопровождается несостоятельностью клапанов в этих венах. То есть в идеале клапаны не должны давать крови течь по венам обратно, вниз — а они дают. В итоге кровь не идет к сердцу, а застаивается в ногах. И чем сильнее варикоз, тем серьезнее выражена клапанная недостаточность. (Гид по проблеме можно почитать тут).
Мой варикоз — в большей степени ретикулярный, то есть выглядит как сосудистая сеточка (о подвидах варикоза можно почитать тут).
Но прежде чем что-либо делать с поверхностными проявлениями варикоза, надо было выяснить, работают ли мои клапаны на магистальных венах, большой и малой подкожных. На тот момент — да, работали, и удалять их пока не стоило.
И я успокоилась.
Но в 36 лет я забеременела. Не знаю, кто там поет песни, что беременность омолаживает — мой организм переносил эту нагрузку непросто. И чем больше рос живот, тем активнее проявлялись новые сосуды на ногах — то тут, то там. К счастью, в какой-то момент живот стал таким большим, что я перестала это видеть -)
Но когда я вышла из роддома и немного пришла в себя от нового статуса матери, то поняла, что венами придется заняться вплотную.
Вопрос был только в том, нужно ли мне удаление нерабочих магистральных вен (это хирургия), или только эстетическая склеротерапия поверхностных вен (а это просто уколы).
Консультация
Так в начале весны мы встретились с флебологом Тимуром Тажибаевым в клинике «Клазко». Тимур — сосудистый хирург, на склерозировании, по его словам, собаку съел: «До переезда в Москву я работал в медцентре в Новосибирске, где у меня было по 15-20 пациентов на склеротерапию в день».
На первом приеме мы обсудили жалобы (отеков у меня нет, болей в ногах, слава богу, тоже, проблемы чисто визуальные) и анамнез (в основном о том, были ли у меня или у кого-то из моих родственников тромбозы).
Но главное исследование для постановки диагноза — это, конечно, УЗИ вен. Только так можно понять, в каком состоянии находятся клапаны.
Такое УЗИ — оно называется «под нагрузкой» — делают стоя. И иногда нужно по просьбе доктора задерживать дыхание и напрягать живот (это и есть та самая нагрузка), а потом выдыхать. В этот момент на УЗИ как раз и видно, как ведет себя клапан.
Если клапан допускает обратный отток крови, то есть сбрасывает венозную кровь вниз, он не работает. Это приводит и к отекам, и к дальнейшему расширению вен, и к увеличению нагрузки на соседние вены, которые еще выполняют свою функцию.
Если клапаны на большой и малой подкожных венах не работают, то сначала нужно удалить их, и только потом переходить к решению эстетических проблем с поверхностными венами. Потому что эти более крупные вены «питают» все более мелкие. И склерозирование при нерабочих клапанах магистральных вен бессмысленно — примерно как заклеить кран скотчем, а потом открыть в нем воду. Толка не будет: сначала надо отключить водоснабжение -) В нашем случае — кровоснабжение, но суть та же.
На УЗИ выяснилось, что мои клапаны крупных подкожных вен пока что работают, и необходимости удалять их сейчас нет. (Хотя, конечно, нет гарантии, что в будущем это не изменится.) Значит, можно сразу заняться склеротерпией — убрать расширенные поверхностные мелкие вены и сосудистую сетку, которые меня раздражают. Доктор сразу предупредил, что одного сеанса склерозирования может не хватить — это нормально, через пару недель после первой процедуры можно сделать вторую.
Вообще есть много вопросов по поводу того, является ли эта самая склеротерапия лечением, или речь идет исключительно про эстетику. Из общения с Тимуром я поняла, что она может быть и тем, и другим.
До тех пор, пока варикоз находится в легкой стадии и нет, например, кровотечений из вены, можно ходить со своими телеангиэктазиями (так называется расширение мелких сосудов) и контурной картой вен на ногах, и ничего не делать. Многие с этим живут, и им ок. Те, кому не ок, делают склеротерапию.
Но в то же время склерозирование расширенных вен помогает снизить нагрузку на другие вены, которые перегружены из-за того, что первые не выполняют свою работу. То есть облегчить жизнь пока здоровым венам. И в этом смысле это уже не только эстетика, но и медицинская помощь.
Процедура
Склеротерапия не требует особенной подготовки и вообще кажется простой процедурой. Так как у меня нет других заболеваний (в первую очередь важно понимать риски по тромбозам), никакие анализы я не сдавала. Нужно было только успеть купить чулки 2-ой степени компрессии (в моем случае — 2-ой, так как варикоз у меня пока легкой степени). Эти чулки подбираются по меркам, которые снимают прямо в ортопедических салонах. Я выбрала Medi (их салон был ближайшим), чулки обошлись в 6 тысяч.
В назначенный день приехала в «Клазко». Доктор набрал в шприц специальный препарат-детергент, который затем будет вводиться в мои вены…
И начал потихоньку обкалывать мои ноги, попутно объясняя, как это все работает. Смысл в том, что, попадая в вену, препарат повреждает стенки этой самой вены. И из-за этого спустя какое-то время вена зарастает изнутри и склеивается, а затем постепенно рассасывается.
Интересно, что воздействует он только на те вены, которые изменены варикозом — потому что в них замедлен кровоток. А в здоровых венах кровоток быстрый, он уносит препарат вверх, и стенки вен не успевают травмироваться.
Процесс обколки выглядит впечатляюще: когда препарат вводят в вену, он сразу же выталкивает из нее кровь. И вена тут же становится не видна. Красота!
Но, увы, это всего лишь краткосрочный визуальный эффект. Никуда эта вена пока не делась. Основная работа по ее «склеиванию» будет идти еще несколько недель. Все это время я буду носить компрессионные чулки.
Это было для меня открытием — что вены не пропадают раз и навсегда -).
По ощущениям же все это оказалось абсолютно терпимо. Ну уколы и уколы, мезотерапия и биоревитализация и то болезненнее. Немного неприятно было, только когда Тимур приступил к удалению мелкой сетки сосудов. Именно потому, что они мелкие, попасть в них иголкой непросто, и, чтобы убрать их полностью, обкалывать приходится с нескольких сторон. (А убирать такие скопления вен важно именно полностью).
Но Тимур не зря говорил про съеденную на этой процедуре собаку. Он умеет попадать в самые мелкие сосудики. Так что мне оставалось расслабиться и ждать.
Обычно склерозирование занимает 20-30 минут, и делают его на меньшем объеме вен. Но мне хотелось убрать максимум за один раз, поэтому обкалывание моих двух ног продолжалось больше часа.
В конце Тимур замотал бинтами места, где, на его взгляд, требовалось дополнительное давление, и надел на меня чулки.
Я забыла взять специальный шелковый носочек, с помощью которого чулки немного легче натягивать через пятку, и нам пришлось помучиться. Но мы справились:)
Сразу после процедуры обязательно нужно походить в течение хотя бы получаса — если в ногах накопилась за день кровь, которую варикозные вены не успели «прогнать» вверх по организму, ходьба это простимулирует.
И с этим я тоже справилась: как раз дошла пешочком от «Клазко» до Белорусского вокзала. Никаких необычных ощущений.
А дальше я могла вести свою обычную жизнь. Но — в чулках. Сперва эти чулки меня раздражали, потому что они плотные, давят и в них жарко. Через неделю я уже перестала их замечать.
В день процедуры и на следующий день (до самого вечера) их вообще нельзя снимать. Так и спать в них.
И вот я их сняла:
В целом, картина меня не испугала. Тем более что доктор предупреждал: синяков при склерозировании избежать сложно, и страшного в них ничего нет. Он прописал моим синякам «Детрагель» или гепариновую мазь. А мне — терпения, чтобы дождаться заживления и результатов -).
Через неделю синяки действительно стали меньше, но местами под синяками стали опять видны мои вены. Это нормально! Мы проверили на приеме — кровотока в них нет, вены заклеены. И Тимур мне в тысячный раз напомнил, что восстановление после склеротерапии может занимать от трех недель до полугода (если считать окончанием истории момент, когда рассосутся все-все пятна). «Склеенные» вены могут рассасываться несколько месяцев.
И учитывая, что я очень-очень светлокожая, у меня выше обычного риск гиперпигментации. (Но и ее можно убрать в перспективе — лазером.). Поэтому лучше мне с моими пятнами на ногах не загорать -)
Спустя три недели после склеротерапии мои вены выглядели вот так:
Ушли мелкие сосудистые звездочки, от которых сначала были большие синяки.
Выпиравшая на правой ноге вена пока покрыта желтыми пятнами синячков. По оценкам Тимура, они пропадут через 3 недели.
Я рада, что уже избавилась от нескольких неприятно выпиравших вен — и жду, когда пропадут остальные. Но, конечно, это все еще промежуточный результат — недавно мы сделали второе склерозирование, и нужно дождаться заживления. И через недели 3-4 покажу, чего удалось добиться, и как выглядят ноги в итоге.
А пока совместно с клиникой «Клазко» мы договорились, что сделаем операцию и склерозирование одной из наших читательниц — с фото до, после и в процессе.
Докторам клиники интересны более сложные случаи, чем у меня, — где требуется удаление подкожных вен из-за нерабочих клапанов. Удаление будет сделано методом ЭВЛО (эндовазальной лазерной облитерации).
«Клазко» возьмут на себя диагностику, операцию и ваше пребывание в стационаре (недолгое). Участник должен будет самостоятельно сделать анализы (если они потребуются) и купить себе компрессионные чулки, которые он будет постоянно носить после.
Если вы знаете, что у вас есть такая проблема, или подозреваете ее у себя — пишите нам заявку на project@beautyinsider.ru до 26 апреля. К письму приложите свое фото, фото проблем на ногах, укажите свой номер телефона для оперативной связи. Будьте готовы приехать на консультацию, а затем на операцию в будний день (важна ваша возможность отпроситься с работы), а также к необходимости подписать согласие на публикацию ваших фотографий.
Читайте также:
Как избавиться от вен на ногах: все, что надо знать о склеротерапии