Почему не стоит тянуть с варикозом: личный опыт, фото «до» и операция
Юля постоянно чувствует тяжесть, боль и ломоту в ногах. Диагноз «варикоз» ей поставили в 20 лет. Флеболог сказал – ждать нечего, лучше прооперироваться.
Совместно с клиникой «Клазко» мы пообещали помочь одной из наших читательниц решить проблему варикоза. У Юлии Трифоновой был довольно тяжелый случай.
Юля Трифонова: Варикоз у меня появился в 20 лет. Вены на ногах сильно вздулись. Мне предложили сделать операцию и вытащить их через разрез в паху. Но я испугалась, подумала — это же какой-то ад-)) Сделала обычную склеротерапию (не хирургия, а уколы). Через год — повторную. Это было соответственно 9 и 8 лет назад.
После этого я перестала носить каблуки. Всю беременность ходила в компрессионных чулках, вены не особо тревожили.
Но в последнее время опять чувствую тяжесть, ломоту, жжение. Утром иногда просыпаюсь от резкой боли в голени, как будто в неё воткнули перочинный ножик и поворачивают. Так длится минуты две, но тупая боль в этом месте держится несколько дней.
Особенно беспокоит правая нога. На ней, в отличие от левой, вены аж выпирают. Я так понимаю, операции всё-таки не избежать.
Консультация
Юля встретилась с флебологом, хирургом, к.м.н. Андреем Манаевым в клинике «Клазко». Он сразу успокоил – удалять вены через пах в любом случае не будем, это устаревшая методика.
Доктор делает УЗИ, чтобы понять, в каком состоянии вены, и задаёт Юле вопросы: есть ли варикоз у её родственников, носит ли она компрессионные чулки, и как обстоят дела со спортом.
Юля: Да, варикоз у всей семьи. У мамы вены висят гроздьями, но болевых ощущений нет. То есть проблема чисто эстетическая. В моём случае наоборот: за исключением вздутых вен на правой голени, ноги, в общем-то, выглядят нормально. Беспокоит не внешний вид, а беспокоит боль и тяжесть.
Раньше флебологи назначали мне таблетки «Флебодию», мазь «Троксерутин» и компрессионные чулки. Таблетки и мази — без толку. С чулками лучше, но постоянно в них ходить нереально. Я работаю за компьютером, а когда сидишь, они пережимают ногу и врезаются. Фитнесом — плавание, легкая аэробика и динамическая йога 3-4 раза в неделю — занимаюсь тоже без компрессии.
Доктор интересуется, говорили ли Юле, что делать склерозирование до удаления магистральных вен – неэффективно?
«Может, и говорили, но я не была готова к операции, – рассказывает Юля, – Решила, лучше сделаю хоть что-то, чем ничего».
Что выяснилось в процессе диагностики?
У Юли не работают клапаны большой подкожной вены левой ноги и клапан сафено-феморального сосустья правой ноги. Клапаны похожи на две створки, которые предотвращают обратный ток крови. За счёт сердечных и мышечных сокращений они смыкаются, и кровь должна продвигаться наверх. Если клапаны её не удерживают, кровь сбрасывается вниз или застаивается на одном месте. Из-за этого возникает тяжесть и все те неприятные ощущения, о которых говорит Юля.
В результате поломки клапанов вены расширяются, их стенки растягиваются и повреждаются. Повышается нагрузка на другие, соседние вены, и они со временем тоже выходят из строя.
Так произошло у Юли: на левой ноге повреждена большая подкожная вена на уровне колена и выше. На правой – передний медиальный приток.
Доктор схематично рисует Юле маршрут движения крови: «Вместо того, чтобы подниматься наверх, она впадает в приток. Дальше у неё хитрый путь распространения. Туда… Потом сюда… Снова туда и обратно». Прямо как в жизни: вместо того, чтобы проехать прямо, таксист повернул направо и встал в пробку на развороте-)
Кто виноват, мы поняли. А что делать?
Починить клапаны невозможно. Наша задача – наладить кровоток, который изменился в результате их поломки. Для этого необходимо удалить нерабочие вены и притоки. Когда они исчезнут, кровь будет, как положено, напрямую поступать в глубокую подкожную вену и подниматься вверх.
Т.е. фактически нужно перестроить маршрут венозной крови. Доктор показывает Юле, как она будет распределяться после удаления нерабочих вен.
(Нагрузка на здоровые вены от этого не увеличится, а уменьшится. Здесь мы писали об этом подробнее – Прим. ред.)
Поможет только операция?
Когда не работают клапаны – да. Пока не ликвидирован обратный ток крови (он называется рефлюкс), склерозирование не имеет смысла. Но его можно сделать (и делают) после операции. Например, если в процессе операции выясняется, что у какого-то участка вены настолько тонкие сосудистые стенки, что вытащить ее как следует невозможно. Тогда этот участок удаляют позже, уколами склерозанта.
А может, еще подождать и оперироваться… через годик-другой?
В варикозно-расширенных венах могут сформироваться тромбы. Это может не случиться, но может и случится. Через 10 лет или через год — никто не знает.
Андрей Манаев: У Юли вены расширены давно. Чем больше проходит времени, тем сильнее меняются стенки сосудов. В одних местах они утолщаются, в других становятся тоньше кончика иголки. Это приводит к тому, что на них оседают форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, факторы воспалений). Баня, сауна и даже горячая ванна могут спровоцировать тромбоз.
От того, насколько своевременно сделана операция, зависит выбор ее методики, сроки восстановления и, конечно, эстетический эффект. Например, сейчас у Юли настолько расширился передний медиальный приток на правой ноге, что некоторые его участки выпирают. Операцию нужно будет проводить в два этапа. Проблема с левой ногой решается проще.
Часто спрашивают – можно ли проводить операцию при тромбозе? Не в 100%, но в большинстве случаев это возможно. Просто потребуется подготовка (занимает от месяца до полугода).
Что стоит знать перед операцией, и как к ней готовиться?
Операция проводится под местной анестезией в два этапа:
- ЭВЛК – эндовенозная лазерная коагуляция
- Минифлебоэктомия по Варади (только на правой ноге).
Разрезы не делают — только проколы диаметром 2-3 мм. Процесс займет ≈ 2,5 часа. Оставаться в стационаре не нужно. На следующий день можно идти в офис.
Доктор попросил Юлю сдать анализы (она сделала это в той же клинике, за один день) и купить чулки 2 класса компрессии (в среднем стоят 5-6 тыс.). В этих чулках нужно будет ходить месяц после операции.
Андрей Манаев: Что нужно в день операции? Завтрак, чулки и хорошее настроение-) Одежда – любая удобная. Нежелательно в этот день садиться за руль. Я советую после операции минут 20 прогуляться, чтобы поработали икроножные мышцы.
Операция: как это было?
Юля: Нет, я не волнуюсь, все хорошо. Это не первая операция в моей жизни. Год назад мне удаляли грыжу под общим наркозом, а сейчас, тем более, будет местная анестезия. На выходных мы с сыном облазили пол-Москвы, гуляли по паркам. Вообще не думала про то, что «сегодня, понедельник – день тяжелый».
Доктор делает разметку выпирающих участков вен на правой ноге, и Юля отправляется в операционную.
Что будет врачи будут делать с ее ногами, Юля не увидит. Верхняя часть туловища накрыта стерильной простыней.
Левая нога: процедура ЭВЛК
Хирург делает УЗИ, чтобы выбрать точку доступа к большой подкожной вене.
Доктор спрашивает у Юли, делала ли она когда-нибудь мезотерапию. Она отвечает утвердительно. «Точно такой же коротенькой иголочкой я сделаю 4 укола в ногу. Потом может быть чувство распирания. Пройдет через несколько секунд».
В шприце – анестетик. Хирург вводит его в фасцию — волокнистую оболочку, покрывающую сосуд. Работа ювелирная: толщина фасции — 1 мм. В одной руке у доктора шприц, в другой – УЗИ-датчик, и он сверяется с изображением на мониторе.
Попадая в фасцию, анестетик сам распространяется вокруг вены. Пропитывает её, примерно как вода – спонж для макияжа-)
Дальше в большую подкожную вену вводится проводник, похожий на тонкую спицу. Юля этого не чувствует.
Устанавливается катетер. По вот этой трубочке через него поступает анестезирующая жидкость. Она не только обезболивает, но и создаёт вокруг вены подушку-буфер, которая будет защищать окружающие ткани от тепловой энергии лазерного излучения.
Юля говорит, ощущения приятные: «Микромассаж!» Трубочка действительно вибрирует, когда по ней поступает анестетик.
Главный инструмент хирурга – световод. Очень-очень тонкий кабель с лазерным наконечником.
Световод вставляется в катетер и попадает внутрь повреждённой вены.
Хирург постепенно вводит световод до «конца» большой подкожной вены. Той точки, где она впадает в глубокую (соустье).
А теперь главная часть процедуры: на световод подаётся лазерное излучение. Одновременно с этим хирург медленно вытягивает его из вены. Вот, что происходит внутри:
Тепловое воздействие лазера «выпаривает» кровь и склеивает стенки сосуда. Просвет закрывается, кровоснабжение сосуда прекращается.
Доктор спрашивает Юлю, как ощущения. «Неприятно, но не больно, терпимо».
Когда Юля говорит: «Ай, горячо!», хирург останавливается и «подкачивает» анестезию.
Юля рассказывает, что вчера составляла маршрут двухчасовой прогулки после операции: «Построила маршрут от «Клазко» до дома, я живу в районе Беляево». Доктор это слышит и восклицает: «Не 2 часа, а 20 минут! Я советовал погулять 20 минут!)».
Юля: А я решила, что 2 часа:) Ещё подумала: долго, устану, но что делать. Наверное, можно будет присесть на лавочку?:)
С левой ногой закончили. Само лазерное воздействие заняло минут 10, больше времени ушло на подготовку (анестезию, установку световода).
Правая нога: ЭВЛК + минифлебоэктомия
Сначала хирург делает всё то же самое: спаивает лазером нерабочую вену. Но, как он шутит, «правая нога короче». Имеется в виду, что тут удаляется короткий участок переднего медиального притока.
Видно, как лазер просвечивает сквозь кожу.
Дальше нужно удалить другие участки переднего медиального притока – те, которые вздуваются на ноге и выглядят неэстетично. (Их доктор отмечал при разметке.) Делается это с помощью процедуры минифлебоэктомии.
Доктор локально вводит анестезию.
Делает прокол.
Берет в руки инструмент, похожий на вязальный крючок – флебологический крючок Варади.
И вращает им, чтобы подцепить вену.
Андрей Манаев: Помню, когда я учился, мне это казалось невозможным – найти и подцепить вену вслепую. Но с опытом вырабатывается интуиция.
Доктор вытаскивает (правильно говорить – «выводит») участок сосуда с помощью разных зажимов. Затем удалят его.
Так же, через проколы, удаляются другие участки той же вены.
Операция закончена. Места проколов заклеиваются пластырем. (На этих участках будут синячки, пройдут через пару недель.)
В конце накладывается компрессионная повязка.
И надеваются чулки.
Юля: Всё отлично! По ощущениям было похоже на долгую мезотерапию (сколько длилась операция, чуть больше 2 часов?) или на лечение зубов под хорошей анестезией. Чувствуешь, как доктор что-то делает инструментами, но боли нет. Сильной — точно нет.
В конце операции думала, как же я сейчас встану и куда-то пойду? Ноги будто ватные. Но пока одевалась, собиралась и общалась с доктором, анестезия прошла. Сейчас онемения нет. Я не хромаю, хожу как обычно.
Андрей Манаев: Послезавтра мы встретимся с Юлей, я сниму повязку и сделаю УЗИ. До этого не следует снимать чулки и мочить ноги. Желательно не поднимать тяжести свыше 7 кг. (Если нужно взять на руки ребенка – аккуратно, без резких движений.)
После операции не рекомендуется долго сидеть без движения. Икроножные мышцы должны поработать. Гулять можно (не до состояния «гудения» в ногах). Бегать-прыгать — не стоит. Если собираетесь лежать и смотреть сериал, хотя бы раз в 2 часа прохаживайтесь на кухню за чаем или делайте мини-зарядку. Поставьте ногу на носок и повращайте стопой. Полезно для профилктики тромбоза, да и просто полезно – вены любят движение.
Может чувствоваться дискомфорт из-за наклеек на местах проколов. Болевых ощущений быть не должно.
Осмотр и перевязка
Через день Юля приехала в «Клазко» на осмотр.
Вот как выглядит левая нога:
Правая (на которой делали минифлебоэктомию):
Места проколов будут розовыми в течение 2-3 месяцев. А через полгода, убеждает доктор, Юля сама не разглядит, где они были.
Операция прошла успешно. В следующий раз Юля встретится с доктором через 3 недели, и мы покажем результат.
Клиника «Клазко» – ул. Малая Грузинская д.20/13, с.1
Тел.: +7 (495) 023-34-25
Цены:
- ЭВЛК – 160 000 руб.
- минифлебоэктомия – 40 000 руб.