Как изменить нос без операции — и стоит ли?
Изменение формы носа без операции — тема популярная, но противоречивая. Разбираемся с экспертами, стоит ли колоть в нос ботокс, филлеры и липолитики? Или риски перевешивают пользу?
Наши эксперты:
- Марина Миусова, врач-косметолог, заведующая anti-age отделением LazerJazz
- Елена Селиванова, врач-дерматокосметолог клиники «Петровка-Бьюти»
- Оксана Моисеенко, врач-косметолог, дерматовенеролог клиники Gen87
- Оксана Чащина, врач-дерматокосметолог
- Дариана Желябовская, врач-косметолог, дерматолог центра Nogerov Clinic
- Елена Привалова, врач-косметолог клиники Vitaura
Какие вообще есть способы изменения формы носа?
Елена Привалова: Самый кардинальный — хирургическая ринопластика. Но многие пациенты либо опасаются операций, либо хотят незначительных улучшений, которых можно добиться другими методами. Тогда применяется инъекционная ринопластика (введение филлеров на основе гиалуроновой кислоты), нитевой лифтинг, инъекции ботулотоксина.
Что может безоперацинная коррекция?
Оксана Моисеенко: Приподнять кончик носа и сузить ноздри.
Марина Миусова: Визуально укоротить нос, немного переместить и заострить кончик.
Елена Привалова: Сделать горбинку менее заметной, а спинку носа – более тонкой и ровной. Но результат не сравним с эффектом после хирургического вмешательства. Улучшение происходит в пределах нескольких миллиметров. Часто до идеала доводят уже прооперированый нос.
А чего не может?
Елена Селиванова: Серьезно уменьшить нос, изменить его форму, полностью убрать горбинку.
Марина Миусова: Укоротить основание носа, изменить количество хрящевой ткани, сузить крылья носа.
Елена Привалова: Исправить нарушения носового дыхания. В этом случае вам не к косметологу, а к ЛОРу и пластическому хирургу.
Есть мнение, что такие процедуры опасны. Это правда?
Оксана Чащина: В целом, да. Анатомия носа очень непростая. Он состоит из хрящевой части, мягких тканей (подкожно-жировая клетчатка, кожа) и мышц. В определенном смысле у носа есть много общего с конечностями: сложная система кровоснабжения, выраженная артериальная, венозная и лимфатическая сеть. И все структуры носа очень плотно прилегают друг к другу. Опасностей навредить тут много.
Елена Селиванова: Безоперационная коррекция носа, на мой взгляд, самая рискованная и неоднозначная процедура. Эффекты не сопоставимы с возможными осложнениями.
Какие именно могут быть осложнения?
Дариана Желябовская: Самое опасное — попадание материала, которым работает доктор, в сосуд. Итог — закупорка артерии (эмболия) и отсутствие кровоснабжения на определенном участке. Может возникнуть слепота, причем мгновенная. Артерия, которая снабжает кровью сетчатку, находится недалеко от артерии носа. Если ее закупорить, помочь пациенту можно только в первые 5-10 минут, сделав инъекцию рассасывающего препарата (лонгидазы). И введение этого препарата лучше доверить офтальмологу, потому что далеко не все косметологи и дерматологи умеют это делать.
Оксана Чащина: Из-за анатомических особенностей этой зоны также могут возникнуть серьезные осложнения при сдавливании сосуда — избытком препарата извне или из-за отека. Даже одна капля препарата может привести к недостатку кровообращения.
И что, все процедуры на носу настолько опасны?!
Елена Привалова: Нет. Но есть методики, которые используются только продвинутыми специалистами, имеющими ещё и хирургические навыки. Это, к примеру, введение нитей хирургического профиля — Aptos. Коррекция с их помощью (тредлифтинг) — уже операция, хоть и без разрезов.
Дариана Желябовская: Считаю, что филлеры тоже вводить достаточно рисковано — можно повредить и закупорить сосуд.
Давайте расставим методы по безопасности: от самого безопасного к самому опасному
1. Ботокс
Что именно делает?
Оксана Моисеенко: При помощи ботулотоксина можно приподнять кончик носа и сузить ноздри.
Оксана Чащина: Можно расслабить мимическую мускулатуру, что не только снижает количество морщин и может визуально сузить нос. С возрастом центральная часть лица подвержена гипертонусу мышц: из-за него нос кажется шире, образуются заломы. Вот тут ботокс и поможет: расслабит напряженные мышцы, уменьшит морщины. В результате нос будет казаться уже.
К слову, ботулотоксином (или, как сейчас его называют, нейропротеином) неправильно блокировать только одну группу мышц. Ведь когда мы расслабляем мышцы, соседние зоны остаются в состоянии гипертонуса, а теперь еще и получают дополнительную нагрузку. Так что в верхней трети лица ботулотоксином расслабляют мышцы на самом носу и в окружающих областях. Это уменьшает количество заломов, препятствует перемещению мягких тканей, приподнимает кончик носа, также есть небольшой эффект снижения гипертонуса носогубных складок.
Как работает?
Марина Миусова: Мышцы носа участвуют в движении крыльев носа, расширении носового прохода. С ними и работает ботулотоксин. Обычно инъекции делают в крылья носа и в мышцы, которые участвуют в сморщивании носа. При их расслаблении нос становится визуально уже.
Елена Привалова: Ботулотоксин помогает изменить форму носа за счёт перераспределения тонуса мышц. Мимика при этом не изменяется значительно. А вот глубокие морщины, которые деформирует форму носа, перестают закладываться.
Почему безопасен?
Дариана Желябовская: В отличие от плотного филлера, он не заблокирует артерию, это внутримышечное введение. Максимальное осложнение — синяк.
Кому подходит?
Марина Миусова: Метод используют часто, но он показан не всем. Результат будет только в том случае, если есть гипертонус мышц.
С чем сочетают? С филлерами.
Сколько длится эффект? Зависит от препарата и поставленной задачи. В среднем — 3-4 месяца, иногда — до 6.
2. Филлеры на основе гиалуроновой кислота и гидроксиапатита кальция
Что именно делает?
Елена Селиванова: Исправляет ассиметрию, визуально сглаживает горбинку.
Марина Миусова: Помогает перераспределить объемы: восполнить недостающее и за счет этого, к примеру, выпрямить визуально спинку носа.
Как работает? Препарат вводится подкожно и визуально меняет объемы.
Почему (не)безопасен?
Елена Селиванова: Этот метод сопровождается высоким риском сосудистых (ишемических) осложнений с некрозом тканей носа — из-за анатомических особенностей строения (плотное прилегание тканей, можно попасть в сосуд). Особенно в зоне риска — ранее оперированные носы — ведь точно сказать, как именно и насколько изменились во время операции плотность и расположение тканей, со стороны очень сложно.
Елена Привалова: Поэтому для введения используется канюля — она менее травматична, чем игла, и не повреждает сосуд (у нее тупой кончик, и она его просто не прокалывает).
Кому подходит? Тем, кто хочет незначительно изменить форму носа (сделать его визуально ровнее, короче или уже).
С чем сочетаются? С инъекциями ботулотоксина: процедуры не противоречат друг другу, а вместе позволяют получить эффект синергии.
Сколько длится эффект?
Марина Миусова: Как правило, действие препаратов на основе гиалуроновой кислоты сохраняется от 3 до 8 месяцев, иногда — до года (зависит от препарата и индивидуальных особенностей пациента). Филлеры на основе гидроксиапатита более рискованны из-за плотности препарата, но дают более четкий контур. Биодеградация происходит в течение 8-12 месяцев.
Елена Привалова: По моему опыту, эффективность филлеров в этой зоне более длительна, чем в других подвижных частях лица: 12-18 мес.
3. Нити
Что именно делают?
Елена Привалова: Показания – возрастной птоз носа, опущение кончика, широкий кончик (нитями его можно незначительно, но сузить).
Как работают? Механически приводят нос в нужное положение (к примеру, поднимают кончик носа и перемещают его в требуемую позицию).
Почему (не) безопасны?
Марина Миусова: Не считаю эту процедуру опасной (к примеру, при ней нет риска сосудистой эмболии, как при введении филлеров). Однако процедура требует от врача технических умений и навыков.
Кому подходят? Тем, кому нужно переместить кончик носа в нужное положение (слегка приподнять, визуально укоротить), выровнять и визуально сузить спинку носа и даже восполнить объемы.
С чем сочетаются? С инъекциями ботулотоксина: если нужно не только изменить кончик, но и убрать гипертонус мышц, который может усиливаться с возрастом. А это помогает визуально сузить нос.
Сколько длится эффект? От 1-2 лет (биодеградируемые нити) до 3-5 лет (небиодеградируемые, нерассасывающиеся нити).
4. Инъекции липолитиков
Что именно делают? Сужают нос, придают ему более четкую форму.
Как работают? Рассасывают жир.
Почему небезопасны?
Дариана Желябовская: Липолитики должны рассасывать жир, но жира в носу мало. Там хрящ, мышцы, тонкая жировая прослойка. То есть рассасывать практически нечего.
Оксана Чащина: Этот метод может привести к неравномерности эффекта, то есть внешность изменится не в лучшую сторону, а ровным счетом наоборот.
Марина Миусова: Я категорически против инъекций липолитиков в нос. Считаю, что такие методики применять нельзя: липолитические коктейли приводят к разрушению ткано-соединительных структур. Да и особого результата не будет, объем жировой клетчатки в районе носа не так велик. В лучшем случае будет временный легкий дренирующий эффект.
Кому подходят?
Оксана Моисеенко: Если нос «мясистый», кожа плотная и много подкожно-жировой клетчатки, в редких случаях используются инъекции непрямых липолитиков с лимфодренажным действием (препарат «Мезоскульпт»: он единственный допускается для работы на лице).
Елена Привалова: Эта процедура показана небольшой выборке пациентов с избыточным объемом мягких тканей и деформационно-отечным типом старения. С возрастом у некоторых нос начинает увеличиваться в объёме. В этом случае инъекции липолитиков могут помочь.
С чем сочетаются? С инъекциями ботулотоксина: он воздействует на мышцы и сочетании с липолитиками может дать более выраженный эффект.
Сколько длится эффект?
Елена Привалова: В зависимости от обмена веществ — 6-12 мес.
Очень опасно: кортикостероиды (гормональные гиполитики)
Оксана Моисеенко: Существуют прямые липолитики гормонального плана, например, «Дипроспан», которыми корректируют спинку носа. Это категорически противопоказано, потому что впоследствии такая процедура может вызвать атрофию и изменения хрящей.
Елена Привалова: Введение глюкокортикостероидов (ГКС), например, препаратов «Кеналог» и «Дипроспан» имеет свои строгие и очень редкие показания (используется для лечения послеоперационных рубцов и разрастания «костной мозоли» после ринопластики). Но некоторые недобросовестные специалисты используют их уменьшения объемов носа — этого делать категорически нельзя: можно разрушить хрящевую ткань.
Бонус: прищепка на нос
Елена Привалова: Если носить прищепку в подростковом возрасте или при беременности, то есть в период гормональных колебаний и роста тканей, можно сузить нос. Но метод варварский — все-таки существуют уже более щадящие и безопасные варианты изменения формы носа.
А можно заранее спрогнозировать и оценить результат?
Оксана Моисеенко: Перед нехирургическими способами коррекции формы носа (например, филлерами) можно сделать фотомоделирование. Хотя на нем будет мало что видно: все-таки оно предусмотрено для процедур, значительно изменяющих форму носа.
Что делать, если итоговая форма носа не устроила?
Оксана Моисеенко: Такое бывает и после хирургического вмешательства. В таком случае косметолог как раз и может дополнительно подкорректировать, довести до идеала и придать желаемую форму с помощью филлеров, нитей или ботулотоксина.
Елена Селиванова: Зависит от метода коррекции. Если использовались филлеры на основе гиалуроновой кислоты, их можно убрать рассасывающим препаратом (лонгидазой).
Елена Привалова: Если процедуры постоянно проводятся, но результат все никак не устраивает, возможно, стоит обратиться к психотерапии. Дисморфофобия — недовольство собственной внешностью — также является состоянием, с которым нужно работать. Но не косметологу, а психотерапевту.
Читайте также: