Независимый
Ресурс
О красоте

Дайджест BI: (вне)классное чтение!

Лена Коренькова
Лена Коренькова 4 сентября 2021 38
Дайджест BI: (вне)классное чтение!

Школьные списки литературы вечно вгоняли всех в тоску. А что скажете о нашем списке для чтения?:)

Для начала – занимательная статистика. Сервис аудиокниг Storytel совместно с мессенджером Viber решили узнать, какие произведения из школьной программы запомнились на всю жизнь и какие чаще всего перечитывают во взрослом возрасте. В опросе поучаствовали 2,5+ тысяч человек. Результаты:

  • 58% респондентов перечитывали произведения из школьной программы. 21% планируют этим заняться, 20% – не перечитывали и не собираются.
  • Книги, которые произвели самое сильное впечатление в школьном возрасте: «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера» Дюма, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, романы о Шерлоке Холмсе и книги про Гарри Поттера.
  • Чаще всего перечитывают «Войну и мир», «Мастера и Маргариту», «Преступление и наказание».
  • 26% считают, что ребенок сам должен выбирать литературу, которая ему интересна.
  • 16% убеждены, что детям необходимо читать всю школьную программу.
  • 14% опрошенных уверены, часть школьной программы давно пора заменить.

Судя по опросу, школьная программа ассоциируется с Достоевским, Толстым, Булгаковым, Пушкиным. Но почему? Ведь были совершенно чудесные Зощенко и Лесков. А вспомните список зарубежной литературы: приключения Гекльберри Финна и Оливера Твиста это же наши первые «триллеры» и «сериалы»! «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» – первый «ужастик». Да, школьная программа была местами унылой и, пожалуй, требует апгрейда. Но в ней было не только «Тварь ли я дрожащая или право имею». Хотя и это вовсе не лишне.

Мы, правда, этим летом к школьной программе не возвращались, но тоже нашли, что почитать.


Юля: «Выгорание», Эмили и Амелия Нагоски

«Жизнь без отдыха убивает нас. В буквальном смысле. Отводить себе время на отдых – не роскошь, а вопрос выживания«.

Сестры Эмили и Амелия написали книгу о выгорании именно у женщин: обосновали, почему оно с нами происходит, и как с ним бороться. Я живу в режиме выгорания четвертый год, и у моего восстановления были разные фазы — но сейчас, с ребенком-тоддлером, открываю для себя «что-то я устала и ничего не могу» с совершенно новой стороны.

Авторы говорят, что жизнь женщины сегодня устроена так, что не выгореть почти невозможно. Общество постоянно требует давать-давать-давать, не жалуясь, при этом хорошо выглядеть и успевать делать карьеру. Сперва постоянные отсылки к патриархату мне казались излишними — но прошло два месяца, как я дочитала книгу, и с тех пор постоянно нахожу подтверждения, что Эмили и Амелия правы. Мы даже отдыхаем с ужасным чувством вины. Потому что отдых — это же так эгоистично!

«Синдром донора – ложное, но весьма заразное убеждение, будто все ваши силы, время, внимание, любовь и даже ваше тело (все, что составляет вашу человеческую сущность) вы обязаны приносить в жертву окружающим, чего бы вам это ни стоило».

Кажется, что вам эта фраза везде жмет, и как-то сложно с ней согласиться, да? А если переформулировать — и вот вы все свои силы, время, внимание, любовь отдаете ОДНОЙ СЕБЕ — от такой формулировки нет легкой неловкости? -) Если словили неловкость — вот, это оно!

Лично мне было сложно признать и, соответственно, принять, что мне нужно больше отдыха, чем это считается нормальным (кем считается?.. ну я хз, откуда эти нормы). Условно, вот есть два выходных — и будь добр, к понедельнику быть в форме. А мне нужны три! Но вместо того, чтобы дать себе эти три выходных, я ругаю себя, что я такая слабая (а также, несомненно, ленивая). Или ищу оправдания: столько болела, столько дел уже сделала, а вот там – стрессовала. И поэтому мне бы чу-у-уточку больше отдыха. Вместо того, чтобы, встав с утра, оценить объективно свое состояние «кажется, у нас тут троечка из пяти максимум» — и дать себе то, что нужно в этот момент — отдых, заботу, сочувствие.

«Лечение от выгорания – не самопомощь, а взаимопомощь. Взаимная забота друг о друге». Если вы очень устали и при этом как будто ходите по кругу — почитайте.


Лена: «Загадка номера 622», Жоэль Диккер

Какое-то время у меня был читательский перерыв, я смотрела кино и сериалы. Но тут задалась целью ложиться пораньше. Заменила ноутбук на книгу — по идее, она должна настраивать на сон. И что бы вы думали, теперь по ночам я читаю:) И в метро, и в выходные тоже. На фотке — моя книжная полка августа. (Обратили внимание на справочник Розенталя и усмехнулись? Зря, упоительное чтиво! Не дай бог мне после этих слов пропустить хоть одну запятую:)

То, что Жоэль Диккер выпускал после «Правды о деле Гарри Квеберта», я пропустила. (Впрочем, «Книгу Балтиморов» и «Исчезновение Стефани Мейлер» не очень-то хвалят. Что скажете, знатоки, стоит оно потраченного времени?)

А вот его последнюю «Загадку номера 622» поглотила залпом. Что было в письме? Чем Макер разозлил отца? Кто, наконец, лежал на ковре номера 622?

«Встречаемся сегодня вечером в 23.30 в парке Бертрана у большого пруда. Если хотите стать президентом банка, не опаздывайте. Никому ни слова!»

Писатель отправляется в швейцарский отель и узнаёт, что много лет назад там было совершено убийство. Он бы не стал впутываться в эту историю, но знакомая подначивает его на расследование.

Мне не слишком нравится манера Жоэля Диккера заводить сюжет в дебри, из которых не выбраться без элемента фантастики. Но это не отменяет главного достоинства его книг: невозможно остановиться, пока не дочитаешь до корки.

Лена: «Эссенциализм. Путь к простоте», Грег МакКеон

Читаю нон-фикшн только по рекомендациям людей, чьему мнению доверяю. «Эссенциализм» советовал Серёжа Остриков и Наиля Асланова, и эта книга действительно оказалась полезна.

«Если вы не готовы расстаться со старым пиджаком, задайте себе вопрос: «Если бы у меня его уже не было, за сколько я был бы готов его купить?» Или применительно к делам: «Если бы у меня не было этой возможности, что бы я мог сделать, чтобы её получить?»

«Эссенциализм» – конечно, не об одежде и даже не о тайм-менеджменте. Скажем так: это здравый способ мышления, который куда-то пропадает под гнётом: «Ты должна/должен», «Надо успеть и то, и другое».

«Мои клиенты рассказывали, что в их компаниях выделяют первый, второй, третий, четвертый и пятый приоритет. Теоретически это должно иллюстрировать, что компания ставит перед собой много важных целей. На практике это показывает, что компания просто не может разобраться, какая задача самая главная.

Если мы сами не можем выбрать, на что направить свое время и энергию, за нас это делают другие: начальство, коллеги, клиенты или даже члены семьи. Итак, мы либо сами принимаем решения, либо позволяем другим людям контролировать нашу жизнь».


Оля: «Ужин», Герман Кох

«Несчастью всегда нужна компания. Несчастье не переносит молчания, особенно неловкого молчания вдвоем».

Самое интересное для меня – как читателя и зрителя – это анатомия преступления. Если книга или фильм отвечает на вопрос «кто преступник», выходит детектив. Если «как?» — триллер. Если «почему?» — драма.

Кто-то любит чистый жанр, но мне нравятся авторы, способные смешать кровавый стилистический коктейль.

Если вам тоже нравится, вот вам книга Коха. Я читала ее несколько лет назад, но на днях захотелось перечитать – уж очень плотно застряла эта история в памяти.

На чопорный семейный ужин в пафосном ресторане собрались два брата с женами. Один из братьев, Серж, — знаменитый политик, будущий премьер-министр. Другой брат, Паул, — бывший учитель истории с неустойчивой психикой. Их сыновья, двоюродные братья, убили бездомную женщину. Случайно сожгли заживо и выложили видео об этом на YouTube. Чтобы их участие в преступлении не всплыло, нужно сделать одно дело. О, сущую мелочь: убить случайного свидетеля.

«Я надеялся, что проблема рассосется сама собой, что по прошествии времени внимание к тому трагическому случаю ослабнет, людей захватит какая-то другая новость и взрыв канистры сотрется из их коллективной памяти. Где-то случится вооруженный конфликт, а еще лучше террористический акт, с большим количеством жертв среди гражданского населения, и люди примутся сокрушенно качать головами. Нескончаемая вереница карет «скорой помощи», искореженные вагоны поездов или метро, снесенный взрывной волной фасад десятиэтажного здания – только таким образом бездомная из банкомата сможет отойти на второй план как пустячный инцидент на фоне крупной катастрофы.«.

Эта книга не только о преступлении (и неминуемом наказании). Она о том, что темная сторона, которой мы так стесняется – тоже часть нас. И порой лишь обратившись к ней, мы можем выжить. И как же жутко наблюдать, как под влиянием неотвратимости люди сбрасывают маски. Жутко, потому что узнаваемо.

«Ужин» тематически и интонационно напоминает «Резню» Романа Полански. И там, и там главный вопрос – на что мы готовы ради своих детей? На обман? На унижение? На убийство?

«…Приглушенным голосом, в котором сквозила жажда сенсации, – когда люди получают возможность приблизиться к смерти на безопасное для себя расстояние, они ее не упускают».

Никому не пожелаешь оказаться в ситуации главных героев. Но как бы поступили на их месте вы?..

Кстати, по этой книге снято уже три фильма.


Карина: «Татуировщик из Освенцима», Хезер Моррис

Не очень большой роман, основанный на воспоминаниях Людвига Соколова о жизни в Освенциме. Прототип Людвига – 24-летний парень Лале, который в попытке спасти родных отправляется на специальном поезде «работать на немцев».

«Изложено требование, чтобы каждая еврейская семья предоставила отпрыска старше восемнадцати лет для работы на германское правительство. <…> Плакат жирным шрифтом предупреждал о том, что если семья имеет такого отпрыска и не сдаст его, то вся семья будет отправлена в концентрационный лагерь. Макс, старший брат Лале, сразу же сказал, что поедет он, но Лале не хотел даже слышать об этом. У Макса жена и двое маленьких детей, он нужен дома.»

Поезд привозит Лале к металлическим воротам с надписью «Arbeit macht frei» («Труд освобождает»). Он становится татуировщиком: теперь его работа — набивать на руки таких же заключённых их номера. Его положение считается привилегированным: он лучше ест, не живет в общем бараке, свободно перемещается по территории. Используя своё положение, он пытается помогать другим узникам. Попадается. Выживает. Вновь помогает.

Самое яркое чувство после книги — удивление. Оказывается, в Освенциме была жизнь. Находясь в совершенно адских условиях, люди находили друзей, влюблялись, думали о родных, верили.

Для меня все книги и фильмы о фашистских концлагерях были похожи на чёрную пропасть — ты в неё падаешь и с самой первой секунды падения знаешь, что никогда не вынырнешь. Здесь же с первых страниц все пропитано надеждой. Звучало бы почти кощунственно, если бы это не были реальные воспоминания — история об Освенциме, но не о страхе и смерти. А о любви и человечности. И, наверное, это первая книга, которую я прочитала, включая подскриптум, послесловие и даже благодарности.

«Превыше всего я помню тепло нашего дома, всегда заполненного любовью, улыбками, привязанностью, и едой, и резким суховатым остроумием отца. Я рос в удивительной атмосфере и всегда буду благодарен родителям за то, что научили меня так жить.»


Яна: Марина Абрамович, «Пройти сквозь стены». Автобиография в новой редакции. И… Manuel De Francais, Попова-Казакова-Ковальчук

Для начала — алаверды Юле. (Спорим мы с ней, кстати, так часто, что #дорогаяредакция называет нас «Юль» и «Янь»:) Так вот, отвечая на.

«И вот вы все свои силы, время, внимание, любовь отдаете ОДНОЙ СЕБЕ — от такой формулировки нет легкой неловкости? -)» — неловкости нет, есть жуткая тоска и уныние:))) Это ж очень грустно, если я себя отдаю только себе. Гораздо приятнее отдать себя вот, к примеру собаке Поршу, он же Полкан.

Который, кстати, решил вместе со мной грызть французский. Причем в буквальном, как вы видите, смысле.

Я — в фигуральном, ясное дело. Зато в -цатый раз. Не знаю толком, что меня пробило. Или — все-таки знаю?.. Незакрытый гештальт, досада на себя, что бросила когда-то, и стойкое ощущение, что, если я его (французский) все-таки освою, то жизнь моя заиграет новыми красками. (И нет, никто меня к этому не вынуждает, никаких там «женщина должна все, в том числе «плакать по-французски» (С).


Стоит ли цитировать вам учебник для 1 курса вузов и факультетов иностранных языков под редакцией Поповой-Казаковой-Ковальчук, право, не знаю. Но на всякий случай напишу фразу, которую помню с тех самых пор, когда совершался подход №1: «Madame Armal va a la gare«. Авек са пти шьян, разумеется. (Со своей маленькой собачкой, угу).

А вот про автобиографию Марины Абрамович (потрясающего современного художника-перформансиста, одного из тех, с кого начался этот жанр) скажу подробнее. Хрестоматийный пример ее творчества — эксперимент, когда она разложила перед публикой разные предметы, некоторые вполне безобидные и милые, типа флакон духов, зеркало и роза, но был там и заряженный пистолет, и нож, и ножницы. И встала перед этой самой публикой сама, на 6 часов разрешив людям делать с собой все, что угодно. Сначала все было чинно-мирно. А потом началось. Какой-то чувак разрезал ей на груди на футболку. Другой воткнул ей в шею булавку. Ее ставили в разные позы (не очень пристойные). И, наконец, положили на стол, раздвинули ноги и воткнули между ними нож. А публика была, меж тем — итальянский истеблишмент с женами. Приличные с виду люди.

«Мой опыт говорит, что, если оставить решение за публикой, тебя могут убить».

Абрамович исследовала человеческую (и свою, в первую очередь — свою) натуру так, как ни один психолог не препарировал ни себя, ни клиента. И в своей автобиографии рассказывает об этих раскопках — отстраненно, иногда с юмором, иногда — холодно, всегда — завораживающе. Идите и читайте, даже если на современное искусство вам все равно.

И присмотритесь к объяве ниже. Я — фанат Storytel, потому что там классные книги, которые читают отличные актеры, и это дает возможность читать (слушать) хоть Достоевского (если мы начали со школьной программы), хоть «Петровых в гриппе», хоть «Дюну» без отрыва от руля автомобиля или приготовления рыбы-фиш.


Сейчас Storytel проводит акцию: 60 дней бесплатного доступа для новых пользователей. Для получения – подпишитесь на Storytel до 23:59 (по московскому времени) вторника, 7 сентября.


А вы что читаете? Расскажите, какие книги произвели наибольшее впечатление? Авторы трёх лучших комментариев получат призы от сервиса аудиокниг Storytel – подписку на полгода!


Читайте также:

(18 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...