Независимый
Ресурс
О красоте

Как закрыть гештальт (и надо ли)?

Оля Третьякова
Оля Третьякова 24 сентября 2021 25
Как закрыть гештальт (и надо ли)?

«Закрыть гештальт» — фраза настолько расхожая, что мы используем ее по поводу и без. Чаще — без: «Пойду закрою гештальт и домою полы». А что такое гештальт на самом деле? И зачем его закрывать? А что будет, если оставить открытым? Расспросили экспертов-психологов.

Наши эксперты:

  • Елена Соллогуб, гештальт-терапевт, семейный психолог.
  • Юлия Карачёва, врач-психиатр, психотерапевт медицинского центра «Атлас».
  • Ольга Василиадис, клинический психолог

Что такое гештальт?

Гештальт (от нем. gestalt — целый, полный образ) — образ, форма или структура, которая воспринимается как неделимая, но на самом деле состоит из многих компонентов. Возьмем для примера музыку: мы воспринимаем ее как нечто цельное, хотя это набор нот, громкость и скорость звучания, мастерство исполнителя и даже качество записи. И это все (а также настроение, воспоминания, ассоциации) влияет на ее восприятие.

Но какое отношение гештальт имеет к отчетам, глажке вещей и шопингу? Ну или к психологии?..

Откуда взялось это понятие?

Ольга Василиадис: Это понятие — основа гештальт-терапии (основатель — Фредерик Перлз). Специалисты этого направления считают, что вся наша жизнь — серия гештальтов: разнообразных потребностей, которые возникают и удовлетворяются вследствие контакта с окружающим миром. Удовлетворение потребности — закрытие гештальта. Мы проголодались — ищем возможность перекусить. Влюбились — хотим близости с объектом. Когда потребность не удовлетворяется, возникает тот самый незакрытый гештальт.

Юлия Карачёва: Говоря о незакрытом гештальте, мы имеем в виду то, что не получило логического завершения. У него есть еще одно название — эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия). Блюма Вольфовна Зейгарник, выдающаяся отечественная специалистка в области психологии, еще в 1925 году заметила, что официанты, выполнившие заказ, тут же о нем забывают, а вот незавершенный сохраняется у них в памяти. Дальнейшие исследования помогли понять, что нерешенные задачи создают у человека эмоциональное напряжение. Именно поэтому мы так часто вспоминаем неудачи и незаконченные действия.

А можно конкретные примеры незакрытых гештальтов?

Ольга Василиадис: Нереализованные желания. Чувства, которые мы не смогли выразить: гнев, горе, печаль, возмущение. Неразрешенные ситуации в отношениях с семьей, любимыми, друзьями.

Елена Соллогуб: Классический пример в отношениях — развод. Часто, разводясь на бумаге, супруги эмоционально не завершают отношения и продолжают испытывать друг к другу разнообразную гамму чувств.

Юлия Карачёва: Когда эпизод любимого сериала обрывается на самом интересном месте. Вы запоминаете сюжет и ждете продолжения.

Чем опасен незавершенный гештальт?

Ольга Василиадис: Незавершенные гештальты заставляют возвращаться в определенную ситуацию, вести внутренней диалог с тем, кто нас не слышит. Это съедает энергию, которую мы могли направить на созидательные цели.

Незакрытый гештальт может повлиять не только на самого человека, но и на его детей. Классический пример – попытка реализовать свою детскую мечту через ребенка, не считаясь с его желаниями.

Елена Соллогуб: Мы не всегда осознаем, что вот это и есть тот самый незакрытый гештальт. А тем временем он влияет на нашу жизнь: заставляет вести себя непредсказуемо, бросать на полпути важные проекты, разрушает ценные отношения. Поэтому ситуацию нужно взять под контроль: выявить, осознать, закрыть.

Значит, любой гештальт надо закрывать?

Елена Соллогуб: Невозможно закрыть все гештальты. Но имеет смысл проработать те, что вызывают тяжелые переживания и ухудшают качество жизни. И кстати! Есть одна важная тонкость. Она касается творческих людей. Для них стресс и незакрытые гештальты могут быть источником вдохновения. Решили проблему — перекрыли источник творчества.

И как же закрыть гештальт?

Елена Соллогуб: В отношениях – попробуйте поговорить. Банальный совет, но он работает: озвучить проблему — сделать первый шаг к ее решению. Пока она крутится у вас голове, то как бы и не существует. Проговорить ее — значит сделать реальной.

Дальше — по ситуации. Если не получается разобраться самостоятельно, обратитесь к терапевту. Не обязательно именно к гештальт-терапевту — можно пойти к представителю любого направления. Не везде будут именно закрывать гештальт, способы работы у специалистов разные. Но в результате вам станет легче.

И, кстати, это касается не только отношений внутри пары. Незакрытым гештальтом, мешающим спокойно жить и развиваться, может быть проблема в семье, на работе, она может касаться карьеры и образа жизни в целом.

Ольга Василиадис: Если упростить, вам надо определить потребность, смоделировать вместе с психологом путь до удовлетворения этой потребности и пройти его — в безопасном формате отношений клиент-терапевт. Это поможет закрепить новую поведенческую и эмоциональную реакцию на ситуацию.

Можно ли сделать это самостоятельно?

Елена Соллогуб: Конечно. Люди могут закрыть большинство своих гештальтов сами. Специалист же может помочь пройти тот же путь чуть быстрее и с меньшим количеством затраченных ресурсов. Скажем, если вас мучает, что вы недоговорили с человеком, которого больше не увидите, терапевт может использовать «технику пустого стула». Вы ставите перед собой стул, мысленно сажаете на него собеседника и говорите ему все, что давно хотели высказать.

Юлия Карачёва: Есть гештальты, которые можно закрыть самостоятельно, а есть такие, где не обойтись без специалиста. Часто причина взрослых проблем — ранний детский опыт взаимодействия со значимыми людьми. И неспециалисту порой сложно понять, какие именно потребности не удовлетворялись, как научиться их замечать и удовлетворять сейчас.

А как будет помогать специалист?

Ольга Василиадис: Кроме «техники пустого стула», в арсенале гештальт-терапевта работа с заблокированным дыханием, телом и голосом, со снами, воображением, монодрама и психодрама (проигрывание пережитых эмоций по ролям). Один из ключевых моментов — налаживание контакта с собой, своими эмоциями. Самый частый вопрос, который задает гештальт-терапевт: «Что вы сейчас чувствуете?» Важно уметь осознавать и называть свои чувства.

Что, если отпустить давнюю обиду не получается: родители умерли, к бывшему мужу нет доступа?

Елена Соллогуб: Есть несколько вариантов:

  1. Обратиться к психотерапевту, у которого в арсенале различные способы разрешения внутренних конфликтов, в том числе в отношении умерших или не желающих общаться людей. В частности, техника «пустого стула», о которой говорилось выше.
  2. Использовать самостоятельные техники. Например, письменные: ведение дневников, написание неотправленных писем.
  3. Еще один способ – попытаться сублимировать энергию в творчество: рисование, танцы, вокал, написание стихов, занятия в театральной студии и т. д. Не факт, что это не поможет напрямую завершить ситуацию, но будет способствовать переработке сложных переживаний.

Поможет и сочетание этих методов.


Что мы об этом думаем?

Яна З: В детстве, ранней и не очень ранней юности я вела дневник. Классический дневник, общая тетрадка в клеточку, таких тетрадок у меня к моему тридцатнику накопилось — целый чемодан. Страшно боялась, что кто-то это все прочтет. Иногда — да, случалось, ни к чему хорошему не приводило, но я все равно писала. Не каждый божий день, конечно, — как получалось и когда хотелось. Двигали мной, как я сейчас понимаю, два обстоятельства. Во-первых, мне просто нравилось писать. Во-вторых, была потребность назвать все мои юные эмоции своими именами, а иначе б они меня просто накрыли и снесли. Но, ничего не зная про гештальт-терапию, я объяснялась со своими обидчиками и теми, кого обижала сама, брошенными парнями, родителями, которые в который раз не могли понять мою страсть не спать ночами и курить в форточку. И, черт возьми, это работало.

Короче, если что-то или кто-то вас не отпускает: «так возьми, досконально изложи на бумажной четвертушке — с кем в ладу, с кем немного не в ладу, чем допек утробный вой. Помнишь, в прошлом столетии писал Александр Сергеич Пушкин про такую забавную игру — бой Руслана с головой» (С). И, главное, не врите себе. Если страшно — ту самую бумажную четвертушку всегда можно порвать и сжечь, чтоб никто ни о чем не догадался. Но вот что интересно: нужна именно бумага и ручка. Компьютер и Word не годятся. Почему? Не знаю, но какой-нибудь гештальт-терапевт бы точно объяснил. А вы как думаете? Пробовали таким образом закрывать гештальты?:)


Наши эксперты:

Юлия Карачёва
Врач-психиатр, психотерапевт

Психотерапевт медицинского центра «Атлас». Специализируется на тревожных, депрессивных, психосоматических расстройствах, а также расстройствах приема пищи. Член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Елена Соллогуб
Гештальт-терапевт, семейный психолог

Практикующий гештальт-терапевт и супервизор, системный семейный психотерапевт. Ведет прием в психологическом центре «Практика». Специализация: межличностные отношения, в том числе супружеские и детско-родительские; работа с травматическим опытом, фобиями, психосоматическими расстройствами, с вопросами самооценки. Опыт практической работы более 12 лет.

Фокус научных интересов: взаимоотношения супругов на стадии «опустевшего гнезда», а также работа над проблемами взаимодействия «врач-пациент».

Ольга Василиадис
Клинический психолог

Специалист в области детской и семейной психологии.


Читайте также:

(17 оценок, среднее: 4,12 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...