Линда Евангелиста vs Zeltiq: может ли криолиполиз вызвать ожирение?
Супермодель 1990-х Линда Евангелиста подала в суд на производителей аппаратов для криолиполиза CoolSculpting by Zeltiq. Она утверждает, что процедура ее изуродовала и спровоцировала депрессию. Что думают по этому врачи-косметологи?
Наши эксперты:
- Юлия Мельникова, к.м.н., врач-дерматовенеролог, косметолог сети клиник «Атлас»
- Анна Шестакова, врач-косметолог, специалист по коррекции фигуры клиники Lazerjazz
На днях в инстаграме одной из самых известных топ-моделей 1990-х Линды Евангелисты (именно ей приписывают знаменитую фразу «Меньше, чем за $10 000, я даже не встану с постели») был опубликован следующий пост (перевод редакции):
«Сегодня я делаю большой шаг в надежде исправить ошибку, которую я держала при себе и скрывала больше пяти лет. Обращаюсь ко всем моим читателям, которые спрашивали, почему я не работаю, в то время, как мои коллеги продолжают успешную карьеру? Причина в том, что меня изуродовала процедура Zeltiq CoolSculpting. Ее эффект оказался противоположным обещаниям. Процедура не уменьшила, а увеличила мои жировые клетки и навсегда меня деформировала — несмотря на то, что после этого я сделала две болезненные корректирующие операции. В итоге я стала, как меня описывают в медиа, неузнаваемой».
После криолиполиза, пишет Линда, «у меня возникло осложнение — парадоксальная жировая гиперплазия (по-английски — PAH), о риске которой перед процедурой меня не предупредили. Это не только меня изуродовало, но и погрузило в тяжелую депрессию, спровоцировав постоянную печаль и отвращение к себе. Из-за этого я стала затворницей.
Я подаю в суд, чтобы придать свою историю огласке и избавиться от стыда. Я устала так жить. Я хочу выходить из дома с поднятой головой, несмотря на то, что я больше себе не нравлюсь».
Других подробностей до сих пор ни в нашей, ни в зарубежной прессе не появилось. Какую именно зону Линда корректировала с помощью криолиполиза? Tatler.ru пишет со слов представителей Allegran (нынешних владельцев Zeltiq), что коррекции подвергался второй подбородок, но не ссылается при этом на источники и не приводит собственно цитату. Какие «другие операции» прошла модель, чтобы это исправить? Неизвестно.
Считалось, что парадоксальная жировая гиперплазмия (РАН) — осложнение крайне редкое. По информации Zeltiq, его риск – 0,025 % (то есть 1 случай на 4000). Но по данным исследования 2018 года, оно случается гораздо чаще – в 1 случае из 138. Кому верить? Непонятно.
Суть претензий Линды (по данным информационного агентства «Рейтер», она требует компенсации в $50 млн) – отсутствие предупреждения о риске такого побочного эффекта: мол, даже на сайте оно появилось только после того, как Евангелиста публично рассказала свою историю. Вот как это выглядит:
Сейчас Линде 56 лет. Несколько лет она практически не появляется на публике. Только в 2017 папарацци подстерегли ее в аэропорту и, конечно, добрые языки тут же отметили, что выглядит она совсем не как в 25. Однако тогда Линда свой внешний вид никак не прокомментировала.
В конце концов, она столько сделала для модельного бизнеса, что имела полное право отдохнуть от модельных стандартов. Но свежие фото в соцсетях Евангелиста не выкладывала с 2019. Теперь понятно, почему.
Что такое этот Zeltiq?
Напомним: это криолиполиз, который еще называют «безоперационной липосакцией с помощью холода». Проводится процедура с 2009 года, одобрена FDA и основана на дозированном охлаждении подкожной жировой клетчатки, при которой включаются процессы апоптоза жировой клетки (то есть естественные запрограммированные процессы ее гибели). После этого клетки выводятся из организма естественным путем — обычно 25-40% после каждой сессии (их может быть несколько). Первые результаты видны через месяц, окончательные — через три.
Мы проходили процедуру Zeltiq сами и приглашали волонтеров.
В большинстве случаев, обещает производитель, во время и после процедуры нет болей и сильных отеков. Но бывают исключения.
Личный опыт
Оля Третьякова: Я прошла процедуру Zeltiq в 2018 году. После нее две недели у меня сохранялся сильный отек, а потом еще месяц живот болел от прикосновения – по ощущениям, внутри словно был свежий синяк. Через три месяца неприятные ощущения прошли, а жир на животе рассосался.
Вот фото – вверху «до», внизу – после, спустя 3 месяца.
Спустя три года жир снова на месте. Ровно на тех же местах. Правда, за это время случилась пандемия, я бросила спорт и вообще стала гораздо менее критично относиться в своей внешности (читай – прилично набрала). Наверное, вряд ли в этом виноват Zeltiq.
Что говорят эксперты?
- Так что же случилось с Линдой?
Юлия Мельникова: Трудно судить, не увидев фотографии «до» и «после» и не поняв, о какой области идет речь. Но вообще парадоксальная жировая гиперплазия — очень редкое побочное явление. Что это? Разрастание жировой ткани в области холодового воздействия, повторяющее форму аппликатора и возникающее через 2–3 месяца после процедуры. Причем эта история локальная: если насадка была на животе, то щеки или, например, бедра не увеличатся. В какой зоне модель делала криолиполиз — об этом точной информации нет. Может, в зоне второго подбородка, может, на животе, а может, и там, и там. Так что наши предположения — всего лишь догадки.
- Почему случается эта самая парадоксальная жировая гиперплазия?
Анна Шестакова: К сожалению, причины, по которым жировая ткань реагирует разрастанием, неизвестны. На сегодняшний день это считается индивидуальной реакцией организма, которую невозможно спрогнозировать. Чаще всего такие осложнения встречаются у мужчин после проведения процедуры в области молочных желез.
- Правда ли, что людям, у которых зафиксировано такое осложнение, Zeltiq бесплатно делает липосакцию?
Анна Шестакова: Да, правда. Компания просит информировать головной офис о каждом таком случае. Если установлено, что это осложнение от криолиполиза (в этом помогут фото «до» и «после», плюс у парадоксальной жировой гиперплазии очень характерные симптомы), через два месяца после процедуры компания предлагает бесплатно сделать липосакцию в пострадавший области. Причем неважно, в какой стране человек находится — компания оплатит все расходы.
- Как считаете, скандал с Линдой повлияет на популярность процедуры?
Анна Шестакова: Думаю, что нет. Во-первых, производитель не скрывает, что подобное осложнение возможно. Во-вторых, оно случается крайне редко (за все годы работы нашей клиники такое не случалось ни разу). В-третьих, компания за свой счет устраняет последствия.
Мы будем следить за развитием событий.
Наши эксперты:
Читайте также: