Кому и зачем нужен нутрициолог?
Нутрициолог — это модно. Но чем он отличается от диетолога? И зачем они вообще нужны, эти нутрициологи?
Наши эксперты:
- Полина Королева, врач-диетолог, эндокринолог сети клиник «Атлас»
- Наташа Богданкевич, нутрициолог, бьюти-эксперт
- Евгения Дергачева, нутрициолог
- Наталья Горбунова, нутрицолог
- Ульяна Румянцева, к. м. н., врач-эндокринолог, врач-диетолог «СМ-Клиники»
Нутрициолог – кто это? Откуда вообще взялось это слово?
Полина Королева: Нутрициология — наука о питании. Следовательно, нутрициолог — специалист, занимающийся вопросами влияния компонентов пищи на здоровье.
Евгения Дергачева: Нутрициолог — это специалист, который разбирается в:
✔️Устройстве пищеварения.
✔️Составах продуктов и их сочетаемости.
✔️Организации питания.
✔️Воздействии еды на организм.
А в чем отличие нутрициолога от диетолога?
Полина Королева: Диетолог — врач. У него диплом терапевта, педиатра, гастроэнтеролога или эндокринолога. Он учился в ординатуре или проходил профессиональную переподготовку. Врач-диетолог организует питание в больницах и санаториях, составляет лечебное меню.
Ульяна Румянцева: Где-то работа диетолога и нутрициолога пересекается: оба объясняют, как выбирать продукты, учат их сочетать, помогают скорректировать рацион для повышения работоспособности, выносливости, профилактики заболеваний.
Но есть отличия. Вот основные:
- Нутрициолог не может поставить диагноз, он может только давать советы по вопросам правильного питания.
- Нутрициолог не может назначить лечебную диету. К его услугам могут прибегать только здоровые (или практически здоровые) люди.
- Нутрициолог может подобрать продукты на основании информации о дефиците определенных витаминов и микроэлементов. Но он не может назначать медицинские препараты, содержащие эти элементы. Это делает врач.
Наташа Богданкевич: Важно разделять: диетология — раздел медицины, а нутрициология — раздел науки о питании. Нутрициолог и диетолог могут работать сообща: у человека есть диагноз и медицинские назначения от врача, и, чтобы выстроить рацион, он с ними приходит к нутрициологу.
А бывают врачи-нутрициологи?
Ульяна Румянцева: Конечно. Чаще всего курсы нутрициологов оканчивают диетологи, гастроэнтерологи, эндокринологи.
Получается, мы не умеем есть? А нутрициолог научит?
Наташа Богданкевич: Да, как ни странно, многие люди не умеют правильно питаться на долгой дистанции. В школе нас этому не учили, пищевые привычки в семье тоже не всегда здоровые. Среднестатистический человек имеет некоторое представление о принципах здорового питания, но использует их краткосрочно. Скажем, чтобы похудеть к пляжному сезону. Банально, но факт: важно выстроить рацион, которого можно придерживаться постоянно, сформировать правильные пищевые привычки. Это нужно для профилактики заболеваний: к примеру, сахарный диабет 2 типа во многом зависит от образа жизни, а не от генетики.
Почему нутрициология вдруг стала так популярна?
Наташа Богданкевич: Тренд возник в 2015–2016, но в последние год-два достиг пика. Почему? Во-первых, стать нутрициологом можно довольно быстро. Во-вторых, работать можно онлайн, а во время карантина популярность таких специальностей возросла. Думаю, общий тревожный фон тоже играет роль — люди хотят заботиться о здоровье.
У нутрициолога в США, Европе и России разная квалификация? Или они все одинаковы?
Наталья Горбунова: Нутрициолог в США – специалист с высшим образованием в сфере питания (Nutrition Therapist). Ему нужно пройти 1000 часов контролируемой практики и сдать экзамены. Потом он может работать больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах. И потом консультировать людей по вопросам снижения веса. В России нутрициология как самостоятельная зарегистрированная профессия пока не конца сформировалась. Она проходит этап становления. В государственном реестре специальностей нет профессии «нутрициолог». Нигде нет прописанных стандартов обучения. Я прошла несколько учебных программ в России — везде разные подходы. Где-то в основе совместная работа с врачом, где-то — аюрведа.
Как отличить грамотного нутрициолога от неграмотного?
Наташа Богданкевич: Раз нутрициология — раздел науки, то нужно придерживаться доказательного подхода. И опираться на исследования, а не только на личный опыт одного эксперта.
На что опирается грамотный нутрициолог? В первую очередь — на рекомендации международного научного сообщества (например, ВОЗ, Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS) США и т.д). И обязательно ориентируется на индивидуальные особенности человека.
Но вообще отличить профессионала от шарлатана непросто. Даже хорошо, что сейчас есть инстаграм, где можно сначала понаблюдать за специалистом, прежде чем к нему обращаться.
Стоит ли бежать прочь, если тебе рассказывают про «дырявый кишечник»?
Наташа Богданкевич: И быстро! Во-первых, такого диагноза не существует. А во-вторых, если у клиента есть симптомы некорректной работы ЖКТ, то составлять рацион нужно с учетом назначений гастроэнтеролога. А нутрицолог, напоминаю, чаще всего — не врач.
А если тебе говорят, что нужно исключить всю молочку и бояться глютена?
Наташа Богданкевич: Если это советуют всем по умолчанию (или лично вам — просто так, до кучи), это должно насторожить. Нет доказательств того, что молочные продукты вредны для всех. Более того, есть большие исследования о том, что молоко полезно: употребление 2 порций в день снижает риски сахарного диабета 2 типа, инсульта, остеопороза.
Да, у некоторых людей есть лактазная недостаточность (врожденная или приобретенная), но ее наличие нужно сначала проверить. Более того — даже при таком диагнозе бывает достаточно исключить только молоко, а творог и сыр, например, — оставить в рационе.
С глютеном то же самое: целиакия (непереносимость глютена) встречается, по разным данным, у 1 из 100-200 человек. Всем остальным отказываться от него «на всякий случай» не нужно.
А если нутрициолог просит вас сдать анализы?
Наташа Богданкевич: Для здорового питания не нужны анализы. А назначать и комментировать их может только человек с медицинским образованием. И уж точно стоит насторожиться, если нутрициолог прописывает БАДы или лекарства. Максимум, что он может сделать — попросить сдать анализ крови на глюкозу и липидный профиль (фракции холестерина), чтобы, в случае чего, направить к врачу.
А почему человек сам не может изучить принципы и питания? Зачем ему тут специалист?
Наташа Богданкевич: Человек вообще все может. Например, разобраться в устройстве двигателя внутреннего сгорания и самостоятельно чинить свою машину:) Просто нутрициолог уже нашел и систематизировал всю информацию, адаптировал ее. Плюс он помогает сформировать здоровые пищевые привычки, составляет конкретный план действий. И поддерживает психологически, когда что-то идет не так.
Как строится работа с нутрициологом?
Наташа Богданкевич: Есть разные форматы. Это могут быть разовые консультации — человек приходит (лично или онлайн) с конкретной проблемой, нутрициолог оценивает фактический рацион, находит ошибки, объясняет, как их исправить.
Другой вариант — сопровождение, еженедельные консультации и/или постоянная связь с нутрициологом онлайн. Это помогает научиться выстраивать рацион, чтобы потом уже делать это самостоятельно. Длительность работы зависит от конкретного клиента.
А нужно ли записывать, что и сколько ты ешь?
Наташа Богданкевич: Нужно. Но если у клиента по каким-то причинам не получается, с этим тоже можно работать.
Бывает ли групповая работа?
Наташа Богданкевич: Да, есть онлайн-курсы, где участники слушают лекции, получают задания, делятся результатами с кураторами в общих чатах и лично с руководителем.
Какие бывают нутрицологи? Или они все одинаковые?
Полина Королева: Тут важно понимать, что нутрицология — это наука. И кто-то занимается научной работой, а кто-то принимает клиентов. В научной части существует множество направлений. Например, нутригенетика изучает генетические предрасположенности, которые влияют на усвоение микро- и макронутриентов. Превентивная нутрициология занимается предупреждением развития заболеваний. Нейронутрициология находится на стыке с неврологией. Она изучает влияние экзонутриентов (белков, углеводов, жиров, витаминов, микро- и макроэлементов) на регуляцию обменных процессов в организме. Ещё есть спортивная и детская нутрициология.
В более прикладной части тоже есть свои направления: кто-то работает с определенными проблемами одного человека (похудение, выстраивание рациона), кто-то — с семейной системой питания, и так далее.
А что такое детская нутрициология? То же самое, что и семейная?
Наташа Богданкевич: Да. Задача детского нутрициолога — выстроить здоровый и комфортный для ребенка рацион с учетом его возраста и физиологических особенностей. А также помочь родителям привить ему правильные пищевые привычки, чтобы избежать в будущем нарушений пищевого поведения. Собственно, в основном детский нутрициолог работает с родителями.
Насколько в работе нутрициолога много психологии?
Наташа Богданкевич: Как и психолог, нутрициолог — помогающая профессия. Его задача не только написать список рекомендаций, но и подобрать их так, чтобы конкретному человеку было легче их выполнять.
Например, в США нутрициолог, который работает с людьми (а не занимается наукой), обычно называется Nutrition Coach. Я как раз сейчас заканчиваю американскую образовательную программу, чтобы получить такой сертификат. Смысл в том, что в работе такого специалиста действительно много коучинга. То есть работы с мышлением и привычками, а не только непосредственно с едой, рационом. Важно помочь клиенту понять и прояснить свою цель, проработать возможное сопротивление на пути к этой цели, найти и скорректировать поведенческие особенности, которые мешают к ней двигаться. Иногда нутрициолог сотрудничает с психологом — для более глубинной работы с эмоциями и убеждениями.
То есть нутрицолог будет стоять над душой, чтоб клиент выполнял его рекомендации?
Наташа Богданкевич: Не будет нутрициолог стоять над душой:) Но будет поддерживать на пути к цели.
С какими проблемами чаще всего приходят к нутрициологу?
Наташа Богданкевич: Тяга к сладкому, заедание эмоций и стресса, недостаток овощей и фруктов в рационе, усталость и нехватка энергии, избыток переработанных и рафинированных продуктов. И, конечно, лишний вес.
Многих в детстве учили: «пока не доешь — из-за стола не выйдешь». Поэтому мы не научились есть «по голоду», не знаем толком, сколько нам нужно есть и что нам действительно нравится.
Какому диплому нутрициолога можно доверять?
Евгения Дергачева: Диплому государственного образца по специальности нутрициология (или health coaching, внутри которого есть блок по нутрициологии). Базовое нутрициологическое образование можно получить, например, в Международном институте интегративной нутрициологии (МИИН).
Наталья Горбунова: Кроме того, в Академии нутрициологии (NSA), Институте практической нутрицологии и натуропатии (ИПНН), Международной академии нутрицологии (МАН).
Наташа Богданкевич: Из иностранных могу рекомендовать американской онлайн-курс Precision Nutrition — он основан на доказательных принципах.
Долго ли учиться на нутрициолога?
Наталья Горбунова: Так как в министерстве образования в России нет стандарта обучения на нутрициолога, и сама профессия находится на стадии согласования и утверждения, то обучения длительностью 5 лет не существует. Так что либо это будут краткосрочные (несколько месяцев) курсы, либо годовые.
Полина Королева: Минимальный срок обучения — 250 часов (3 месяца). Есть программы обучения, рассчитанные на 1–1,5 года.
Сколько стоит сходить к нутрициологу?
Наташа Богданкевич: Разброс большой: от 1500 руб. до 20 000 руб. за консультацию — в зависимости от уровня специалиста и наполнения (входит ли составление рациона, сопровождение и т. д).
Наши эксперты:
Читайте также: