«Нет, я не супергерой, просто делаю то, что люблю»: история волонтера собачьего приюта
Волонтер 10-го сектора приюта «Некрасовка» — о том, почему она больше не плачет, когда умирает собака, почему не стоит кормить бездомных животных и кто такие «зоошизы».
Наталья (фамилию она просила не называть. Прим. ред.) волонтерит в приюте «Некрасовка» чуть меньше года. Но вообще-то почти всю жизнь занимается тем, что помогает животным. Мы спросили ее о самых радостных, самых сложных и самых неочевидных моментах этой деятельности.
«Я стала волонтером, когда…»
В детстве мы с младшим братом просили маму завести собаку или кошку, но она была против. А мы очень любили зверей, любых, всех. Мы скидывали бездомным собакам из окна еду (почему так делать нельзя — расскажу ниже). Особенно если мама готовила печень (я терпеть ее не могла -)
Когда мне исполнилось 18 лет, я устроилась на работу, в первый же месяц сняла квартиру и взяла себе взрослую кошку. Прежняя хозяйка этой кошки умерла. К сожалению, кошки тоже скоро не стало — погибла во время стерилизации из-за болезни, связанной с несвертываемостью крови.
Тогда я решила, что хочу помогать зверям. Стала искать в интернете, как это сделать. Набрела на какой-то форум неравнодушных (я бы дала ссылку, но сейчас им уже никто не пользуется, это было давно), просматривала там каждую тему и соображала, как и чем могу помочь.
Тогда я жила в Омске. Там ситуация с помощью животным совершенно не такая, как в Москве. В Омске нет организованных приютов. Но есть много неравнодушных бабушек, каждая из которых отвечает за «свой» подвал. Думаю, для них это такое хобби или способ успокоить душу.
Но мы делали по-другому — отлавливали весь подвал, стерилизовали животных и потом возвращали их обратно. Бабуля счастлива и продолжает кормить кошек, но при этом они не размножаются.
Да, мы делали это за свой счет. Иногда помогали какие-то неравнодушные люди. В Омске это проще, чем в Москве: стоимость ветеринарных услуг там значительно ниже.
Потом неподалеку от меня на улице машина сбила собаку. Я узнала это из объявления на том же форуме. В объявлении было написано: «Ребята, кто рядом, подъезжайте, посмотрите, что с псом». Мне 18 лет, я полна энтузиазма. Думаю: «Сейчас приеду и спасу». У меня даже не было мыслей, что делать с собакой дальше. Просто сорвалась и поехала.
Собака лежала на дороге, она была уже мертвой. Я оттащила ее на обочину, и у меня случился нервный срыв. Я до этого никогда не видела мертвых животных.
Но я взяла себя в руки и решила, что все равно буду всем этим заниматься. По факту именно тогда я и стала волонтером.
Буквально через несколько дней я увидела объявление, что котятам на передержке нужно сделать уколы. Котят было около 40. Я никогда в жизни никому не делала уколы, и так и написала в чате: «Готова, но не умею». Мне сказали: «Все когда-то бывает впервые».
Я приехала. Руки трясутся, шприц остается в котенке. Я ловлю и котенка, и иглу.
Но после этого я научилась делать все виды уколов.
«Теперь, когда на моих руках умирает пес, я почти ничего не чувствую»
Некоторые спрашивают: а все-таки, после той истории со сбитой собакой — разве не было желания все бросить?
В какой-то степени — да, было. Но желание помогать было намного сильней.
Я вообще человек эмоциональный, впечатлительный. Но сейчас, к своим 30 с лишним годам… я практически ничего не чувствую, когда на моих руках умирает животное. Нет, я не стала каменной. Я просто уже отношусь к этому по-другому. Осознаю, что у них есть отмеренный срок, они живут намного меньше, чем люди.
Три года назад умерла моя собственная собака. И через несколько дней я была готова взять другую. Не потому, что я не любила старую. Просто теплый дом, миска и кровать, которые у меня были, я могла подарить нуждающемуся.
Да, многих ставит в тупик — как можно спокойно реагировать на смерть животных?
Я их понимаю. Это больно. Первое время у меня было непреодолимое желание вылечить и спасти всех любой ценой. Потом эмоции поменялись. Чтобы начать относиться иначе, смерть нужно просто пережить. И не один раз. И не в приюте, а в своей семье.
Были ситуации, когда животное погибало у меня на руках, в страшных конвульсиях, с пеной изо рта.
Я хорошо помню котенка, которого подобрала в Омске. Он был совсем крохотный, весь в блохах. И эти блохи съели его заживо. Помню, как держу его в руках, пытаюсь смыть блох специальным шампунем, а в раковину стекает красная вода. В тот момент его не стало.
Я видела много смертей.
Сейчас, если я вижу больное животное, которое сильно страдает, я могу сама отвезти его на эвтаназию. Я понимаю, что это единственно правильный выход.
Это разрывает душу в клочья. Но потом клочья собираются обратно, а ты идешь дальше.
«Из-за кота я рассталась с бойфрендом»
В отличие от офисной работы, о которой можно забыть в 18:00 и вспомнить на следующее утро в 9:00, здесь так не получается.
Отключиться невозможно.
Волонтерство – образ жизни. Вместо вязания, раскрашивания картин по номерам, танцев и многого другого, мы выбираем животных. Я ни разу не пожалела, что встала на этот путь. Даже тогда, когда выяснялось, что близкие этого не принимают.
Еще живя в Омске, я познакомилась с парнем. У нас были прекрасные отношения. Спустя какое-то время он сказал, что у него аллергия на животных. А у меня уже был свой кот.
Он делал все возможное, чтобы найти выход. Даже предложил снять отдельную квартиру — для моего кота. Но я поняла, что не могу так. Что без животных не протяну ни дня. Мне жаль, что человек искренне старался и не мог ничего поделать со своей аллергией. И я уважаю его. Нам пришлось разойтись.
Это было много лет назад. Сейчас я замужем, но до сих пор помню ту историю.
Самый нелегкий момент был с моей мамой. Она говорила: «У тебя что, нет других занятий? Иди научись водить машину. Зачем тебе лазить по подвалам?». Она этого стыдилась. Ей казалось, мое занятие — что-то ненормальное.
Но со временем она приняла ситуацию. И теперь даже защищает меня перед своими знакомыми. Говорит: «У всех разные зависимости. У кого-то дети пьют, у кого-то курят, а моя лазает по подвалам».
Когда я переехала в Москву, мне почему-то казалось, что тут волонтеров и так много, и моя помощь не очень-то нужна. Но однажды увидела, как знакомая в Инстаграм написала просьбу — приехать в «Некрасовку», чтобы выгулять собак. Этот приют оказался не слишком далеко от меня, мы с мужем собрались и поехали.
Сначала мы ездили раз в две-три недели. Потом — каждые выходные. А потом волонтеры поняли, что нужно «брать нас в оборот», тем более я проговорилась, что в Омске у меня был подобный опыт. Нам с мужем сделали пропуска («получить пропуск на территорию приюта» = «официальный статус волонтера»), добавили в общие чаты.
Летом будет год, как мы стали частью команды 10 сектора.
Кто такой волонтер на самом деле?
На что мы смотрим, когда набираем новых людей? Здесь включается какое-то чутье, на интуитивно-психологическом уровне. Важно, чтобы каждый новичок в перспективе сумел понять, что он не просто «помогает животным», не просто единица, а часть большой команды. Если мы ошибемся с выбором, проблемы будут у всех.
Оговорюсь – мы всегда рады новым людям. Но, к сожалению, не все из них приносят пользу, а не проблемы.
Чтобы стать волонтером, нужно осознать и доказать, что ты располагаешь хотя бы каким-то количеством свободного времени и готов действовать в рамках команды, а не в личных интересах.
«Зоошизы»
Если заниматься только бездомными животными, ты просто тратишь свою жизнь. Людей, которые не видят этой грани, мы называем «зоошизами».
Сюда можно отнести так называемых «волонтеров», которые пристраивают собак, а затем напрашиваются в гости, требуют фото и видео приемных «родителей», настаивают на этом.
А еще есть бабушки, которые в однокомнатной квартире собирают по 40-60 кошек (да, я видела это лично). Бабушка считает, что делает хорошее дело. А я считаю ее мучителем животных. Большое количество животных в доме – это ненормально и неправильно.
Возможно, из-за таких людей у многих возникает неправильное представление о волонтерстве.
Волонтерство – это вести животное к финальной точке (то есть к дому и семье) всеми силами. Если ты в этом не заинтересован – ты не волонтер, а страдающий человек, плачущий возле клетки. Но животным нужно не это, а реальная помощь.
А теперь о тех, ради кого мы стараемся
Приютские собаки точно такие же, как породистые. Им просто нужно немного больше внимания, заботы и любви
Самых сложных собак мы берем на передержку по домам – приучаем не бояться улицы, людей, работаем над поведением. Все это для того, чтобы упростить жизнь будущим хозяевам.
У меня сейчас на передержке Белка – трусишка, которая поступила к нам в начале зимы. У нее очень короткая шерсть, и был риск, что в холодной клетке она просто не выживет.
К моменту, когда Белка найдет семью, она уже будет приучена не портить мебель и другие вещи в квартире. Хотя бы приучена к выгулу. Вряд ли Белка станет с первых дней облизывать вам руки. Нужно немного усилий, чтобы собака доверилась.
Также на передержке мы обращаем внимание на другие тонкости. Например, Белка прекрасно дружит с кошками, но очень боится маленьких детей. Это повлияет на выбор будущих хозяев Белки.
Многие думают, что собака из приюта – это что-то грязное, блохастое и опасное
Нет, нет и еще раз нет. Мы отдаем собак привитыми, чипированными, стерилизованными и проглистогоненными. Вам останется ее только помыть.
В приюте есть штатный ветеринар. Если кто-то заболевает, мы его сразу лечим, по необходимости возим в клиники и на операции.
«Лучше бы вы помогли детям!»
Так часто говорят диванные критики, которые сами не помогают вообще никому. Мне сложно это понять.
Возможно, многие думают: «Я не могу дать вам 10 тысяч, поэтому не буду помогать вообще». Кто-то стесняется делать перевод по 50, 100 рублей. Так вот – я ни разу не видела, чтобы волонтеры смеялись над такими переводами или вообще как-то это обсуждали. Никогда.
Однажды маленький мальчик, лет семи или восьми, привез в «Некрасовку» банку монет, в которую он долго складывал часть своих карманных денег. Он отдал эту банку нам с просьбой купить собакам еды. Было вообще не важно, сколько там денег. Он не захотел купить себе игрушку или чипсы с колой. Я до сих пор помню тот случай и считаю, что это и есть то самое добро.
У животных нет рук, они не могут сами себя сфотографировать, выложить о себе объявление. У них ведь лапки 🙂 И у них нет никого кроме людей
Да, иногда бывают возвраты — когда животных привозят обратно в приют
Это ужасно. Но все же я лично считаю, что лучше обратно к нам, чем на улицу. Собака — не сумка и не куртка, которую можно выбрать по цвету, померить, все заранее оценить. Кто-то не смог рассчитать свои силы, это можно понять. Возвраты были, и в одном из них была виновата я.
Одна семья очень хотела взять конкретную собаку. Я сомневалась, что она им подойдет — там явно было несходство характеров. Долго разговаривала, объясняла, приводила тысячу аргументов, знакомила этих людей с другими подопечными, и в итоге сдалась. Спустя пару месяцев собака, ожидаемо, вернулась к нам. Для животного это дикий стресс. Мне было очень жаль, что я не смогла настоять на другой собаке. В итоге они не взяли никого и еще морально загнобили себя, посчитав, что они плохие люди и не справились. Но ведь это совсем не так.
Один раз нам вернули собаку по причине того, что ребенок 12-ти лет сказал родителям, что от нее воняет. И собака снова оказалась в клетке.
Собаку по имени Норд (на фото) вернули отвратительным образом, ссылаясь на то, что он «тупой», не понимает своего имени. Но ведь это нормально. Имена в приюте нужны только для того, чтобы нам, волонтерам, было проще отличать животных. Люди сказали, что если мы не заберем собаку день-в-день, ее вышвырнут на улицу. А ведь нам нужно найти машину, человека, который сможет осуществить перевозку… Но им было все равно. Мне безумно жаль, что мы не распознали сразу, что в эти руки не стоит отдавать животное.
Я не хочу говорить ничего плохого про тех, кто возвращает собак в приют. Но призываю: а) сто раз подумать перед тем, как брать животное; б) обязательно слушать волонтеров, потому что наша цель – помочь вам. Возвраты – это ненормально. И их надо стараться избегать.
Мои любимчики
Есть красивые собаки, к которым выстраиваются очереди.
Например, Лекса. За неё недавно была чуть ли не драка, столько людей хотели ее забрать.
Или — Дени и Бэлла.
А есть неприметные старички, на которых не обращают внимания.
Иногда мне кажется, им обидно из-за этого. Естественно, я понимаю, что собака не может так думать. Но я проецирую свои чувства на них. Это, наверное, неправильно, но отучиться не могу.
В общем, я больше всего люблю тех собак, которых не любит никто.
И все же — почему нельзя подкармливать бездомных животных?
Это медвежья услуга. Вы думаете, что делаете хорошее дело, но на самом деле благодаря подкормке эти животные будут размножаться, и численность бездомных собак будет увеличиваться. А их щенки, вероятно, погибнут в жестоких условиях улицы — морозы, инфекции, нападения других животных.
Подкармливая, вы обрекаете их на смерть. Ничего хорошего в этом нет.
Конечно, их жалко. Конечно, они хотят есть. Я понимаю. Но, к сожалению, здесь надо включать рациональное мышление.
Что делать, если помочь хочется?
Есть несколько способов. В первую очередь — взять к себе. Конечно, не каждый готов на это пойти.
Если не готов взять насовсем, но хочется помочь — приносишь домой, приводишь в должный вид, стерилизуешь и пристраиваешь.
Если и такой возможности нет — можно разместить объявление в районных группах, в соцсетях, в чатах волонтеров и т. д. Только обязательно сфотографируйте животное. Если у вас нет соцсетей — можно распечатать листовки и распространить их в подъездах и на улицах. Иногда это работает, находятся или люди, готовые взять собаку, или люди, готовые помочь деньгами на стационар/стерилизацию и так далее.
В Москве можно вызвать отлов — оттуда берут животных в государственный приют. Правда, куда именно попадет животное — неизвестно (зависит от того, какая служба приедет). Плюс в приютах может не быть мест. Если собаку (или кошку) негде размещать, от ее отлова откажутся.
Я не люблю, когда волонтеров называют «супергероями»
Нам часто приходят сообщения: «Блин, вы такие классные, вы герои, я б не смог».
Я обычный человек. Я просто делаю, что люблю. И быть кумиром и «супергероем» готова только для своей дочери. Она мой фанат, постоянно рассказывает своим друзьям, что ее мама – волонтер, смотрит мои прямые эфиры в соцсетях, пишет мне комментарии и ставит лайки.
А так — ну какой я герой? Бросьте. Кстати, в волонтерстве, как и на любой работе, важно делать перерывы, чтобы не было выгорания.
И правильно расставлять приоритеты тоже важно. Если я сижу в телефоне и размещаю фото собак на «Авито», потому что им надо найти дом, а муж предлагает посмотреть фильм, я выбираю мужа. Когда отрываешь себя от собак в пользу дочери, друзей или родных – это во благо тем же собакам. Потому что это залог, что я не сорвусь и не выпаду на несколько недель.
Что должно произойти, чтобы я бросила волонтерство?
Не знаю. Нет такого. Я могу, наверное, чуть меньше этим заниматься, но отказаться полностью?.. Нет, я не хочу. Это мой способ изменить чью-то жизнь к лучшему.
Мы уже упоминали о «Некрасовке» в одном из Дайджестов. Здесь о том, как можно помочь + ссылки на все необходимые контакты. Также оставляем ссылку на Telegram-канал и группу приюта в ВК.
Внимание! Мы возобновили вещание в нашем Telegram-канале. Самая оперативная бьюти-информация — там. Подписывайтесь!
Напоминаем, что любые комментарии, не касающиеся темы статьи, будут удаляться. Спасибо за понимание.
Читайте также: