Neydo: «мне приснился запах дождя и счастья…»
Новый парфюмерный бренд Neydo собирает истории людей, которым снятся запахи, и создает ароматы по мотивам их снов. Рассказываем, как это работает, и предлагаем вам проверить свою способность к арома-сновидениям.
Все люди видят сны. Некоторые часто, другие — редко. От некоторых снов мы просыпаемся в страхе, другие обещают счастье. Одни сны — калейдоскоп событий минувшего дня, другие — игры подсознания, пытающегося разгадать день завтрашний.
Некоторые сны цветные, некоторые черно-белые. Некоторые бессвязные, по некоторым можно написать роман. И самое интересное (по крайней мере, в контексте бьюти): некоторые люди видят сны, пропитанные запахами. Таких людей немного, но они есть.
Тайна сновидений, сколько ни бился Фрейд, полностью не разгадана, как не разгадан человеческий мозг и, особенно, человеческая душа. Но ученые не оставляют попыток.
В статье BBC «Do People Expirience smell in their Dreams» говорится, что в 1865 году французский ученый и врач Альфред Мори опубликовал работу Le Sommiel et les Reves («Сон и сновидения»), где описывал личный опыт «ароматных снов». (Фрейд, кстати, тоже опирался на этот труд.)
В новейшей истории об ароматных сновидцах заговорили в 1998: в канадских университетах Монреаля и МакГили было проведено исследование с целью понять: душистые сны — миф или все-таки правда? В нем принимало участие 164 человека. О цели эксперимента они не знали, но две-три недели прилежно записывали свои сны. Ученые изучили 3372 сочинения на тему «Что я видел сегодня ночью» (можем им только посочувствовать:) и выяснили, что 24 волонтера с разной периодичностью — но да, таки видят «вкусовые» и «душистые» сны. Вот, например, как описывала свой сон 39-летняя женщина: «Я наняла двух работников, чтобы те привели в порядок мой дом. Когда я вошла, они убирали нижний этаж. Я поднялась выше, чтобы проверить, как убрано наверху, и увидела большого пса, питбуля, который гулял, привязанный на длинной веревке. Запах, разносившийся по всему этажу, был ужасный…»
Исследование было опубликовано в журнале Perseptual and Motor Skills. 24 человека из 164 — это немного. Но важно то, что они есть.
В 2005 ученые Ричард Дж. Стивенсон и Тревор Кейз из австралийского университета Macquarie опубликовали другое исследование, Olfactory Dreams: Phenomenology, Relationship to Volitional Imagery & Odor Identification («Ольфакторные сны: феноменология, воссоздание запахов и их идентификация»).
Первая часть исследования сводится к вопросу — не врут ли люди, которые утверждают, что им снятся запахи? Ну, «врут» — слишком грубо. Скажем мягче — не врут ли они самим себе? (Обобщая: нет, похоже не врут.) Другая часть посвящена проблеме — это все-таки сны или галлюцинации психически нездоровых людей, которым чудится запах гари там, где его никто больше не слышит? (Ответ: нет, это именно сны, и их видят люди, у которых нет подобных диагнозов.) Ученые также предполагают: возможно арома-сны чаще видят (нюхают?) слабовидящие — или те, которых «стимулировали» запахами во время периодов быстрого сна? То есть, грубо говоря, воскуривали в их спальнях фимиам или брызгали сок лимона под нос? Но и здесь ответ — нет, не обязательно, хотя полностью исключать это нельзя.
В исследовании Стивенсона и Кейза приняли участие 284 человека (78 мужчин и 206 женщин). И 90 человек от числа добровольцев видели (нюхали? осязали?) во сне запахи. Им снились ароматы бекона, карри, выпечки, апельсинов, пиццы, помидоров и вина. А еще — сигар, сигарет, дыма, крови, мыла, травы и даже поцелуев.
Ученые подчеркивают, что заинтересованности что-либо придумывать у людей не было. Им не говорили, что арома-сновидцы чем-то выгодно отличаются от остальных. Не сообщали, что эта способность возвышает их над толпой. И не обещали за нее прибавку к зарплате.
Наоборот, они всеми имеющимися у науки методами пытались вывести арома-сновидцев на чистую воду: просили их детально описывать ночные запахи, вспоминать, где и при каких обстоятельствах они могли их слышать в моменты бодрствования, и исключали вероятность, что аромат ванили привиделся добровольцу потому, что его мама в этот момент месила сдобное тесто на кухне.
После чего вынуждены были опять-таки признать: да, такие люди существуют.
Расскажи мне, чем пахнет в твоих снах
Новый швейцарско-корейский бренд Neydo решил сделать арома-сны концепцией и создавать по их мотивам крутые ароматы.
Следующим шагом было найти людей, которые такие сны видят и готовы ими поделиться. Искали в соцсетях, среди знакомых, среди незнакомых — то есть, фактически, по объявлению. Пока нашли шестерых.
Один — парень по имени Поль. И вот его сон (с некоторыми сокращениями).
«Остров. Пляж. Я лежу на песке и смотрю вверх. Надо мной нависает океан. Одна за другой перекатываются волны. Поднимаю руку, океан опускается ниже, и пальцы легко погружаются в голубую прохладу. Чувствую запах моря и соленый привкус на языке. (…) Неожиданно замечаю на песке тень лимонного дерева. Осматриваюсь по сторонам — деревьев нет вообще! Но терпкий аромат цедры пропитывает воздух. (…) Срываюсь с места и бегу, набирая скорость, чтобы оттолкнуться и нырнуть в океан надо мной. Но чем выше я прыгаю, тем выше поднимается океан — и я каждый раз оказываюсь на песке«.
Из сна Поля получился аромат Far Very Far.
А вот сон девушки по имени Андреа (тоже с сокращениями):
«Открываю глаза и не могу сообразить, где я нахожусь. Скорее всего, в загородном доме: интерьер в стиле прованс, льняные шторы тихо колышет ветер… (…) Вторая половина кровати еще теплая. Я зарываюсь носом в подушку и вдыхаю знакомый запах. Я абсолютно счастлива! На тумбочке — мои любимые книги, над головой кружит вентилятор из живых ландышей, с каждым оборотом все больше наполняя комнату прохладным ароматом».
Это — аромат Where Love Belongs.
«Арома-сонную» идею Neydo оценили парфюмеры: для них работает, например, Бертран Дюшофур, который сделал из нишевого L’Artisan Parfumeur узнаваемый бренд с ярким французским характером. А также Мод Шабанис и Джулия Родригес (последняя, кстати — нос брокаровской «Русалки» и модного турецкого Nishane).
Еще интересно, что каждый аромат Neydo, помимо слов, имеет в названии цифры. Например, Far Very Far — 18.08. Where Love Belongs — 22.07. Это — даты, когда сон приснился своему владельцу. Никто, конечно, не проверит, но — мило.
А название Neydo (читается как «Нэйдо») сначала было придумано как некое красивое, но несуществующее слово, совпадающее по настроению с сонной концепцией. И только потом выяснилось, что так называется течение в буддизме. Менять не стали, решили, что это добрый знак.
Как развить способность видеть арома-сны — и зачем?
Ну, во-первых, возможно ли это в принципе? Или шанс унюхать во время сна пироженку — редкий дар, выигрыш в генетической лотерее, вроде улыбки Джулии Робертс или синих глаз Мэтью Бомера?
Наше мнение — 50/50. Конечно, некоторым везет больше. «Все люди равны, но некоторые — равнее других» (С.) Выдающиеся способности в чем бы то ни было, хоть в шахматах, хоть в оперном пении, хоть в арома-сновидении не распределяются поровну между всем населением Земли.
Но также известно, что при должном упорстве даже бескрылый научится летать, — если понимает, что иначе всю жизнь просидит в клетке. Да, не как горный ястреб, но так ли это важно? Можно развить голос, слух, вкус. Пусть не до выдающегося уровня, но до среднестатистического — вполне. Странно, если б навык видеть пахучие сны вдруг стал исключением из правил.
В том же исследовании Стивенсона и Кейза приводятся данные, что люди, которые видят во сне ароматы, в принципе лучше различают запахи. Когда всем 284-м волонтерам предложили угадать, чем пахнут 15 безымянных пакетиков (а пахли они разнообразно — лимонами, кремом для обуви, кетчупом, орегано, чесноком), «арома-сновидцы» явно вырвались вперед. Они же гораздо лучше описали эти запахи, используя более широкую палитру слов.
Из чего ученые сделали предположение: чем четче и образнее мы описываем то, что обоняет нос, тем лучше мы это запоминаем. Чем лучше мы это запоминаем — тем лучше воспроизводим. В том числе, и во снах. Ведь во снах нам снятся, чаще всего, очень знакомые события, люди и ситуации.
И еще одно предположение — из того же научного труда: навык запоминать запахи открывает новые возможности для нашей памяти. Аромат работает как отмычка к тем дверям, к которым, возможно, давно потеряны ключи.
Так что игра определенно стоит свеч.
Кстати, о воздействии запахов, которые человек чувствует во время сна, есть еще несколько интересных данных. Например, пожилым людям (60-85 лет), страдающим деменцией, ставили в спальнях диффузоры с разными аромамаслами. У одной группы ароматы были насыщенными, у другой — очень слабыми, «в формате плацебо». В течение 6 месяцев, пока добровольцы спали, эти диффузоры включали на пару часов. Контрольная группа, где запахи звучали насыщенно, показала значительное (на 226%) улучшение когнитивных способностей.
Снились ли людям при этом запахи лимонграсса или розы, сложно сказать — данный эксперимент не ставил перед собой такую задачу. Но то, что аромат + сон позитивно влияют на мозг, кажется, уже не вызывает сомнений. Так что если в вашей семье есть возрастной человек, жалующийся на память — может, это поможет?..
Пройдите тест и узнайте, какие у вас шансы стать арома-сновидцем
С сегодняшнего дня ароматы Neydo продаются в «Золотом яблоке», их можно уже попробовать.
А еще мы предлагаем вам выиграть дискавери-сет, куда входят все шесть ароматов марки. Вдруг вам уже снились ароматы?
Тогда расскажите нам в комментариях свои видения. Не исключено, что именно ваша история вдохновит Бертрана Дюшофура на новый шедевр. Но если даже нет, Neydo обещает премировать авторов пяти самых интересных снов и подарить им дискавери-сет.
Итоги конкурса будут подведены через неделю, 20 марта.
И всех без исключения — и продвинутых сновидцев, и начинающих — мы приглашаем пройти наш тест.
Ответьте на 7 вопросов и узнайте, способны ли вы видеть ароматные сны.
Конкурс завершен. Спасибо всем участникам за комментарии об ароматных сновидениях!
Победители: Светлана (frauponomarevasveta@***), Татьянка (tns-rabota@xxx), Наталья (chernova33@xxx), Евгения Амелькина (Mencina@xxx), Жжжж неспроста (emoreva_arh@xxx).
Поздравляем! Скоро мы с вами свяжемся, чтобы уточнить адрес для доставки призов.