5 трендов в косметологии и дерматологии, о которых все говорят
Мы побывали на научной конференции PRO NAS, где собрались лучшие дерматологи и косметологи России. Рассказываем, о чем там больше всего говорилось.
О стимуляции коллагена
Про коллаген вроде всем давно все понятно — он полезен, важен, нужен. Это молекула, вокруг которой строится вся современная косметология. Если мы восстановим структуру и количество коллагена в коже, мы действительно можем существенно улучшить ее качество, буквально по всем параметрам.
Но еще 5 лет назад это не обсуждалось настолько бурно. Сейчас же тема коллагена опять стала одной из самых популярных (и у дерматокосметологов, и у пациентов).
Появились новые препараты и новые процедуры для стимуляции коллагена, которые дают более естественный омолаживающий эффект.
Какие процедуры реально являются коллагенстимулирующими, рассказывали в своих докладах Ольга Забненкова, завотделением косметологии “Олимп Клиник”, и Алена Саромыцкая, главврач ЭМЦ “Профессионал”.
Аппаратные процедуры: ультразвуковой СМАС-лифтинг — фокусированный макро- и микро-ультразвук точечно прогревает и травмирует мышечную ткань, уплотняя коллагеновые волокна, а последующая регенерация стимулирует выработку нового коллагена. Игольчатый RF-лифтинг — благодаря иголочкам радиочастотная энергия доставляется вглубь и стимулирует выработку коллагена и эластина. Разные лазеры — тут эффект основан на физическом воздействии тепловой энергией — стимуляция идет через воспаление и контракцию коллагеновых волокон.
Инъекционные процедуры: введение препаратов полимолочной кислоты (оказывает прямое воздействие на фибробласты, эффективно уплотняет кожу), гидроксиапатита кальция (который также можно использовать как филлер).
Неинвазивные методы: применение средств с пептидами, которые стимулируют выработку коллагена.
Чтобы процедуры и домашний уход работали эффективно, в организме должно быть достаточно белка. «Прием гидролизованного коллагена может улучшать структуру кожи и ее увлажненность, — говорит Алена Саромыцкая. — Можно планово принимать его во время курса процедур и в течение месяца после. Это способствует формированию более плотных и полноценных коллагеновых волокон».
О пациентах-диспластиках
Пациентов дерматокосметологов с признаками дисплазии соединительной ткани стали выделять в отдельную группу.
Кто такие диспластики, и почему с ними нужно работать специально?
Диспластики — люди, у которых вырабатывается «неправильный» коллаген, с дефектами волокнистых структур и основного вещества соединительной ткани. Это обусловлено мутацией генов и может приводить к разным видам нарушений и разной степени их выраженности — например, к миопии, килевидным деформациям грудной клетки, сколиозам, варикозному расширению вен, плоскостопию и пролапсу митрального клапана. (По ссылке — подробнее о соединительнотканной дисплазии и сопутствующих ей нарушениях.)
С точки зрения косметологии, диспластики — пациенты с дряблой, пастозной, вялой кожей со сниженной эластичностью. Такая кожа излишне мобильна (то есть легко растягивается) и склонна одновременно к гипер- и гипопигментации.
Пациенты с ДСТ обычно стареют быстрее ровесников, имеют грыжи, ломкие волосы и ногти, сосудистые нарушения (варикоз, телеангиоэктазии, розацеа), аллергии. И часто — неврологические нарушения — от ВСД до астении и мигреней.
Диспластики реагируют на процедуры не так, как другие пациенты. Ответ на стимуляцию кожи у них может быть слабо выражен или вообще отсутствовать. Осложнений от повреждающих процедур — наоборот, много (симптом сетки — точки в местах инъекций, длительная сухость кожи, снижение ее тонуса); из-за растяжимости тканей высок риск миграции филлеров. И даже лекарства и косметика могут действовать на них иначе.
Как помочь диспластикам? В своем докладе Анна Резник, к.м.н., косметолог, дерматолог, гериатр, главный врач ARclinic (Санкт-Петербург) отмечала: важно защищать кожу от внешних воздействий, защищать и восстанавливать ее протеом, нормализовывать процессы ранозаживления. Пациентов с дисплазией нужно дольше готовить к процедуре и дольше поддерживать в реабилитации (назначать сопутствующие процедуры, ускоряющие заживление, уменьшающие отеки и гематомы, повышающие уровень увлажненности кожи). Чем травматичнее воздействие — тем дольше реабилитация.
“Главный принцип в работе с диспластиками — идти на опережение, — говорит Игорь Патрин, врач-дерматолог, косметолог. — Аппаратные и инъекционные методы дают возможность избежать раннего смещения тканей, а также позволяют подготовить их для введения филлера, чтобы избежать его миграции. Перед стимулирующими процедурами важно сделать пробную на ограниченном участке — это позволит оценить реакцию тканей и способность кожи к восстановлению.
В домашнем уходе после процедур пригодятся средства с витамином С, и на постоянной основе — с пептидами, которые оптимизируют процессы синтеза и созревания коллагена».
О защите протеома
Кто такой протеом и почему все вдруг встали на его защиту?
Раньше внимание ученых занимала только ДНК клетки. Считалось, что если она подвергается повреждению, мы стареем. Сегодня картина стала шире: благодаря исследованиям профессора Мирослава Радмана, известно, что существуют белки, способные защищать и восстанавливать ДНК поврежденных клеток. И пока белки это делают — жизнь клетки продолжается. Совокупность всех белков (это коллаген, эластин, аквапорин, некоторые гормоны и т.д.) называется протеом.
Эти белки подвергаются окислению, после чего становятся дефектными и не способны выполнять свои функции. Именно окисление белков считается теперь основой процессов нашего старения: поврежденные белки не могут восстановить ДНК клеток.
Общие повреждения в организме накапливаются, и, вероятно, это приводит не только к старению, но также и к развитию некоторых заболеваний. Например, в одном из исследований рассматривается процесс окисления белков как причина клеточной гибели и старения. В другом исследовании говорится о том, что накопление окисленных белков может приводить к ухудшению работы клеток и быть причиной заболеваний. В третьем исследовании измененные белки рассматриваются как маркеры старения.
Протеом можно защитить от окисления. В этом помогают специальные белки-шапероны.
О лечении возрастного акне
По результатам исследований, количество взрослых людей с акне увеличивается. Взрослые женщины страдают от акне чаще, чем мужчины.
Это отмечают практикующие врачи. Если 20 лет назад с проблемой акне к дерматологам обращались молодые люди до 20 лет, то сейчас растет количество пациентов с запросом на решение одновременно двух проблем — и акне, и признаков старения.
С чем связан рост акне в целом и взрослого акне в частности? Исследователи отмечают роль стресса, “западной” диеты с высоким гликемическим индексом и большим количеством жиров.
При чем здесь диета? Дело в инсулиноподобном факторе роста 1 (IGF-1) — доказано, что он способствует образованию провоспалительного кожного сала с повышенным содержанием мононенасыщенных жиров, способствует синтезу андрогенов и увеличивает доступность дигидротестостерона в коже. У пациентов с акне и постакне уровни IGF-1 значительно более высокие, и этот уровень коррелирует с выраженностью акне, общим количеством комедонов и воспалительных элементов.
Влиять на уровень IGF-1 можно через диету: продукты с высоким гликемическим индексом, молочные продукты и сывороточный белок стимулируют IGF-1, а омега-3-жирные кислоты и диеты с низким гликемическим индексом снижают его. «Впрочем, — отмечала в докладе дерматолог, доктор медицинских наук Елена Аравийская, — полноценной доказательной базы о пользе диет пока нет».
Препаратом первой линии в лечение акне средней и тяжелой степени тяжести остается системный ретиноид изотретиноин. Есть клинические рекомендации по дозировкам для его приема — но вопрос о том, какая минимальная доза будет эффективной, остаются дискутабельными. Об этом в своем докладе говорил профессор Кристос Зубулис.
Об экобиологии
Один из ведущих трендов развития космецевтики — заимствование природных механизмов для защиты нашего организма и нашей кожи. Этот подход называется экобиология.
Согласно ему кожа — живая и сама по себе совершенная экосистема. Множество микроорганизмов на ее поверхности (микробиота) оказывает влияние на клетки верхних слоев (кератиноциты). Те, в свою очередь, взаимодействуют с клетками глубоких слоев (фибробластами). Множество механизмов их “общения” поддерживают постоянство экосистемы. Но и внешние, и внутренние факторы могут вызвать дисбаланс и привести к нарушению работы кожи.
Ингредиенты для косметических средств в экобиологическом подходе выбираются по принципам биомиметики. Это должны быть компоненты, которые обладают максимальной совместимостью с кожей. (Например, клеточная вода Institut Esthederm, которая лежит в основе средств, практически идентична межклеточной жидкости в коже.)
Другой пример — биомиметичные пептиды, родственные коже, стимулируют синтез коллагена и ключевых структурных белков (ламинин, фибронектин); а антиоксидантный комплекс в составе солнцезащитных средств помогает коже справиться с оксидативным стрессом — главной причиной фотостарения.
Идея экобиологического подхода — в укреплении естественных адаптационных механизмов кожи. Лечить не проявление проблемы само по себе (например, воспаление), а восстанавливать механизм, сбой которого привел к этой проблеме (использовать антиоксидантные пропилгаллат и маннит, чтобы препятствовать окислению липидов).
Читайте также:
- Шапероны: новая категория активных ингредиентов для молодости кожи? Разбираемся
- Как убрать морщины вокруг глаз и скинуть 5 лет с помощью RF-лифтинга